Экологические инновации: главные "зеленые" тренды в 2021 году - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Экологические инновации: главные "зеленые" тренды в 2021 году

Печкуров В.С. 1
1КемГУ - ИЭиУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сущность экологических инноваций

Важно с самого начала понимать связь между понятиями инновационной деятельности и экологической инновации; простым языком, одно вытекает из другого; это есть некая цепь процесса, на конце которой – готовый экологический продукт.

Инновационная деятельность подразумевает под собой исследовательскую, финансовую и коммерческую деятельность, которая на протяжении процесса наблюдения направлена или ведет к созданию новых или усовершенствованных товаров и услуг, значительно разнящихся с продуктами, произведенными организацией ранее, предназначенными для внедрения на рынке, новых или усовершенствованных бизнес-процессов, имеющих значительные отличия в сравнении с предыдущими соответствующими бизнес-процессами организации, предназначенными для использования в практической составляющей. Экологическая инновация – новый или значительно усовершенствованный бизнес-процесс или их комбинация, которая способствует повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую нас среду.

Стимулы к созданию и классификации экоинноваций

Актуальными стимулами к созданию экоинноваций являются:

- регулирование,

- возрастающий спрос со стороны потребителей,

- завоевание новых рынков,

- снижение затрат,

- формирование положительного имиджа [1].

Экоинновации, как и любые инновации по своей природе, являются некой новинкой и в результате внедрения должны привести к увеличению рыночной стоимости организации, созданию дополнительной ценности, снижению отрицательного воздействия на окружающую среду. Возможные классификации экоинноваций:

Технологии, направленные на защиту окружающей среды;

Организационные инновации для окружающей среды;

Инновационные продукты и услуги, использование которых приносит выгоду окружающей среды;

Инновации экосистем [2].

В первую группу попадают экоинновации формата технологии борьбы с загрязнением, в том числе водоочистные технологии; технологии, позволяющие нейтрализовать негативные воздействия загрязнения окружающей среды; технологии, внедряемые на производстве (новые процессы производства, ведущие к снижению загрязнений окружающей среды и наиболее эффективному использованию производственных ресурсов); технологии и оборудование, которые оптимизируют сам процесс утилизации отходов; технологии и инструменты мониторинга состояния окружающей среды; технологии энергосбережения; технологии наблюдения за водообеспеченностью; технологии контроля уровня шума.

Ко второй группе экоинноваций относят противодействующие меры загрязнения окружающей среды; экологический аудит; управленческую систему, включающую измерение, подотчетность и надзор за решением вопросов использования ресурсов; взаимодействия организаций, нацеленные на снижение отрицательного влияния на окружающую среду и предотвращение экологического ущерба на всей цепочке производства.

Третья группа экоинноваций вбирает в себя новые или экологически модернизированные продукты: экологически чистые дома и здания; «зеленые» финансовые продукты; услуги в отрасли экологии; утилизация твердых и опасных отходов и сточных вод, экологический консалтинг, тестирование и проектирование; услуги, направление которых лежит на снижение загрязнения окружающей среды и оптимальный расход ресурсов.

К четвертой группе причисляют альтернативные, более экологически безопасные, методы производства и привычки потребления: биологическое сельское хозяйство и возобновляемые источники энергии.

На этапе экологизации современной экономики вектор падает на следующие тренды:

Вектор на утилизацию. В постпандемийном 2021 году одним из главных трендов ярко выделяется переработка и утилизация отходов. Бизнес ориентирован на качественное и четкое бизнес-планирование, внедрение вторичной переработки и раздельного сбора мусора. Инфекция существенно обострила проблему переработки пластика. Начиная с марта 2020 года ношение медицинских масок и полиэтиленовых перчаток, заказ еды в одноразовых контейнерах и пакетах стали массовым явлением.

«Зеленые» офисы и «чистые» технологии. Экологическими новшествами промышленные предприятия занимаются не первый год. Итогами 2020 года для российских компаний стало то, что в модернизацию производства с целью снижения вредных выбросов в атмосферный воздух инвестировали 78 млрд рублей. Итогом является снижение выбросов на 71 тыс. тонн [3]. Бизнес внедряет ресурсосберегающие технологии на своих производствах, участвует в развитии территорий своего базирования, создает «зеленые» офисы. Предприниматели переделывают свои перемещения под энергоэффективные зеленые пространства с раздельным сбором отходов и множеством датчиков, что позволяет тратить меньше энергии и ресурсов. Результат - экономия денег.

Российские организации покупают энергоэффективную бытовую и офисную технику с экологическими сертификатами, ставят инфракрасные датчики для экономии воды и электричества, используют многоразовую посуду вместо одноразовой. Многие тиражируют экологические привычки среди своих клиентов. Так, Сбербанк, «дав возможность своим пользователям подписать документ удаленно в электронной форме, сэкономил 3,7 тыс. тонн бумаги в прошлом году». Тинькофф же предлагает отказаться от бумажных чеков в пользу электронных, которых приходят по e-mail. В ВТБ печатают брошюры на переработанной бумаге или предлагают QR-коды вместо картонных визиток.

В числе трендов отмечают также синтез «зеленых» стандартов в бизнес. Наличие социальных эко-активностей – один из решающих факторов при выборе работы соискателем. Отсюда HR в компаниях делают упор на экологические проекты в формировании программы КСО.

Эко-движение в бизнесе. Намного чаще российский бизнес стал использовать инструмент организации экологического движения, сообщества для продвижения и создания устойчивого имиджа компании. Быть экологически дружным сейчас не столько модно, сколько стратегически выгодно. «Зеленые» технологии продвижения, «зеленый» маркетинг показывают отличный результат для позиционирования бизнеса на рынке.

«Прозрачная» политика. Ныне отчетную документацию экологических показателей можно найти в открытом доступе. И не в одном из потерянных разделов ресурса, а на его главных страницах. Компании пользуются этими данными для формирования образа прозрачного бизнеса, скрывать которому нечего; они показывают, что им есть чем гордиться в такой столь актуальной теме, как «экологизация».

Экологичность производства есть объективный индикатор технологического уровня производства. Статистика Росстата (см. Рис. 1) показывает, что к 2019 году количество компаний, которые уделяют внимание интеграции экологических инноваций в бизнес-процесс, сильно упало; однако, на взгляд автора, технологические прорывы последних лет и ситуация пандемии коронавируса оказали мощное влияние на развитие этой отрасли и внедрение её в контексте того, к чему нужно стремиться.

Рис. 1. Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, по округам РФ [4].

Эксперты полагают, что «в ближайшие годы российский бизнес не сможет устойчиво развиваться, если не будет ставить приоритет на собственную экологизацию» [3]. Экологичность – это длинный процесс, который реализовывается поступательно. Некого идеала экологичности нет никогда не будет, потому что экологичность – путь, такой же как здоровый образ жизни. Осознанное отношение людей к будущему не столько важно, сколько настройка всей системы на экологический лад.

Библиографические ссылки

Н. И. Егорова, О. И. Митякова – Экологические инновации и устойчивое развитие – 2015. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-innovatsii-i-ustoychivoe-razvitie/viewer (дата обращения 07.12.21)

Цифровая площадка онлайн события в России – Всероссийская конференция Forum.DigitalEcology&GreentechStartupBooster 2021 [Электронный ресурс] URL: https://forum.digital/ecology_2021 (дата обращения 09.12.21)

РБК – Эко-прогноз: главные «зеленые» тренды в бизнесе в 2021 году [Электронный ресурс] – URL: https://chr.rbc.ru/chr/31/03/2021/606439429a7947ede65a8e28 (дата обращения 16.12.21)

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 23.12.21)

Просмотров работы: 264