Введение. Заменит ли электронный носитель бумажный вариант? В современном обществе появилось множество устройств; а также доступ в интернет, где можно найти нужную информацию в кратчайший срок, что не сказать про бумажный носитель.
Электронный вид информации является самым популярным средством для восприятия данных из различных областей. Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств [4]. Основа физиологического восприятия – процессы, которые проходят в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов начинается возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. В соответствии с анализатором рассматривают 6 видов: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
В процессе деятельности человек до 90% всей информации принимает через зрительный анализатор. Результативность протекания акта зрительного восприятия в значительной степени зависит от состояния зрительных функций (остроты зрения, поля зрения, цветоразличения и др.). Наибольшее влияние на результативность зрительного восприятия оказывают зрительные функции, которые называются базовыми. К основным базовым функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения, глазодвигательная функция и др. Нарушение любой из функций зрения неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.
Огромную роль в современной жизни человека играет информация. Устройства, которые могут быть в качестве электронного вида информации различны по своим параметрам: компьютер, проектор, электронная книга, планшет, а также мобильный телефон [2].
Текст − зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов [1]. Цифровой вид информации имеет преимущество: его можно видоизменять: сжимать, поворачивать и прочее.
В школе, университете в большинстве случаев мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по различным учебникам и пособиям.
Анна Манген – психофизиолог, считает, что текст в электронном виде воспринимается хуже из-за отсутствия физической сущности. У человека пропадают ощущения количества и полноты. Книгу, как физический объект, можно потрогать, полистать ее страницы, при этом тактильные ощущения сочетаются со звуковыми и зрительными. В ходе прочтения бумажных текстов возникают связи между сенсорно-моторными и когнитивными процессами в разных областях мозга. Восприятие информации улучшается, поскольку физические ощущения от манипуляций с книгой успокаивают читателя [3].
Следующая достаточно значительная разница между печатным и электронным текстом: текст в виртуальной среде не ограничен пространственными рамками. Если выразится метафорически, то экран монитора – это не законченная картина, а окно, за пределами которого действие может продолжаться.
Следует также придавать значение психологическим моментам в отличиях между виртуальной средой и печатной продукцией. Физическая ограниченность бумажной продукции (газеты, журналы, книги) состоит в том, это позволяет нам воспринять ее единовременно как цельный объект. Абсолютно любой сайт потенциально бесконечен в любом направлении: от размера площади отдельной страницы до количества вложенных страниц.
Виртуальная среда имеет преимущество – нелинейность восприятия, которое осуществляется при помощи гиперссылок. Подобие «нелинейности» в печатной продукции являются справочник или словарь, где одна часть информации имеет ссылку на другую. По сравнению с гиперссылками, словари и справочники пользуются малым успехом, ибо по страницам переходить долго.
Результаты: Для того, чтобы выяснить приводит ли к напряжению сенсомоторной системы электронный носитель при восприятии текстовой информации была поставлена задача осуществить экспериментальное исследование в соответствии с разработанной методикой.
Обследование проводилось весной в 2021 году. В исследовании принимали участие 20 студенток Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Средний возраст испытуемых от 20 до 22 лет. Исследование проводилось с помощью теста на простую зрительно-моторную реакцию (ПЗМР). Исследование «ПЗМР» является одной из наиболее информативных методик оценки силы нервных процессов. Тест Мюнстерберга (ТМ) – психодиагностический тест, разработанный в начале XX века немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом. Среди текста, который представляет собой случайную последовательность букв, есть 22 слова. Задача испытуемого состоит в том, чтобы просмотреть строку за строкой и как можно быстрее найти данные слова. Найденные слова помечаются. Время выполнения задания – 2 минуты [6]. Тест ПЗМР проводился до и после теста Мюнстерберга, результаты ПЗМР позволяют сделать вывод о свойствах и текущем функциональном состоянии центральной нервной системы, что в свою очередь отражает насколько стабильно нервная система выполняет эту деятельность. Тест состоял из 50 световых стимулов зеленого цвета, первые 5 являлись тренировочными и в расчете параметров не участвовали, что обусловлено особенностями оценки функционального состояния ЦНС [5]. Задача испытуемого – реагировать на появление каждого сигнала как можно более быстрым нажатием на правую ответную клавишу указательным пальцем соответствующей руки.
Полученные данные были обработаны статистически с использованием программ Microsoft Excel и SPSS.
Выявлены статистически значимые различия между сравниваемыми группами по параметрам ПЗМР, представленные в таблице 1.
Результаты анализа показали наличие некоторых статистически достоверных изменений параметров ПЗМР при выполнении теста в бумажном варианте. Так, медиана показателя «надежность деятельности» возросла после выполнения бумажного варианта, границы квартильных коридоров сузились. Таким образом, это свидетельствует о мобилизации ресурсов сенсомоторной системы после выполнения бумажного варианта когнитивной задачи. Значимые результаты этого параметра при выполнении электронного варианта не установлены.
Таблица 1. Изменение параметров ПЗМР при выполнении когнитивного теста с различных носителей
Показатель |
фб |
б |
фэ |
э |
Скорость времени реакции (СВР), мс |
257 (250,75; 268) |
257 (245,5; 273,75) |
252 (245; 264) |
255 (246,5; 261,5) |
Функциональный уровень системы (ФУС), балл |
4,6 (3,95; 5,2) |
4,2 (4,025; 4,5) |
4,35 (4,025; 5,2) |
4,2 (4,1; 4,8) |
Устойчивость реакции (УР), балл |
2,1 (1,175; 2,8) |
1,45 (1,125; 2,25) |
1,74 (1,25; 2,7) |
7,6 (1,35; 2,175) |
Уровень функциональных возможностей (УФВ), балл |
4,45 (3,425; 5,175) |
3,75 (3,425; 4,375) |
3,95 (3,55; 5,075) |
3,8 (3,625; 4,5) |
Надежность деятельности (НД), % |
95 (90; 96) * |
96 (94;98) * |
95 ( 82; 98) |
96 (92,5; 98) |
Преждевременно (Пре), ед |
0,5 (0; 1) * |
0 (0; 0,75) * |
1 (0; 1) |
0,5 (0; 1) |
Примечание
Статистически значимы различия полученных показателей при: * – p <0,05
Фб – фон до бумажного варианта, б – бумажный вариант, фэ – фон до электронного носителя, э – электронный вариант.
Медиана значений преждевременного реагирования статистически значимо уменьшилась после выполнения бумажного варианта, что позволяет сделать вывод о том, что испытуемые совершают больше преждевременных нажатий на кнопку мыши после выполнения ЭВ, что может свидетельствовать о некотором напряжении нервной системы. Между остальными сравниваемыми параметрами ПЗМР статистически значимых различий не выявлено.
Обнаружены статистически значимые различия в количестве обнаруженных слов испытуемыми при выполнении ТМ с различных носителей. В электронном варианте количество слов обнаружено больше, чем в бумажном. Из этого следует, что восприятие текстовой информации проходит лучше с электронного носителя (p = 0,018).
Выводы: Таким образом, можно сказать о большей стабильности нервных процессов при электронном предъявлении теста Мюнстерберга.
С точки зрения анализа зрительно-моторных реакции бумажный носитель лучше, чем электронный, это статистически доказано с помощью показателя «надежность деятельности». Также можно сделать вывод о том, что человек воспринимает лучше информацию с электронного носителя (так как количество слов прочитано больше). Но ошибок допускают больше после предъявления теста Мюнстерберга в электронном носителе, что статистически доказано.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Митрофанова В.С. Особенности восприятия текстовой информации на бумажных и электронных носителей / В. С. Митрофанова – Ульяновск: Вестник ульяновского государственного университета, апрель 2015 – 32-34 с.
2. Особенности защиты информации на внешних носителях // Марченко В.С. Информационные системы и технологии: управление и безопасность. 2014. № 3. С. 166-174.
3. Бакалавр-магистр [Электронный Ресурс] – Режим доступа: http://bakalavr-magistr.ru/news/220 (дата обращения: 1.12.2021).
4. Чернобай А.Д., Федотова Ю. Ю. (2005) / Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти.
5. Особенности показателей простой зрительно-моторной реакции, внимания, памяти и адаптационных возможностей у студентов-медиков в течении учебного семестра // Горбатенко Н.П., Япрынцева О.А., Кравцова А.В., Дорохов Е.В. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2020. № 80. С. 68-74.
6. Википедия [Электронный Ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тест_Мюнстерберга#Методика_проведения_теста (дата обращения: 2.12.2021).
1 Научный руководитель: Чуб Игорь Сергеевич – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем САФУ им. М. В. Ломоносова