Индивидуальный подход (О.С. Газман, И.А. Зимняя, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.) подразумевает, что процесс воспитания организуется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамент, характер, способности, склонности, мотивы, интересы и т.д.). Сущность индивидуального подхода состоит в дифференцированном использовании форм, методов, приемов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитания по отношению к каждому ребенку. Индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности включает основы личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических взаимодействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности (бытия).
Осуществление индивидуального подхода требует, чтобы весь процесс воспитания строился дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития физических умений, умственных способностей, индивидуальных психических особенностей ребенка.
Индивидуализация воспитания ‒ это деятельность педагога по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрел в социальном опыте [2, C. 268].
Методологическую основу индивидуализации воспитания составляет концепция педагогической поддержки (О.С. Газман), в основе которой лежат следующие нормы педагогического взаимодействия: любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение слушать, слышать и услышать; уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление; поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; собственный самоанализ, собственный самоконтроль и способность изменить позиции и самооценку [1].
Целью индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, что педагог признает право ребенка «быть самим собой» и уважает самоценность личности воспитанника.
По мнению О.С. Газмана, индивидуализация воспитания предполагает, во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства, во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида, в-третьих, поддержка ребенка в автономном духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению (экзистенциальному выбору) [1, C. 58]
Система школы складывается из совместной деятельности учителей, обучающихся, родителей, педагогов дополнительного образования, педагогов учреждений культуры и спорта, воспитания на уроке, вне урока через систему дополнительного образования, курсы внеурочной деятельности, реализацию программ воспитания области и города, экскурсионной и творческой деятельности, клубной работы. Воспитательная работа в школе осуществляется согласно утвержденному плану, на основе диагностики, отборе и реализации наиболее эффективных форм и методов работы по воспитанию подрастающего поколения. Все дети проходят психолого-диагностическое обследование, что позволяет получить более полную информацию о них, использовать ее при планировании мероприятий по основным направлениям воспитательной работы. При такой организации учебно-воспитательного процесса в центре стоит личность ребенка, его интересы, успехи. Основная задача школы создать такие условия, при которых в ситуации успеха оказываются все обучающиеся, а личный успех ученика ведет к его дальнейшей успешной социализации.
Индивидуальная работа с обучающимися в рамках воспитательной системы школы строится в следующих направлениях: 1) изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также со школьным психологом; 2) поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; 3) индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; 4) коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Таким образом, индивидуализация – важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного её развития (социально-типичного, индивидуально-своеобразного). Эффективность индивидуализации воспитательной системы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от установления уровня воспитанности каждого ребёнка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства учителя.
Литература
1.Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман// Народное образование. ‒ 1998. ‒ №6. ‒ С. 108-111.
2.Коджаспирова, Г.М., Словарь по педагогике (междисциплинарный) /Г.М. Коджаспирова, Л.Ю. Коджаспиров. ‒ М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. ‒ 447 с.