ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ ЗДОРОВЬЯ И ЕГО СОХРАНЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ ЗДОРОВЬЯ И ЕГО СОХРАНЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении своей жизни человек сталкивается с различными заболеваниями, поэтому проблема сохранения здоровья и профилактики заболеваний актуальна на сегодняшний день. Здоровье, согласно определению ВОЗ – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [6]. Также здоровьем можно назвать состояние абсолютного физического, социального и духовного благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов [6].

Болезнь – это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, возникающее под действием внешнего или внутреннего повреждающего (болезнетворного, патогенного) фактора и/или вследствие наследственного либо врождённого генетического дефекта [6] .

Все болезни можно разделить на следующие виды в зависимости [5]:

1.По характеру течения: острые и хронические

2.По уровню, на котором в организме выявляются специфические патологические изменения при болезни: молекулярные, хромосомные,клеточные, тканевые, органные,заболевания всего организма.

3.По этиологическому фактору: вызванные механическими, физическими, химическими, биологическими, психогенными факторами

4. По способу их лечения: терапевтические, хирургические.

Научные знания о нарушении той или иной системы организма и возникновении болезней дети получают в школьном курсе «Человек и его здоровье». Курс человек и его здоровье имеет своей целью познакомить учащихся не только со строением и функционированием систем организма, но содержит сведения о медицине, отдельных болезнях, которые могут возникнуть вследствие нарушения работы систем. Согласно требованиям соврменного ФГОС ОО программа воспитания и социализации должна быть направлена на формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности». Мы провели анализ школьной программы по анатомии по линии В.В. Пасечника и выделили содержание, касающееся здоровья и нарушения работы систем (смотри в таблице 1).

Таблица 1

Вопросы нарушения систем организма и болезней в курсе «Человек и его здоровье»

Тема

Содержание

Требования к знаниям, умениям, навыкам

1.Опорно-двигательная система

Нарушение опорно-двигательной системы. Сколиоз, остеохондроз, рахит.

Уметь выявлять плоскостопие, искривление осанки. Оказание помощи при разных типах травм

2.Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции.

Изучается СПИД, аллергия

Выделять существенные признаки иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Объяснять причину нарушения иммунитета

3.«Анализаторы». «Гигиена зрения

Изучается близорукость, дальнозоркость, косоглазие, катаракта

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний зрительного анализатора

4. Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.

Изучаются ишемическая болезнь сердца, гипертония и аритмия

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний. Освоить приѐмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять еѐ в виде рефератов, докладов

5. Дыхание. Инфекционные заболевания.

К заболеваниям дыхательной системы относятся такие болезни как грипп, ОРВИ, туберкулез, бронхиальная астма.

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики лѐгочных заболеваний. Освоить приѐмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях

6. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика

Изучается дизентерия и сальмонеллёз, гепатит

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы

7. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение

Изучается мочекаменная болезнь, цистит, острая почечная недостаточность пиелонефрит

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы

8.Болезни и травмы кожи

Изучается угревая сыпь, вирусное заболевание бородавки, стригущий лишай, чесотка, а также, первая помощь при ожогах и обморожении

Приводить доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями. Освоить приѐмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях

9. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение

Изучается врожденные заболевания микроцефалия и гидроцефалия и приобретенный и приобретённые менингит, полиомиелит, бешенство, столбняк

Объяснять причины нарушений в работе нервной системы. Объяснять причины приобретѐнных заболеваний нервной системы. Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний нервной системы

Таким образом, как показал анализ школьной программы по линии В.В. Пасечника курса «Человек и его здоровье» в нем уделяется внимание описанию некоторых болезней, которые возникают в силу разных причин. Анализ учебника по биологии за 8 класс (авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и И.Н. Беляев) показывает, что согласно программе в нем уделяется значительное внимание вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни, но материал о заболеваниях и характеристиках болезеней не рассматривается подробно. Важное значение приобретают вопросы сохранения здоровья, профилактика болезней, большое внимание уделяется вопросам гигиены и оказанию первой медицинской помощи.

С целью изучения вопросов, связанных с болезнями отдельных систем организма учитель может использовать разнообразные формы, приемы и средства обучения. Это могут быть сообщения, подготовленные учащимися. Например, при изучении темы «Нарушения опорно-двигательной системы» учащиеся могут подготовить сообщения о том, как физическая активность влияет на формирование скелета и сохранение правильной осанки. Изучая раздел «Анализаторы» – тему «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней», мы предлагаем также использовать презентации и сообщения, при подготовке и представлении которых учащиеся получат знания, умения и навыки, способствующие профилактике нарушений зрения. В частности, мы предлагаем рассмотреть элементы гимнастики для глаз, которую возможно будет использовать не только на уроках, но и во внеурочное время.

При изучении темы «Иммунитет. Виды иммунитета» учащиеся могут подготовить мини-проекты о том, какие клетки и системы поддерживают иммунитет, какие существуют методы укрепления иммунитета, можно использовать приемы «шоковой терапии» – рассказать о последствиях отказа от вакцинации и привести конкретные примеры, показать фотографии патологий, возникающих у людей, которые не были привиты.

Также учитель может показать фильм о СПИДе. На уроках, посвящённых изучению кожных заболеваний учитель может использовать плакаты, муляжи, презентации для большей наглядности. При рассмотрении заболеваний пищеварительной системы можно использовать фильм, где будет показано какими путями попадают в организм и в каких органах локализуется возбудители. Примером фильма про заболевание может служить видео ролик «Болезни пищеварительной системы. Окружающий мир». Так же можно показать видеоролик «Не шутите с сальмонеллой!», где рассказывается про болезни, которые она вызывает, и какими путями попадает в организм человека, и какие меры профилактики нужно предпринимать, чтобы этого не произошло.

О СПИДе можно показать информационный ролик про ВИЧ для подростков.

Таким образом, проблеме здоровья и профилактики болезеней уделяется внимание в школьном биологическом образовании. Знания о болезнях и путях профилактике можно формировать через различную деятельность учеников. Часть деятельности можно выполнять не только на уроках биологии, но и на внеурочных мероприятиях. Очень важно, чтобы учащиеся, при изучении особенностей строения организма человека осознали и приняли тот факт, что в организме человека все системы органов взаимосвязаны и взаимозависимы. Это доказывается тем, что при нарушении функционирования какого-либо органа или системы (аппарата) органов происходит сбой в работе остальных систем органов и, в итоге – к сбою функционирования всего организма в целом.

Список использованных источников

Галкина, Е. А. Обучение школьной биологии с помощью наглядных и мультимедийных средств : учеб. пособие / Е. А. Галкина – Красноярск : Концепт, 2013.

Колесов, Д.В. Биология. Человек [Текст]: учеб. для 8 кл. общеобр.учеб.заведений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев . – М.: Дрофа, 2016 – 417 с.

Пасечник, В.В. Рабочие программы «Линия жизни», 5-9 класс. , Москва, 2019 г.– Текст : непосредственный.

Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/03/25/rabochaya-programma-po-biologii-pasechnik-v-v (дата обращения – 20.12.2021).

Розенштейн, А.М. Использование средств обучения на уроках биологии : пособие для учителя / А.М. Розенштейн, Н. А Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина. – Москва, 1989. – Текст : непосредственный.

Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/about/who-we-are/constitution (дата обращения – 20.12.21)

Просмотров работы: 12