НОВЫЕ ФОРМАТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

НОВЫЕ ФОРМАТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пандемия коронавирусной инфекции, возникшая в 2020 г., повлияла на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на культуру. В сложившихся условиях органами власти было принято решение об отмене или переносе на неопределенный срок множества массовых мероприятий во избежание быстрого распространения вируса. Населению же было рекомендовано соблюдать режим самоизоляции. В итоге это привело к тому, что большинство организаций стали активно использовать возможности цифровой среды и переводить предоставление своих услуг в онлайн-формат, чтобы не потерять потребителя, обеспечить занятость сотрудников и оставаться на плаву в столь сложный период.

Само слово «онлайн» есть русская транскрипция с английского «online», что дословно может быть переведено как «на линии». Изначально этот термин применялся в телефонии и означал то состояние, когда ни один из участников телефонного сеанса не покидал беседы, то есть оставался на линии.

Далее, с развитием информационных технологий этот термин оказался применим и к интернетному соединению. Сейчас мы ассоциируем слово «онлайн» исключительно с работой в интернете, — настолько термин оказался удобен. При этом, онлайн может быть не только пользователь, подключенный к интернету, но и всевозможные события и явления, имеющие место быть во всемирной паутине. Вспомните слова вроде «онлайн-кинотеатр», «онлайн-магазин», «онлайн-казино» и т.д. Есть даже такое прилагательное: онлайновый. Оно не совсем правильное с точки зрения литературного русского языка, однако, прижилось и достаточно широко используется в общении в интернете.

Также быть онлайн, значит быть в сети, то есть быть авторизированным в какой-либо программе для мгновенного обмена текстовыми сообщениями, например, ICQ. В этом значении слово online наиболее близко к своему изначальному смыслу. Ведь, будучи «онлайн» в какой-нибудь программе для общения, пользователь, все равно, что держит телефонную трубку в руках.

Только он ее опустит (отключит программу), так сразу и пропадет связь между ним и его собеседником. Это очень интересно, поскольку показывает такую своеобразную связь времен. История поступает иногда странно, закрепляя старые слова, быть, может, вышедшие уже из употребления (впрочем, это не наш случай), за новыми явлениями, схожими по назначению, но отличными по форме.

В еще одном своем значении, термин online может употребляться как эквивалент фразе «прямая трансляция». Уже давно, многие телевизионные передачи, выпуски новостей, какие-то важные новости транслируются одновременно через телеканалы и в интернет. Впрочем, «трансляция» не всегда может быть прямой. Все мы слышали словосочетание «фильм-онлайн». В этом своем значении, слово «онлайн» обозначает некое видео (впрочем, как и аудио), которое можно посмотреть прямо в интернете, не скачивая его на жесткий диск компьютера.

Необходимо отметить, что у формата «онлайн» есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

1. Адаптация к будущему. Учеба, работа, экскурсии, концерты и другое перешло в интернет. Люди привыкают и ищут новые возможности, ведь онлайн доступен для каждого. На сервисе YouDo резко вырос спрос на репетиторов (от 40 до 100%): люди учат новые языки или готовятся к экзаменам. Футуристы утверждают, что такие вещи, как учеба-онлайн — это новая реальность и не стоит ее бояться. Эту тенденцию не остановить, поэтому лучше адаптироваться к онлайну и видеть плюсы во всём.

2. Доступность. Огромное количество форумов, выставок и конференций были недоступны людям из других стран и городов. А теперь, когда пришлось перейти на онлайн-формат, появилась масса возможностей для самообучения и саморазвития. Онлайн-лекции и экскурсии стали третьим самым популярным занятием россиян на карантине.

3. Время. Теперь не нужно тратить важный ресурс нашей жизни – время – на то, чтобы добраться до выставок и форумов.

4. Атмосфера. Кто-то предпочитает спокойную домашнюю атмосферу душному и заполненному лекционному залу или шумному концерту.

5. Усвояемость. Просматривая конференции в видео, мы можем поставить на паузу, отмотать назад и перемотать ненужную информацию.

Минусы:

1. Неподходящий формат. Не все люди воспринимают информацию онлайн. Для некоторых важен личный контакт и живое общение. Это относится и к выступающим. Преподавателям, которые в ответ на вопрос видят выключенные микрофоны и камеры и слышат тишину.

2. Проблемы со связью. Второй главный минус – качество связи. Не всегда интернет бывает на достойном уровне. Перебои в связи и, как следствие, информацию передали не вовремя или недостоверно.

Однако если брать у онлайн формата его преимущества и компенсировать недостатки, то в условиях пандемии вируса COVID-19 и перехода в режим изоляции, это единственный способ продолжать развитие. Но и в дальнейшем целесообразно продолжить активную работу в онлайн - среде, так как очень удобно использовать данный формат в комплексе с форматами оффлайн.

Именно, исходя из имеющихся возможностей онлайн - форматов, на время пандемии вируса COVID-19 Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова поручила всем учреждениям культуры разработать онлайн - программы. Соответствующее поручение Ольга Любимова дала в ходе рабочего совещания, которое состоялось в ведомстве. В связи с профилактикой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) федеральные музеи, театры и концертные залы должны предложить зрителям интерактивные мероприятия, доступные на соответствующих интернет-площадках.

«Вынужденные ограничения нельзя рассматривать как полное прекращение культурных мероприятий. Они просто меняют прописку и переходят в онлайн. Многие учреждения культуры имеют прекрасный опыт по общению со своими зрителями и посетителями в интерактивном формате: виртуальные экскурсии, записи спектаклей, концертов и лекций достаточно востребованы. Но нужно расширять палитру проектов, делая упор на образовательном и просветительском контенте, ведь сегодня самые активные пользователи интернета – это школьники и студенты», – отметила глава Минкультуры России Ольга Любимова.

Исходя из реалий новых условий работ учреждений культуры, многие министерства культуры разработали методические рекомендации в помощь специалистам культурно-досуговых учреждений. В этих документах даются общие рекомендации по созданию группы/сообщества или страницы учреждения в социальных сетях, по использованию хештегов в социальных сетях, определяются правила использования фотографий на сайте, в социальных сетях и на информационных платформах, правила видеосъемки

при проведении онлайн трансляций, размещения видеозаписей в социальных сетях, а так же рекомендации по составлению отчетов о проделанной работе в социальных сетях и предлагается интернет - источники в помощь работникам учреждений культуры при подготовке онлайн мероприятий.

Таким образом, в условиях пандемии привычные вещи приобрели новый вид – всё перешло в интернет. Даже выставки, конференции и форумы вышли в онлайн. Переход мероприятий в онлайн - режим — это актуально сейчас и перспективно в будущем.

В связи с распространением коронавирусной инфекции организации культуры вынуждены были рассматривать возможность использования альтернативных цифровых площадок, онлайн - экскурсий, применять технологии виртуальной реальности. Если ранее такие технологии существовали, но оставались нишевым продуктом, то в условиях социального дистанцирования к возобновлению деятельности в виртуальном формате прибегли даже самые известные организации. Онлайн - трансляции выступлений проходили в Метрополитен - опере, Кливленд балете. 27 марта 2020 года Большой театр впервые в истории начал серию онлайн - трансляций ранее записанных спектаклей собственного «золотого фонда». Трансляции проходили на официальном YouTube-канале Большого театра без географических ограничений. После окончания трансляции записи были доступны еще в течение 24 часов. Первые шесть онлайн - показов собрали около 3 млн пользователей из 134 стран. Общее количество просмотров по состоянию на 13 апреля 2020 года составило 6,5 млн.

ЮНЕСКО отмечает, что многие музеи по всему миру сумели внедрить онлайн - решения для обеспечения доступа посетителей. 40% европейских музеев отметили повышение онлайн - посещений со стороны пользователей. Данные опроса, проведенного Международным советом музеев, фиксируют увеличение количества виртуальных туров, сообщений в социальных сетях и других форм удаленного взаимодействия с пользователями. В целом, минимум 15% опрошенных музеев активизировали или инициировали деятельность в цифровой среде. Увеличение активности в наибольшей степени коснулось использования социальных сетей (47,5% опрошенных), проведения викторин и конкурсов (19,2% опрошенных), организации трансляций в прямом эфире (18,8% опрошенных).

Как и во многих других случаях ускоренной цифровизации, использование технологических достижений для возобновления мероприятий в сфере культуры, работы музеев и театров оказалось подкреплено траекторией предшествующего развития в данном направлении, позволив сохранить для населения доступ к объектам культуры и искусства в период пандемии.

Существуют разные идеи взаимодействия с аудиторией и форматы мероприятий в социальных сетях и на сайтах учреждений культуры и искусства: вебинары, онлайн-мастер-классы, челленджи, онлайн-акции, онлайн-флешмобы, онлайн-конкурсы, онлайн-концерты, виртуальные выставки и т.д.

Интернет-флешмобы делают для случайных зрителей, вызывая у них чувства удивления, интереса, восторга и желание присоединиться. В основном в интернет-флешмобе принимают участие с целью «самовыражения» и ощущения сопричастности к общему действию.

Челлендж (англ. Challenge – челлендж обычно переводится как «вызов» в контексте словосочетания «бросить вызов») – жанр интернет-роликов, в которых блогер (человек, которые делится контентом) выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своим подписчикам или неограниченному кругу пользователей.

Виртуальная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов, специально подобранных и систематизированных (фотовыставки, выставки творческих работ, тематические выставки и т.д.). Виртуальная выставка может стать как временной, так и постоянной.

Онлайн – мастер-класс – оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, литературы, актёрского мастерства, ремесла и т.д.) через сеть Интернет. Лучше всего, когда на сайте учреждения культуры или в социальных сетях выложена готовая смонтированная запись мастер-класса и доступная к просмотру в любое время. Не надо терять связь с участниками мастер- классов, необходимо активно и своевременно отвечать на вопросы в комментариях. Главное условие – высокое качество записи.

Вебинар, онлайн-семинар, разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет с возможностью обратной связи в режиме реального времени.

Онлайн-трансляции – передача происходящего (репортаж, мероприятие) в прямом эфире через Интернет. В прямой эфир можно давать интервью с сотрудниками и экспертами вашего учреждения, проводить лекции и мастер-классы. Попробуйте делать прямые эфиры внутри социальных сетей, чтобы дополнительно привлечь ту аудиторию, которая случайно увидела ваш эфир.

Онлайн-викторины – викторины на сайтах и страницах социальных сетей предлагаются в форме тестов, где пользователь выбирает правильный ответ из предложенного списка ответов. Необходима обратная связь или возможность просмотра правильных ответов.

Онлайн-конкурсы – конкурс, действие которого проходит в онлайн- режиме: представление рисунков, фотографий, видеороликов в соответствии с заданными условиями

Подкасты – это аудиопередачи из одного или нескольких выпусков. Большинство подкастов доступны бесплатно, их можно слушать на компьютере или смартфоне. Иногда подкасты ошибочно приравнивают к радиопередачам. В отличие от радио, которое работает онлайн, подкасты всегда идут в записи. Автор может анонсировать время выхода нового эпизода. Пользователь сам решает, в какой момент и каким образом послушать выпуск.

Таким образом, способствуя более широкому внедрению онлайн - технологий, пандемия позволила обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, которые были для них ранее недоступны по финансовым соображениям или в силу физических ограничений, что является пользой для зрителей, имеющих возможность удовлетворить культурные потребности и справиться с последствиями самоизоляции.

Вывод: использование современных онлайн - форматов существенно расширяет возможности учреждений культуры по взаимодействию с населением, способствует формированию культурного диалога и активной позиции населения. Получение открытой и достоверной, а также своевременной информации онлайн, позволяет существенно повысить эффективность и качество обслуживания населения.

Список литературы:

Ипатова С. С. Сфера культуры в условиях пандемии: проблемы и возможности. Научные записки молодых исследователей. 2021;9(1):31–40.

Дугужева М.Х., Симаева Е.П. Трансформация законодательства о культуре в условиях цифровизации. Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019;(44):190–208. DOI: 10.17072/19954190–2019–44–190–208

Корнилова М.В. Интернет как адаптационный ресурс пожилых пользователей. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018;18(3):250–259. DOI: https://doi. org/10.18500/1818–9601–2018–18–3–250–259

Минкультуры РФ перевыполнит план нацпроекта «Культура» по цифровизации в условиях пандемии. URL: https://futurerussia.gov.ru/ (дата обращения: 04.08.2020).

Петров С. Как выживает культура на карантине и что ее ждет. Федеральное агентство новостей. URL: https://riafan.ru/1262176-kak-vyzhivaet-kultura-na-karantine-i-chto-ee-zhdet-fan-tv (дата обращения: 06.08.2020).

Интернет – источники:

Онлайн-мероприятия: плюсы и минусы/ Электронный ресурс. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5f15982a7289ce04de8a1874/ (Дата обращения 10.01.2021).

Культура уходит в онлайн: Ольга Любимова поручила всем учреждениям культуры разработать онлайн программы. Электронный ресурс. URL: https: //culture.gov.ru/press/news/ (Дата обращения 10.01.2021).

Министерство культуры и культурной политики Ульяновской области. [Сайт]. URL: http://ulmincult.ru/(Дата обращения 10.01.2021).

Идеи для КДУ: мероприятия в формате онлайн. Электронный ресурс. URL: https: //ocktula.ru /idei-dlya-kdu-meropriyatiya-v-formate-onlajn.html (Дата обращения 10.01.2021).

Как пандемия коронавируса повлияла на культурную жизнь России. Электронный ресурс. URL: https://rg.ru/2020/05/26/kak-pandemiia-koronavirusa-povliiala-na-kulturnuiu-zhizn-rossii.html (Дата обращения 08.01.2021).

Идеи для КДУ: мероприятия в формате онлайн. Электронный ресурс. URL: https: //ocktula.ru /idei-dlya-kdu-meropriyatiya-v-formate-onlajn.html (Дата обращения 10.01.2021).

Просмотров работы: 450