На протяжении своей жизни человек сталкивается с различными заболеваниями, поэтому проблема сохранения здоровья и профилактики заболеваний актуальна на сегодняшний день. Здоровье, согласно определению ВОЗ – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [6]. Также здоровьем можно назвать состояние абсолютного физического, социального и духовного благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов [6].
Болезнь – это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, возникающее под действием внешнего или внутреннего повреждающего (болезнетворного, патогенного) фактора и/или вследствие наследственного либо врождённого генетического дефекта [6] .
Все болезни можно разделить на следующие виды в зависимости [5]:
1.По характеру течения: острые и хронические
2.По уровню, на котором в организме выявляются специфические патологические изменения при болезни: молекулярные, хромосомные,клеточные, тканевые, органные,заболевания всего организма.
3.По этиологическому фактору: вызванные механическими, физическими, химическими, биологическими, психогенными факторами
4. По способу их лечения: терапевтические, хирургические.
Научные знания о нарушении той или иной системы организма и возникновении болезней дети получают в школьном курсе «Человек и его здоровье». Курс человек и его здоровье имеет своей целью познакомить учащихся не только со строением и функционированием систем организма, но содержит сведения о медицине, отдельных болезнях, которые могут возникнуть вследствие нарушения работы систем. Согласно требованиям соврменного ФГОС ОО программа воспитания и социализации должна быть направлена на формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности». Мы провели анализ школьной программы по анатомии по линии В.В. Пасечника и выделили содержание, касающееся здоровья и нарушения работы систем (смотри в таблице 1).
Таблица 1
Вопросы нарушения систем организма и болезней в курсе «Человек и его здоровье»
Тема |
Содержание |
Требования к знаниям, умениям, навыкам |
1.Опорно-двигательная система |
Нарушение опорно-двигательной системы. Сколиоз, остеохондроз, рахит. |
Уметь выявлять плоскостопие, искривление осанки. Оказание помощи при разных типах травм |
2.Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. |
Изучается СПИД, аллергия |
Выделять существенные признаки иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Объяснять причину нарушения иммунитета |
3.«Анализаторы». «Гигиена зрения |
Изучается близорукость, дальнозоркость, косоглазие, катаракта |
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний зрительного анализатора |
4. Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. |
Изучаются ишемическая болезнь сердца, гипертония и аритмия |
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний. Освоить приѐмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять еѐ в виде рефератов, докладов |
5. Дыхание. Инфекционные заболевания. |
К заболеваниям дыхательной системы относятся такие болезни как грипп, ОРВИ, туберкулез, бронхиальная астма. |
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики лѐгочных заболеваний. Освоить приѐмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях |
6. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика |
Изучается дизентерия и сальмонеллёз, гепатит |
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы |
7. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение |
Изучается мочекаменная болезнь, цистит, острая почечная недостаточность пиелонефрит |
Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы |
8.Болезни и травмы кожи |
Изучается угревая сыпь, вирусное заболевание бородавки, стригущий лишай, чесотка, а также, первая помощь при ожогах и обморожении |
Приводить доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями. Освоить приѐмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях |
9. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение |
Изучается врожденные заболевания микроцефалия и гидроцефалия и приобретенный и приобретённые менингит, полиомиелит, бешенство, столбняк |
Объяснять причины нарушений в работе нервной системы. Объяснять причины приобретѐнных заболеваний нервной системы. Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний нервной системы |
Таким образом, как показал анализ школьной программы по линии В.В. Пасечника курса «Человек и его здоровье» в нем уделяется внимание описанию некоторых болезней, которые возникают в силу разных причин. Анализ учебника по биологии за 8 класс (авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и И.Н. Беляев) показывает, что согласно программе в нем уделяется значительное внимание вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни, но материал о заболеваниях и характеристиках болезеней не рассматривается подробно. Важное значение приобретают вопросы сохранения здоровья, профилактика болезней, большое внимание уделяется вопросам гигиены и оказанию первой медицинской помощи.
С целью изучения вопросов, связанных с болезнями отдельных систем организма учитель может использовать разнообразные формы, приемы и средства обучения. Это могут быть сообщения, подготовленные учащимися. Например, при изучении темы «Нарушения опорно-двигательной системы» учащиеся могут подготовить сообщения о том, как физическая активность влияет на формирование скелета и сохранение правильной осанки. Изучая раздел «Анализаторы» – тему «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней», мы предлагаем также использовать презентации и сообщения, при подготовке и представлении которых учащиеся получат знания, умения и навыки, способствующие профилактике нарушений зрения. В частности, мы предлагаем рассмотреть элементы гимнастики для глаз, которую возможно будет использовать не только на уроках, но и во внеурочное время.
При изучении темы «Иммунитет. Виды иммунитета» учащиеся могут подготовить мини-проекты о том, какие клетки и системы поддерживают иммунитет, какие существуют методы укрепления иммунитета, можно использовать приемы «шоковой терапии» – рассказать о последствиях отказа от вакцинации и привести конкретные примеры, показать фотографии патологий, возникающих у людей, которые не были привиты.
Также учитель может показать фильм о СПИДе. На уроках, посвящённых изучению кожных заболеваний учитель может использовать плакаты, муляжи, презентации для большей наглядности. При рассмотрении заболеваний пищеварительной системы можно использовать фильм, где будет показано какими путями попадают в организм и в каких органах локализуется возбудители. Примером фильма про заболевание может служить видео ролик «Болезни пищеварительной системы. Окружающий мир». Так же можно показать видеоролик «Не шутите с сальмонеллой!», где рассказывается про болезни, которые она вызывает, и какими путями попадает в организм человека, и какие меры профилактики нужно предпринимать, чтобы этого не произошло.
О СПИДе можно показать информационный ролик про ВИЧ для подростков.
Таким образом, проблеме здоровья и профилактики болезеней уделяется внимание в школьном биологическом образовании. Знания о болезнях и путях профилактике можно формировать через различную деятельность учеников. Часть деятельности можно выполнять не только на уроках биологии, но и на внеурочных мероприятиях. Очень важно, чтобы учащиеся, при изучении особенностей строения организма человека осознали и приняли тот факт, что в организме человека все системы органов взаимосвязаны и взаимозависимы. Это доказывается тем, что при нарушении функционирования какого-либо органа или системы (аппарата) органов происходит сбой в работе остальных систем органов и, в итоге – к сбою функционирования всего организма в целом.
Список использованных источников
Галкина, Е. А. Обучение школьной биологии с помощью наглядных и мультимедийных средств : учеб. пособие / Е. А. Галкина – Красноярск : Концепт, 2013.
Колесов, Д.В. Биология. Человек [Текст]: учеб. для 8 кл. общеобр.учеб.заведений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев . – М.: Дрофа, 2016 – 417 с.
Пасечник, В.В. Рабочие программы «Линия жизни», 5-9 класс. , Москва, 2019 г.– Текст : непосредственный.
Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/03/25/rabochaya-programma-po-biologii-pasechnik-v-v (дата обращения – 20.12.2021).
Розенштейн, А.М. Использование средств обучения на уроках биологии : пособие для учителя / А.М. Розенштейн, Н. А Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина. – Москва, 1989. – Текст : непосредственный.
Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/about/who-we-are/constitution (дата обращения – 20.12.21)