Широкое развитие информационных технологий наложило определённый отпечаток на развитие личности современного школьника, в связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) ставит перед образовательными организациями новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Формирование у обучающихся способности к обучению и самообучению на протяжении всей жизни является одной из приоритетных задач ФГОС. Помимо этого, ФГОС предполагает объемное использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Благодаря широкому применению информационных технологий за последние годы проектно-исследовательская деятельность стала более насыщенной и эффективной. Формированию основ информационной культуры, а также новых способов работы с альтернативными источниками информации в проектно-исследовательской деятельности учащимся помогает применение ИКТ. В процессе использования информационных технологий в проектной работе у школьников формируется отношение к компьютеру как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно и интересно, и в результате такой работы у учеников автоматически возрастает мотивация к изучению школьных предметов [4].
Основанные технологии организации проектной деятельности учащихся в условиях информатизации общества, отвечают самым современным требованиям к учебному процессу, ориентированному на достижение современных образовательных результатов по литературе [1]. Для достижения современных образовательных результатов необходима специальная организация учебного процесса. Только при использовании и учителем, и учащимся технологических инструментов, которые соответствуют современному этапу развития общества, можно получить набольший эффект от осуществления предметной деятельности на уроках литературы.
Современные исследователи в своих работах рассматривают актуальные реалии важных вопросов проектно-исследовательской деятельности. А.Л. Наумов, И.В. Васильева и др. описывают специфику формирования ключевых компетенций у учащихся посредством проектной деятельности. В работе С.В. Плащевой рассмотрен процесс развития исследовательских умений. Д.В. Макарова рассказывает в своем труде о развитии проектных умений. О формировании опыта проектной деятельности разобрано в работах Н.Б. Топка и А.Г. Постригич. О вопросах подготовки к проектной деятельности рассказывает П.Ф. Алексеев и Е.И. Антонова. О.В. Львова и М.И. Бочаров в своих работах рассматривают процесс использования информационных технологий для организации проектной деятельности. Но при этом многообразии научных трудов, отсутствуют комплексное исследование возможностей информационно-коммуникационной образовательной среды для повышения эффективности использования метода проектов в достижении современных образовательных результатов, и методика организации проектной деятельности учащихся в такой среде при обучении литературе [1].
В связи с отсутствием комплексного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности при изучении литературы необходимо обогащение теоретических основ методики преподавания курса литературы в основной школе за счёт:
- выявления свойственных отличительных черт организации проектной деятельности при обучении литературы, обусловленных особенностью информационно-коммуникационной образовательной среды проекта, требованиями к образовательным результатам и особенностями подросткового возраста учащихся [2];
- раскрытия и научного обоснования совокупности принципов организации информационно-коммуникационной образовательной среды проекта, способствующих повышению эффективности метода проектов в достижении современных образовательных результатов по литературе;
- построения модели проектно-исследовательской деятельности в области литературы в условия информатизации образования с применением специальных методологических подходов, ориентированных на достижение современных образовательных результатов [4].
В результате применения данного спектра теоретических основ на практике могут быть осуществлены следующие способы эффективной работы в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся:
- разработка специальной методики, основанной на комплексном применении современных методологических подходов к обучению, отражающей системно-деятельностную направленность современного образования [3];
- разработка специального комплекса педагогических условий, благодаря которому функционирование данной методики будет успешно;
- разработка комплекта методических и дидактических материалов по использованию методики организации проектной деятельности при обучении литературы в условиях информатизации образования.
В результате, совокупность теоретических и практических средств, в использовании цифровых технологий при организации проектной деятельности на уроках литературы, позволит:
- повышать качество обучения;
- эффективно организовывать познавательную деятельность учащихся;
- формировать высокий уровень мотивации к учебной деятельности;
- развивать самостоятельность учащихся;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать творческие способности.
Таким образом, информационные технологии играют огромную роль в проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Список литературы:
Власенко, В.А. Использование ИКТ в организации проектной деятельности учащихся / В.А. Власенко // Проблемы современного математического образования в ВУЗах и школах России: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции - Киров: ВятГГУ, 2009. – 127 с.
Зенкина, C.B. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: дис... докт. пед. наук / C.B. Зенкина. - М.: 2007. - 302 с.
Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004. -384 с.
Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.