ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Начавшийся ХХI век характеризуется все более явным обострением глобальных экологических проблем. Люди столкнулись с осознанием того, что дальнейшее существование возможно лишь в условиях гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. Всё больше ученых, государственных и общественных деятелей связывают преодоление глобальных экологических проблем, а также переход к устойчивому развитию формированием экологической культуры личности и общества.

Что же такое экологическая культура? Говоря простым языком, это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. В целом, экологическая культура является частью системы, состоящей из самой экологической культуры, экологического образования, экологического сознания и к эволюционного отношения человека к природе и себе, то есть каждый компонент данной системы взаимосвязан друг с другом.

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения.

Можно сказать, прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут «бить тревогу», чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема «экологической культуры» ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры [1].

Экологическая культура получила наибольший импульс для своего развития в эпоху СССР, а именно в 60­ые годы. Как раз в то время начался переход от просвещения в сфере проблем окружающей среды к популяризации природоохранной деятельности. В середине 90-ы­х гг. были приняты некоторые нормативно­-правовые документы по защите окружающей среды. Экологическое воспитание, просвещение, культура и образование населения были обозначены в них в качестве приоритетных направлений решения экологических проблем. К началу XXI века власти обозначили формирование экологической культуры у школьников приоритетным направлением совершенствования системы образования в России [2, с.7-11].

Цель формирования системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения в России до сих пор не достигнута, хотя была обозначена практически двадцать лет назад. В чем же причина? В настоящее время социально-экологические вопросы рассматриваются у нас не иначе как через социально-экономическую призму. То есть на данный момент в России эффективность экономики имеет доминирующее значение над социальной оценкой производства и его влияния на окружающую среду. Для воспитания у населения России экологической культуры необходима смена текущих приоритетов: с экономических на экологические.

В нашей стране развитие экологической культуры, а также экологического образования, чаще всего, осуществляется исследовательскими группами, отдельными организациями и учебными заведениями в инициативном порядке. Нет государственных стандартов для различных уровней экологического образования, а также испытывается недостаток в его кадровом и научно-­методическом обеспечении. В дошкольных образовательных учреждениях, как и в средней и младшей школе, в настоящий момент времени обозначился застой в решении проблем экологической культуры. Если рассмотреть, как реализуется экологическое образование на различных уровнях, то нужно отметить, что для дошкольного образования не было разработано никаких обязательных стандартов. Однако в отдельных образовательных организациях реализуются некоторые авторские программы экологической культуры, воспитания и просвещения. Специалисты считают, что в настоящее время экологическому образованию и воспитанию на дошкольном уровне уделяется меньше внимания. Все зависит от личной заинтересованности педагогов и воспитателей [3,с.21-27].

В последнее десятилетие наиболее активно в сфере экологической культуры, а также экологического просвещения и воспитания, проявляют себя некоммерческие организации и отдельные представители гражданского общества. Многие некоммерческие организации предлагают свои материалы для педагогов и воспитателей для проведения дополнительных занятий в школе и детском саду на различные экологические темы.

Также некоммерческие организации занимаются формированием различных доступных в сети Интернет и на открытых мероприятиях презентаций и материалов, фильмов, проектов, соответствующих современным экологическим тенденциям, как в мире, так и в России. Можно сказать, что данные организации создают «моду на экологию», ведь экологический аспект становится неотъемлемым элементом высокого качества жизни.

За счет образовательных и просветительских проектов население получает информацию о том, как важно сделать обоснованный выбор в пользу экологической продукции, о важности рационального использования природных ресурсов и ответственного подхода к отдыху на природе, а также население получает информацию, связанную с проблемой переработки отходов, экономии воды, электроэнергии и многое другое. Деятельность таких организаций сопровождается локальными акциями по посадке деревьев, очистке водоемов, сбору мусора в городах и прилегающих к ним территорий и тому подобное [4,с.75-82].

Междисциплинарный подход требует точного определения места и роли каждого учебного предмета в общей системе экологического образования. Такой подход предполагает взаимное согласование содержания, форм и методов экологического образования, единую логику развития ведущих идей и понятий, их последовательное изучение и углубление. Систематичность и непрерывность экологического образования достигается при условии учета ступеней обучения (начального, полного общего, высшего образования), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал нацеливает целостный педагогический процесс на взаимосвязь изучаемых знаний о природных и социальных факторах среды, о чувственном восприятии ее с эстетическими переживаниями.

Так, Л.И. Грехова утверждает, что экологическая культура личности формируется в процессе экологического и общего образования, и эффективность процесса образования прямо пропорциональна его непрерывности. «Только в этом случае можно ожидать поступательного развития экологической культуры: наращивания слоя знаний по экологии, повышения компетентности в общении с природой, развития ответственного гражданского отношения и высоконравственного поведения в природе, особенно в конкретной местности своего проживания и в трудовой деятельности» [5].

Главной целью экологического образования должно стать формирование экологического мировоззрения, в основе которого лежат научные знания, экологическая культура и этика.

Формирование экологической культуры общества тесно связано с развитием системы социальной защиты населения и, как следствие, развитием системы социального образования, т. е. профессионального обучения специалистов социальной работы (социальных работников).

Социальная работа представляет собой деятельность, организованную на государственном, общественном, личностном (волонтерском) и коммерческом уровнях, основанную на общечеловеческих ценностях милосердия и благотворительности, направленную на помощь социально уязвимым индивидам и общинам, с целью восстановления их нормальной жизнедеятельности и личной активности [6].

Уже само это определение предполагает осуществление схем «человек - человек», «человек - окружающая среда».

Социальный работник в любой из сфер своей деятельности так или иначе связан с отдельным человеком, включен во взаимоотношения между личностью и коллективом, между социальными группами и т. д. В строгом смысле слова, вся его деятельность направлена на совершенствование человеческих отношений, и в ней немаловажное место занимают экологические проблемы.

Экологические проблемы, чрезвычайные ситуации в обществе, вызванные природными катастрофами, являются самостоятельным объектом деятельности одной из специализаций в области социальной работы.

В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Через основные направления социальной работы (в сфере занятости, с семьей, молодежью, пожилыми людьми, инвалидами, малообеспеченными и другими группами и слоями населения) решаются различные государственные, социальные, правовые, экономические, а также экологические проблемы общества. Поэтому высокая экологическая культура самого социального работника, на наш взгляд, поможет экологизации общества.

Формирование экологической культуры в социальном образовании мы рассматриваем с позиции Н.И. Бабкина. Он предлагает модель социального образования, состоящую из трех уровней. Нижний уровень обусловлен тем, что «все люди нуждаются в начатках социальной подготовки, поскольку жизнедеятельность каждого из нас должна учитывать культуру общения, труда, поведения». Но для создания новых элементов культуры этот уровень недостаточен. Более высоким уровнем социального образования, по мнению ученого, является «подготовка работников массовых профессий, которые используют свою функциональную грамотность для налаживания технологических отношений в целях успешного решения производственных задач» [7].

На многочисленных конференциях, которые регулярно проходят в разных городах России, говорилось о важности экологического образования в стране, однако это так и не нашло должной поддержки на высоком уровне.

Тем не менее, исследователи развития экологической культуры в России отмечают три основные тенденции последних лет:

– противоречие между интересом к экологическому образованию со стороны учащихся и педагогов и невозможностью его формальной реализации;

–сокращение количества ученых, педагогов и специалистов в области экологического образования и экологической культуры;

– продвижение неформального экологического просвещения и образования через рекламу, СМИ и формирование «моды на экологию» [8,с.75-82].

Социальному работнику, подчеркивает Т.Д. Демина, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения [9].

Другой исследователь (Б.Ю. Шапиро) к числу профессионально желательных личностных характеристик относит: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникативность; субъект-субъектный характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость [10].

Отсутствие элементов экологического образования и экологической культуры в интересах устойчивого развития в формальном образовании приведет и к отставанию российских компаний от мировых, и им, возможно, придется прибегать к обу­чению своих сотрудников за рубежом для ликвидации пробелов в знаниях. Отсутствие просвещения в области устойчивого развития на неформальном уровне также имеет негативные последствия, поскольку население нашей страны не будет осведомлено о взаимосвязи всех процессов, не сможет осознать свое непосредственное влияние на мир, в котором мы живем.

Таким образом, экологическую культуру человека и общества формирует, разумеется, не только вуз. Не может быть экокультурного человека в обществе, где функционируют устаревшие, неэкологичные техника и технология, где социально-экономические условия безразличны к проблемам выживания не только природы, но и самого человека. Формирование экокультурного специалиста предполагает создание соответствующей экокультурной среды. Следовательно, роль экологического образования исключительно велика. Оно должно занимать одно из приоритетных позиций в системе общего и профессионального образования и во всей общественной жизни. В общественном сознании настойчиво должно формироваться мнение, что образованный и культурный человек должен быть образован и культурен и в экологическом отношении.

Список использованных источников

1. Горелов А.А. Экология. М.: Центр, 2012. - 240 с

2. Гирусов Э.В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. –2010. – №3 – С. 7–11

3. Соломенникова О.В. Диагностика экологических знаний. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 21-27

4. Рыбальский Н.Г., Самотесов Е.Д., Колесова Е.В. Экологическое образование в Российской Федерации – путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2016. – №4 – С. 75–82.

5. Грехова Л.И. Экологическая подготовка детей в дошк. образоват. учреждениях. Ставрополь, 1998. С. 16.

6. Куличенко P.M. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России: автореф. д-ра пед. наук. М., 1998. С. 12.

7. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / под ред. М.А. Галагузовой. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 16-17.

8. Рыбальский Н.Г., Самотесов Е.Д., Колесова Е.В. Экологическое образование в Российской Федерации – путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2016. – №4 – С. 75–82.

9. Шевеленкова Т.Д. О личностной характеристике социального работника // Социальная работа. М., 1992. Вып. 5.

10. Шапиро Б.Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация // Социальная работа. М., 1992. Вып. № 5

Просмотров работы: 175