ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Пандемия COVID-19, разразившаяся в 2020 году, нанесла серьезный урон мировой экономике, что привело к росту уровня безработицы, сокращению объемов производства, снижению уровня жизни населения и, как следствие, снижению уровня спроса и потребления. Многие предприятия, не сумев адаптироваться к быстро меняющимся условиям среды, вынуждены были приостановить свою деятельность, что также оказало негативное влияние на экономический рост.

Во время пандемии цифровые технологии стали важнейшим средством обеспечения связи, способствующим непрерывности взаимодействия и протекания многих экономических и социальных процессов. На многих рынках наблюдается более широкое использование цифровой инфраструктуры по сравнению с докризисными уровнями. Многие предприятия внедрили цифровые бизнес-модели для поддержания производственных операций и сохранения уровня доходов. Кризис наглядно продемонстрировал потенциал и возможности цифровых технологий, и некоторые изменения насколько глубоко и качественно повлияли на развитие экономики, что их уже невозможно обратить вспять. Данные события явились предпосылками для ускоренного развития цифровой экономики.

В рамках данной статьи мы определяем цифровую экономику как «экономическую деятельность, функционирование которой основывается на цифровых технологиях с использованием соответствующих бизнес-процессов и моделей, при этом основная деятельность заключается не только в разработке и продаже программных продуктов, но и в производимых электронных товарах и сервисах.»1

Направления государственной политики в области регулирования цифровой экономики в период пандемии

Степень и характер влияния пандемии на процесс цифровой трансформации экономики различаются в развитых и развивающихся странах. В странах с более низким уровнем жизни наблюдается небольшой процент использования цифровых технологий в экономической и социальной жизни общества. Существует большой разрыв в обеспечении должного уровня образования, здравоохранения, инфраструктуры между городскими и сельскими районами, высокие барьеры доступности мобильного интернета.

Однако, в странах с наиболее развитым уровнем технологического оснащения и обеспечения пандемия способствовала ускорению процесса цифровой трансформации. Такая ситуация характерна для Китая и Японии, которые к моменту распространения коронавируса уже являлись лидерами в некоторых отраслях цифровой экономики. В данных странах использование цифровых технологий увеличилось не только на рынке В2С, но и на рынке В2В, менее подверженной цифровым изменениям части экономики.2

Далее рассмотрим основные направления, которые необходимо координировать правительству для обеспечения высокого уровня экономического роста и благосостояния общества и государства (Рис. 1).3

Рисунок 1. Обеспечение роста и благосостояния экономики4

Первое, что необходимо учитывать, это то, что меры социального дистанцирования, вызванные кризисом COVID-19, вынуждают многие предприятия, работников, работодателей более активно использовать дистанционные способы взаимодействия, что усиливает необходимость развития коммуникационных инфраструктур, а также качественного к ним доступа. Обеспечение достаточного уровня доступа сельских районов к бесперебойной и качественной связи, расширение доступа к средствам обмена данными могут способствовать получению экономических и социальных выгод.

Также ввиду того, что экономика и предприятия активно движутся к цифровизации, правительство должно гарантировать, что уровень подготовки и качество образовательных программ позволят обеспечить экономику квалифицированными кадрами, обладающими всесторонним набором навыков решения проблем в условиях высокотехнологичной среды. Вследствие этого можно ожидать, что окружающая среда будет более эффективно использовать цифровые инструменты, осуществлять более сложные действия в режиме онлайн и лучше адаптироваться к цифровым преобразованиям.

Следующее направление, требующее государственного регулирования, это использование инноваций. Инновации, являясь движущей силой цифровой экономики, создают возможности для реализации новых товаров и услуг, разработки новых бизнес-моделей, появления новых рынков. Стимулирование предпринимательской деятельности, обеспечение дальнейшей цифровой трансформации научных исследований и стимулирование инвестиций в исследования и разработки могут способствовать быстрому и эффективному реагированию на кризис.

Также, учитывая большую зависимость от цифровых инструментов, сформировавшуюся в период пандемии, необходимо уделять больше внимания обеспечению доверия в цифровой среде, особенно в отношении цифровой безопасности, а также конфиденциальности данных потребителей. Мошенничество и фишинговые кампании участились с началом пандемии, поскольку злоумышленники воспользовались массовым переключением на онлайн-активность. Некоторые страны приняли общегосударственные стратегии цифровой безопасности, однако они еще нуждаются в активной доработке.

Затрагивая перспективы развития рынка труда, стоит упомянуть, что цифровая трансформация уже начала менять организации и рынки, поднимая глубокие вопросы о том, что будет представлять собой трудовая деятельность в будущем. Перспективы стали еще более неопределенными в условиях пандемии, которая способствовала распространению удаленного формата работы во многих организациях и вызвала рост сомнений в необходимости ряда профессий. По мере того, как политические деятели борются с экономическими последствиями в условиях кризиса и по мере того, как цифровизация продолжает распространяться по всей экономике, им необходимо будет по-новому взглянуть на структуры и правила рынка труда, одновременно работая над тем, чтобы работники, смещенные со своих рабочих мест ввиду цифровизации производственных процессов, не остались без внимания.

Во время пандемии люди проводят больше времени в Интернете – будь то для работы, учебы или социального взаимодействия, – в таких условиях со стороны государства требуется дополнительное внимание для поддержания их безопасности и благополучия. Правительствам следует воспользоваться этой возможностью для решения широкого спектра социальных проблем, возникающих в связи с цифровыми преобразованиями, включая вопросы, касающиеся здравоохранения, дезинформации и формирования зависимости от электронных гаджетов.

Кризис COVID-19 вызвал опасения по поводу консолидации рынка, поскольку стартапы, малые и средние предприятия изо всех сил пытаются удержаться на плаву, а крупные технологические компании оказывают растущее влияние на нашу цифровую жизнь. Правительствам необходимо учитывать последствия данной ситуации, оказывающие существенное влияние на динамику развития бизнеса и интеграции, поскольку все меньше компаний обеспечивают доступ к онлайн-миру.

Таким образом, кризис COVID-19 усиливает необходимость комплексного и скоординированного подхода к государственной политике в области цифровой трансформации. Это требует поиска сбалансированного подхода, который будет варьироваться в зависимости от культурных, социальных и экономических особенностей каждой страны или региона.

Влияние COVID-19 на фирмы и финансовые рынки

Рассмотрим подробнее процесс трансформации финансовых рынков и организаций в период пандемии. Временные перебои в поставках и производстве, вызванные ограничительными мерами в рамках пандемии, могут оказать негативное влияние на деятельность некоторых компаний, особенно тех, которые обладают недостаточным уровнем ликвидности. Трейдеры на финансовых рынках не всегда могут правильно определить, какие организации будут находится в наиболее уязвимом положении. Возникающее в результате повышение риска может свидетельствовать о том, что один или несколько ключевых игроков финансового рынка заняли убыточные инвестиционные позиции в текущих условиях, что еще больше ослабит доверие к финансовым инструментам и рынкам. Одним из последствий может быть значительный сбой на финансовом рынке, поскольку участники начинают беспокоиться о риске контрагента. Несколько более вероятным событием является значительный спад фондовых рынков и рынков корпоративных облигаций, когда инвесторы предпочитают владеть государственными ценными бумагами (особенно казначейскими облигациями США) из-за неопределенности, вызванной пандемией.

В данных условиях особое значение приобретает развитие финансовых технологий. С точки зрения классификации дерева финансовых технологий их можно найти в следующих категориях финансовых услуг: цифровой банкинг, финансирование финтех-платформ (краудфандинг и краудинвестинг), роботизированные консультации, электронные деньги, услуги цифровых платежей, страховые технологии и финансовая деятельность, связанная с криптоактивами и т.д.5

Основными целями развития финансовых технологий в соответствии с государственной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» являются: 6

Содействие развитию конкуренции на финансовом рынке;

Повышение доступности, качества и ассортимента финансовых услуг;

Снижение рисков и издержек в финансовой сфере;

Обеспечение безопасности и устойчивости при применении финансовых технологий;

Повышение уровня конкурентоспособности российских технологий.

Заключение

Пандемия оказала существенное влияние на все сферы жизни общества. Большому влиянию подверглись также различные сектора цифровой экономики, требующие активного государственного регулирования и поддержки. COVID-19 способствовал активной цифровой трансформации деятельности организаций. Изменения происходят стремительно и вынуждают участников экономических отношений активно трансформировать свою деятельность и подстраиваться под меняющиеся условия среды, чтобы выдержать в конкурентной борьбе.

Особое значение приобретает развитие финансовых технологий, способствующих росту финансового рынка и повышению качества финансовых услуг.

Литература:

1. Артеменко Д.А., Зенченко С.В. Цифровые технологии в финансовой сфере: эволюция и основные тренды развития в России и за рубежом. Финансы: теория и практика. 2021. №25-3. С. 90-101

2. Нагорный Д.А Влияние коронавируса на процесс цифровой трансформации мировой экономики//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №11-2. С. 181-183

3. Цифровая экономика: Учебник / Авторы-составители: Л. А. Каргина, С. Л. Лебедева [и др.]; под ред. Л. А. Каргиной. — М.: Прометей, 2020. — 220 с

4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7 (дата обращения: 23.12.2021).

Daniel Bachman The economic impact of COVID-19. 2020; URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/economy/covid-19/economic-impact-covid-19.html (дата обращения 20.12.2021)

5. OECD (2020), Digital Transformation in the Age of COVID-19: Building Resilience and Bridging Divides, Digital Economy Outlook 2020 Supplement, OECD, Paris, www.oecd.org/digital/digital-economy-outlook-covid.pdf.

1 Цифровая экономика: Учебник / Авторы-составители: Л.  А.  Каргина, С.  Л.  Лебедева [и др.]; под ред. Л. А. Каргиной. — М.: Прометей, 2020. — 220 с

2Нагорный Д.А Влияние коронавируса на процесс цифровой трансформации мировой экономики//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №11-2. С. 181-183

3OECD (2020), Digital Transformation in the Age of COVID-19: Building Resilience and Bridging Divides, Digital Economy Outlook 2020 Supplement, OECD, Paris, www.oecd.org/digital/digital-economy-outlook-covid.pdf.

4 OECD (2020), Digital Transformation in the Age of COVID-19: Building Resilience and Bridging Divides, Digital Economy Outlook 2020 Supplement, OECD, Paris, www.oecd.org/digital/digital-economy-outlook-covid.pdf.

5Артеменко Д.А., Зенченко С.В. Цифровые технологии в финансовой сфере: эволюция и основные тренды развития в России и за рубежом. Финансы: теория и практика. 2021. №25-3. С. 90-101

6Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7 (дата обращения: 23.12.2021).

Просмотров работы: 182