За последние годы ситуация в российском образовании сильно изменилась благодаря государственным программам по информатизации, внедрению информационно-коммуникационных технологий в педагогическую практику. Правильное использование в учебном процессе компьютера, который является техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.
В современном мире учителя на своих уроках используют много новых веб-сервисов, которые позволяют сделать урок более ярким, интересным и тем самым учащиеся быстрее вовлекаются в учебный процесс и их интерес к материалу возрастает. К таким сервисам как раз и относятся онлайн-доски.
Онлайн-доски – один из инструментов, с помощью которых осуществляется онлайн обучение. С одной стороны, они сохранят формат онлайн-формата, с другой же обеспечивают контакт обучающегося с преподавателем [4].
Они могут стать и местом планирования, и инструментом объяснения визуализации учебного материала, и способом проведения мозгового штурма. Они хорошо подходят для планирования, обсуждения любых идей, а главное совместной работы с учениками, в том числе во время видеоконференций.
Рисовать на пространстве доски можно разными цветами, выбирать толщину линий, добавлять заметки. Все это легко проделать как с помощью мышки, так и пальцем на планшете или мобильном телефоне.
Основные функции для начала онлайн-занятий у всех программ, которые рассмотрены ниже, бесплатны, но полный возможности доступны за абонентскую плату. При этом на некоторых сайтах предлагается специальный тариф для учителей и школ.
Примерами самых актуальных на данный момент онлайн-досок являются:
Padlet (рис.1,2) – это онлайн-доска, на которой можно коллективно работать с компьютера или смартфона. Достаточно отправить ссылку на доску ученикам. Сайт - https://ru.padlet.com/ .
Рис. 1. Внешний вид онлайн-доски Padlet
Рис. 2. Виды шаблонов онлайн-доски Padlet
Отметим достоинства и недостатки доски Padlet:
Достоинства:
русскоязычный интерфейс;
большое количество шаблонов, которые предназначены для образования;
имеющиеся инструменты: коллекция шаблонов; тексты; выбор фона, фигур; ручка; ластик, различные вставки – ссылки, фото и видео; вставка ссылки, файлы.
Недостатки:
в базовом тарифе не так много опций;
шаблоны – нужно потратить некоторые время, чтобы изучить каждый, т. к. они имеют свои ограничения;
имеет ограничения на количество созданных досок, всего их можно иметь у себя в коллекции 13 штук.
Linoit (рис. 3) – это бесплатный сервис (онлайн-доска), работающий в режиме web, совместного использования. Сайт - https://linoit.com .
Рис. 3. Онлайн-доска Linoit
Отметим достоинства и недостатки доски Linoit:
Достоинства:
можно работать как зарегистрированным, так и незарегистрированным пользователям;
имеющиеся инструменты: полотно; текст; рисунки; добавление стикеров; вставка изображений, видео; прикрепление документа; прозрачный лист.
Недостатки:
при отсутствии регистрации - не будет возможности многократного редактирования полотна и работы в группе.
Jamboard (рис. 4) – это онлайн-доска, предназначенная для кроссплатформенной совместной работы, разработанная Google в рамках семейства G Suite. Сайт - https://jamboard.google.com/ .
Рис. 4. Онлайн-доска Jamboard
Отметим достоинства и недостатки доски Jamboard:
Достоинства:
простой инструмент;
базовый функционал полностью бесплатный;
можно настроить доступ не только для просмотра, но и для редактирования (главное, чтобы был googl аккаунт).
имеющиеся инструменты: фреймы; рисование; текст; ластик; лазерная указка.
Недостатки:
нет возможности вставить мультимедия (видео или каких-то ссылок);
наличие фреймов – обучающийся может самостоятельно листать данные фреймы, что может отвлекать от основной ее подачи материала, т.е. если предоставили доступ другим;
имеет ограничения – 20 фреймов.
Miro (рис. 5.) – интерактивная онлайн-доска, доступ осуществляется через Интернет (старое название RealtimeBoard). Сайт - https://miro.com/ .
Рис. 5. Онлайн-доска Miro
Отметим достоинства и недостатки доски Miro:
Достоинства:
красивый внешний вид;
очень функциональная, т.к. имеет большое количество инструментов: коллекция шаблонов; набор фигур, стикеров, стрелок; тексты; ручка и ластик; комментарии; карта памяти; Emoji; режим чата; запись действий; таймер; загрузка любого контента.
совместное редактирование и режим чата;
присутствуют комментарии, с помощью которых обучающийся может выполнять задание, которое представлено на доске.
Недостатки:
англоязычный интерфейс;
в базовом тарифе можно создать только 3 доски.
На просторах интернета можно найти намного больше различных досок. И в большинстве случаев, все они имеют схожий функционал, но тем не менее, каждая из них имеют свои отличительные черты. С какой-то стороны, полезные, с другой, есть и некоторые минусы.
В таблице 1 приведена сравнительная характеристика четырех вышеперечисленных онлайн-досок.
Таблица 1
Сравнительная характеристика возможностей онлайн-досок
№ |
Название |
Условия использования |
Интерфейс |
Основные инструменты |
Дополнительные инструменты |
1 |
Miro https://miro.com/ |
Есть базовый тариф, создание 3 досок. |
Англоязычный |
Коллекция шаблонов; набор фигур, стикеров, стрелок; тексты; ручка и ластик. |
Комментарии; карта памяти; Emoji; режим чата; запись действий; таймер; загрузка любого контента. |
2 |
Padlet https://ru.padlet.com/ |
Есть базовый тариф, ограничение по количеству досок – 13. |
Русскоязычный |
Коллекция шаблонов; тексты; выбор фона, фигур; ручка; ластик. |
Вставка ссылки, файлы. |
3 |
Linoit https://linoit.com |
Бесплатный, нет ограничений по количеству досок. |
Англоязычный |
Полотно; текст; рисунки; добавление стикера. |
Вставка изображений, видео; прикрепление документа; прозрачный лист. |
4 |
Jamboard https://jamboard.google.com/ |
Есть базовый тариф, можно работать с 20 фреймами. |
Русскоязычный |
Фреймы; рисование; текст; ластик; лазерная указка. |
- |
Приведем примеры использования онлайн доски на уроках информатики.
На рис. 6 представлена доска Padlet. Ее можно использовать на уроке «Информация и ее свойства» в 7 классе [2] для объяснения новой темы.
Рис. 6. Рабочий стол в онлайн-доске Padlet
А на рис. 7 представлена доска Miro. Ее можно использовать на уроке «Графические информационные модели» в 9 классе [2] для групповой работы.
Рис. 7. Внешний вид работы на доске Miro
Таким образом, педагогические возможности онлайн-досок, как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителя. Благодаря данным доскам дети с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.
Список литературы:
Белова И. В. Использование интерактивных онлайн платформ в процессе обучения математике / И. В. Белова, С.В. Белов // Состояние и перспективы развития ИТ-образования: Всероссийская научно-практическая конференция: сб. докл. и науч. ст. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – С. 210–217.
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Учебник для 7 класса. Москва – 2013. С. – 7–13.
Головенко Л. А., Алексанян Г.А. Организация дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий. Журнал «Вестник», выпуск 4(231), 2018. С. – 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-s-ispolzovaniem-internet-tehnologiy/viewer
Ламонина Л.В., Смирнова О. Б. Об исследовании цифровых онлайн-технологий в дистанционном образовании // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2020. - №4 (23) октябрь-декабрь. С. – 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ispolzovanii-tsifrovyh-onlayn-tehnologiy-v-distantsionnom-obuchenii/viewer