ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Капитонова А.А. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к фундаментальной подготовке обучающихся, созданию условий для реализации личностно-ориентированного образования, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, а также необходимостью формировать у обучающихся представление о цифровых образовательных ресурсах, что является неотъемлемой составляющей процесса формирования функциональной грамотности у обучающихся основной школы [1]. Процесс формирования функциональной грамотности должен быть встроен в каждый урок, а кроме этого включен и в учебную программу как обязательная составляющая. Задания на функциональную грамотность преимущественно должны быть ориентированы на возраст и интересы обучающихся, охватывать все её составляющие, опираясь на предметные знания и умения и иметь разный уровень сложности. Инструментарий для комплексной оценки образовательных достижений обучающихся основной школы должен содержать: предметные результаты (параллели и модули, все предметы, базовое и углубленное изучение предметов); метапредметные результаты (работы с информацией, логические действия, основы научного познания); социальные навыки (умения человека успешно взаимодействовать с окружающими); функциональную грамотность и все её составляющие; регулятивные и коммуникативные действия в групповой проектной деятельности; механизмы решения проблем развития критического креативного мышления у обучающихся [3].

С учётом специфики курса математики основной школы, нами выделены возможности курса, где можно формировать функциональную грамотность у обучающихся. Задания должны быть объединены в тематические блоки, что и будет составлять основу инструментария для оценки функциональной грамотности обучающихся. Данный подход находит своё отражение в международной программе по оценке образовательных достижений обучающихся PISA (Programme for International Student Assessment) [5]. В исследованиях PISA термин «функциональная грамотность» рассматривается, как способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний, находить решение в новой неосвоенной ситуации [4]. Сами исследования заключаются в изучении того, обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Согласно программе PISA, функциональная грамотность включает в себя: глобальные компетентности, креативное мышление, естественнонаучную грамотность, финансовую грамотность, читательскую грамотность и математическую грамотность [4].

В условиях информатизации и цифровизации образования процесс формирования функциональной грамотности выходит на новый уровень. Учитывая опыт работы ведущих специалистов в области информатизации образования, на основе личного опыта работы с обучающимися разных возрастных групп, рассмотрим возможность использования технологии дополненной реальности как одного из средств сопровождения процесса формирования функциональной грамотности у обучающихся основной школы [2].

По результатам исследований следует констатировать, что в настоящее время у обучающихся наблюдается низкий уровень функциональной грамотности, что затрудняет их адаптацию в обществе. Однако каждый обучающийся хочет быть социально успешным, иметь высокий уровень благополучия в жизни. Поэтому повышение уровня сформированности функциональной грамотности является приоритетным и значимым направлением современного образования, а технология дополненной реальности способствует вовлечению обучающихся в исследуемый процесс.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования одной из основных задач педагога является поиск новых приёмов, средства, методов обучения, которые помогали бы повышать мотивацию, интерес учащихся к предмету, концентрировать внимание обучающихся при изучении отдельных тем и разделов школьного курса математики и информатики. Именно технология дополненной реальности позволяет создавать наглядные, интерактивные и информационно полные объекты. Использование AR-технологии позволяет вовлечь в образовательную деятельность не только учебные классы, учебное оборудование и УМК, но и рекреационные пространства, превращает любую поверхность в информационно насыщенную зону.

Электронный учебник обеспечивает разнообразие проверочных заданий, тестов, помимо этого здесь можно все задания и тесты давать в интерактивном режиме. При неверном ответе можно представить верный ответ с разъяснениями и комментариями. И именно такие учебники внедряются в современную систему образования, прививают любовь к предмету.

В рамках данной статьи рассмотрим готовую разработанную рабочую тетрадь для подготовки к основному государственному экзамену для учащихся 9 классов с дополненной реальностью (рис. 1).

Рис. 1. Обложка тетради

Представленная рабочая тетрадь – это авторское учебно-практическое издание, предназначенное для самостоятельной подготовки обучающихся.

В рабочей тетради образовано два слоя: печатный и виртуальный (рис. 2).

Рис. 2. Печатный и виртуальный слой рабочей тетради

К печатному слою можно отнести опорный конспект каждого параграфа: схемы, таблицы, иллюстрации, цитаты, классические задачи из экзамена с последующей проверкой. К виртуальному слою относятся интерактивные задания, видео-объяснения по той или иной теме и видео-разборы типовых заданий из экзамена. При использовании подобной рабочей тетради у обучающихся формируются отдельные компоненты функциональной грамотности.

Перечислим основные преимущества использования рабочей тетради для подготовки к основному государственному экзамену:

1. Использование тетради исключает необходимость тратить время на запись аудиторных и внеаудиторных заданий, так как весь необходимый материал там представлен, если нужно записать что-то дополнительное, то для этого существует последняя страничка «заметки».

2. Тетрадь на печатной основе дает возможность провести определенную подготовку школьника на уроке.

3. Она позволяет детям более осознанно, целенаправленно осознать теоретический материал.

4. Тетрадь содержит большое количество иллюстраций, что способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний.

5. Работая с каждым заданием самостоятельно, у школьников появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения, что также способствует более качественному усвоению изучаемого материала.

Таким образом, использование технологии дополненной реальности в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы дает возможность реализации целого ряда инноваций, преимуществ и перспектив, что полностью соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Использованием предложенного приёма показывает технологическую продвинутость учителя, позволяет вовлечь учащихся в обучение, создавая учебные ситуации, для достижения качественного результата.

Направления дальнейших исследований заключаются в улучшении качества исследуемого процесса, с учётом усовершенствования и корректировки выбранной технологии дополненной реальности, поиске новых подходов и разработке комплексных интерактивных заданий с помощью цифровых образовательных ресурсов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся.

Список литературы:

Белов, С.В. Использование интерактивных онлайн платформ в процессе обучения математике / С.В. Белов, И.В. Белова // Состояние и перспективы развития ИТ-образования : Всероссийская научно-практическая конференция : сб. докл. и науч. ст. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – С. 210-217.

Белова, И.В. Цифровые компетенции педагога, как показатель уровня сформированности информационно-медийной грамотности / И.В. Белова, С.В. Белов // Современные тренды образования : III Всероссийская (национальная) педагогическая научно-практическая конференция : сб. ст. –Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2021. – С. 159-163.

Капитонова, А.А. Функциональная грамотность как составляющая комплексной оценки результатов обучения в основной школе / А.А. Капитонова, С.В. Белов // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых : IX Международная научная конференция : сб. ст. – Москва-Иваново-Шуя : Изд-во Иван. гос. ун-т, 2021. – С. 82-84.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2018 г.). - Текст : электронный // Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО : [официальный сайт]. – 2010-2020. - URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html (дата обращения: 24.12.2021).

PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). - Текст : электронный // Федеральный институт оценки качества образования : [официальный сайт]. – 2018-2021. - URL: https://fioco.ru/pisa (дата обращения: 24.12.2021).

Просмотров работы: 65