Сегодняшняя проблема образования, как школьного, так и вузовского, это безучастность обучаемых учеников и студентов. Такое апатичное отношение к процессу обучения некоторые могут списать, как на результат плохой воспитательной работы родителей и воспитателей детских садов, так и на влияние общества, путем «промывания мозгов» при помощи современных средств связи: телевизоры, смартфоны, интернет, игры и т.п.
И они будут правы, но лишь отчасти. Да, названные причины имеют место быть. Но если смотреть на проблему апатии к учебному процессу более глобально – посмотреть на нее находясь не на поверхности этой проблемы, а со стороны, абстрагироваться, и взглянуть на нее, не являясь ее участником, то будет ясно видно, что эти причины верхушка огромного айсберга.
По моему мнению, основной причиной «наплевательского» отношения к обучению со стороны и учеников и студентов, является безучастность, незаинтересованность учителей и преподавателей, т.е. такое же «наплевательское отношение» к учебному процессу.
Как известно, начиная с детского сада и парты начальной школы, ребенок как губка впитывает поступающую к нему информацию, в результате чего в его мозге формируются нейронные связи. И по мере частоты обращения к информации, нейронные связи, которые характеризуют ее, все больше крепнут, и если к ней не обращаться, то нейронные связи постепенно начинают разрушаться. Помимо этого, у ребенка в это время формируются поведенческие паттерны – он наблюдает, и примеряет на себя их. В результате он формируется как личность. Т.е. в детском саду и в начальной школе, ребенок, так сказать, программируется для обучения и дальнейшей своей жизни. И если ребенка на начальном пути неправильно «запрограммировать», то в дальнейшем, при обучении в вузе, ему будет все труднее и труднее даваться учебный процесс, который в итоге может привести к апатии и безучастности в целом.
Чтобы это предотвратить школьный учитель, и в дальнейшем преподаватель вуза, должен любить свой предмет, ему должно нравится обучать других этому предмету, а также всячески участвовать и поддерживать в учебном процессе своих учеников и студентов. Т.е. исполнять функции воспитателя.
Многие преподаватели и учителя могут не согласиться с этим, высказывая что они не воспитатели детского сада, и что их задача, как преподавателя и учителя, состоит сугубо в обучении студентов своим предметом, а не воспитании, которым занимаются родители и воспитатели детских садов. И они будут не правы! Если посмотреть на время человека которое он проводит до своего совершеннолетия, и разбить по категориям, то будет видно, что больше половины из всего он провел вдали от родителей, в детском саду и в школе. А если посмотреть какую часть из этого он провел в детском саду, где воспитывается по мнению учителей, то она составит лишь пятую часть. И как бы эти учителя не открещивались от своих воспитательных задач, они в том или ином виде занимаются им. То же самое можно сказать и про преподавателей, ведь большинство из студентов обучаются не в родных местах, а в других городах.
Резюмируя вышесказанное, отмечу какие роли исполняют воспитатели, учителя и преподаватели в формировании обучаемого:
Воспитатель детского сада формирует фундамент личности человека, на которое будет опираться все последующее. Здесь, как и в случае с домом, да и не только с домом, с любым сооружением, и даже с машиной или устройством, если основа не крепкая, то долго оно не проживет, не выдержит все нарастающей нагрузки.
Школьный учитель формирует любовь человека к обучению – приобретает базовые навыки, которые ему понадобятся в дальнейшем. Также на этом этапе, учитель помогает выявить у человека склонности к тем или иным наукам, грубо говоря помогает найти нужную тропинку, по которой будет легче шагать в дальнейшем.
Преподаватель вуза формирует профессиональные качества и навыки человека, которые помогут ему в дальнейшем на работе, при общении с коллегами, начальством и партнерами.