ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИЙ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИЙ

Калианиди Я.И. 1
1Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Корпоративное управление — это система управления и контроля за деятельностью компании, выражающаяся в распределении прав и обязанностей между участниками корпоративных отношений. Это связано с развитием рынка, его интеграцией в мировой рынок, с ростом интереса иностранных инвесторов к национальным компаниям.

Системы корпоративного управления отличаются распределением функций между органами управления, структурой акционерного капитала, ролью и степенью участия других заинтересованных лиц. Информация о стратегии общества в отношении размера дивидендов и их выплаты необходима действующим и потенциальным акционерам, поскольку она влияет на их решение относительно приобретения или продажи акций. Одной из причин низкого уровня раскрытия информации является высокий уровень корпоративных захватов и недружественных поглощений. Компания должна использовать прозрачный и понятный механизм определения размера дивидендов. С этой целью следует утвердить Положение о дивидендной политике, которое включает следующую информацию:

– о частях чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов;

– о порядке расчёта размера дивидендов по акциям;

– о минимальном размере дивидендов по акциям разных категорий;

– о порядке выплаты дивидендов.

Финансовые аспекты корпоративного управления относятся к проблеме противоречия между развитием производства и удовлетворением интересов мелких акционеров в получении дивидендов, проблеме участия мелких акционеров в собраниях, возможности выкупа собственных акций. Сегодня для дальнейшего развития бизнеса многим компаниям необходимо вводить новые производства и модернизировать существующие, что порождает повышенный спрос на капитал. Это влечёт за собой спрос на «длинные» деньги (на срок от 5 лет) и под гораздо меньший процент, чем сегодня предлагается банковской системой. Таким образом, для обеспечения финансовой устойчивости и эффективной реализации стратегии корпоративного управления необходимо достижение высоких финансовых результатов при наименьших расходах, обеспечение непрерывной работы компании и оптимальное перераспределение финансовых ресурсов, которые имеются в его распоряжении, а именно направление средств на экономическое развитие предприятия [3].

Важной задачей является разработка научно-методических положений, определяющих организацию корпоративного управления, рекомендаций по выбору системы корпоративного управления. Чтобы добиться успеха в долгосрочной перспективе, директора и их компании должны создать и поддерживать успешные отношения с широким кругом заинтересованных сторон. Корпоративная культура должна способствовать честности и открытости, ценить разнообразие и учитывать мнение акционеров и более широких кругов заинтересованных сторон [1]. Особое внимание уделяется повышению ответственности совета директоров перед заинтересованными лицами, выделяются следующие принципы корпоративного управления: обеспечение основ системы эффективного корпоративного управления; равное отношение к акционерам; раскрытие информации и прозрачность; обязанности совета директоров.

Для эффективного корпоративного управления можно сформулировать следующие наиболее общие постулаты:

1. Согласованность и гармония взаимодействия корпоративного («среднего») и макро-уровневого звена управления экономикой, разумное «вписывание» деятельности крупных корпораций в систему основных макроэкономических стратегий и регуляторов.

2. Ответственность и компетентность действий корпоративных управляющих по отношению к реализации целей, интересов и стратегий корпоративных собственников.

3. Достижение интеграционного взаимодействия отдельных юридических лиц в рамках хозяйственной деятельности [2].

Дивидендная политика в последнее десятилетие становится основополагающим элементом финансовой стратегии акционерных обществ, поскольку оказывает непосредственное влияние на корпоративное управление компании, а также на многие аспекты управления финансами, в том числе: движение денежных средств, структура капитала, цены акций. Финансовая стратегия не может существовать без дивидендной политики, так как инвестор выбирает компанию, где помимо дохода от прироста капитала он получит дополнительный доход в виде дивидендов. Дивидендная политика включает следующие условия, связанные с выплатой дивидендов:

– основные условия выплаты дивидендов акционерам общества;

– порядок принятия решения о выплате;

– размер дивидендов по акциям каждой категории, источники финансирования дивидендных выплат;

– формы выплаты дивидендов.

На дивидендную политику компании влияют финансовые и нефинансовые показатели, а также структуры собственности и качества корпоративного управление компании. При высокой концентрации собственности ослабевает взаимосвязь между дивидендами и прибылью компании вследствие того, что крупный собственник хорошо осведомлен о реальном положении дел в компании и может принимать наиболее эффективные решения о распределении денежного потока. Высокое качество корпоративного управления снижает вероятность принятия неправильного решения, например, о заключении крупных контрактов на сделки или прекращении выплат, связанных с несвоевременным перераспределением денежных потоков от акционеров к кредиторам. Таким образом, можно сделать вывод, что чем слабее корпоративное управление в компании, тем больше вероятность принятия неправильных решений.

Для оценки потенциального банкротства экономических субъектов выделены количественные и качественные показатели, отражающие состояние экономического субъекта. Из качественных показателей можно выбрать следующие: неквалифицированное и неопытное управление, неспособность контролировать расходы, высокий уровень коммерческого риска, мошеннические действия [4]. Данные признаки позволяют выявить банкротство на ранней стадии. Установив признаки предбанкротного состояния, далее следует провести комплексный анализ финансового состояния экономического субъекта.

Дивидендная политика должна быть понятна всем, поэтому строить ее необходимо исходя из того, что дивидендная политика — определенная система передачи информации. На российском рынке такая информация практически отсутствует: дивиденды не содержат должной информации о политике, проводимой предприятиями, а курсы акций - об ожиданиях инвесторов. Это отражается на инвестиционном процессе и сдерживает формирование эффективного рынка ценных бумаг - рынка, на котором ценные бумаги с одним и тем же уровнем риска приносят одинаковый доход [5]. При проведении дивидендной политики акционерные общества (советы директоров) должны учитывать, что:

- регулярно выплачиваемые дивиденды уменьшают неопределенность инвесторов;

- выплата дивидендов свидетельствует о хорошем состоянии общества;

- инвесторов интересует стабильность величины дивидендных выплат, скорректированной с учетом инфляции;

- повышение дивидендов за определенный период стоит проводить только при наличии расчетов, свидетельствующих о возможности поддержания их размера в будущем. Если такой уверенности нет, то целесообразно заявить о выплате экстрадивидендов.

Рациональная дивидендная политика позволяет максимизировать благосостояние акционеров предприятия и одновременно обеспечить финансирование его деятельности.

Список используемой литературы:

Винслав Ю. Б. О принципах корпоративного управления. Бизнес, менеджмент и право / Междунар. Акад. корпоратив. упр. Электронный ресурс URL: http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat= 210 (дата обращения 20.12.2021)

Полугодина В. В., Репин Д. В. Эмпирическое моделирование дивидендной политики российских компаний. Корпоративные финансы. 2018. № 3 (11). С. 22–36.

Брусов, П.Н. Финансовый менеджмент. Долгосрочная финансовая политика. Инвестиции: учеб. пособие / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. - М.: КноРус, 2021. - 321 c

Юдкина, Л.В. Анализ взаимосвязей показателей дивидендной политики и рыночной стоимости публичных компаний / Л.В. Юдкина, Ю.И. Берлин // Финансы и кредит. - 2018. - N. 36. - С. 21–29

Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 239 c

Просмотров работы: 2