Патриотическое воспитание студентов в ВУЗЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Патриотическое воспитание студентов в ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ведущим путем решения задачи формирования патриотического воспитания студентов в высшем учебном заведении (ВУЗ) является эффективная общественная деятельность высшего учебного заведения, которая направлена на патриотическое воспитание студенческой молодежи. Проблема студенческой общественной деятельности изучалась достаточно подробно в исследованиях исторического характера [1].

Проблемам, связанным с воспитанием патриотизма молодого поколения, посвящены многочисленные исследования ведущих российских ученых: взаимосвязь патриотического, гражданского и национального воспитания освещена в труде [2]; развитие теории и практики воспитания, в том числе национального и патриотического, на основе православной морали исследовано в работе [3], эффективным путем воспитания духовно-нравственных качеств личности, к которым относится и патриотизм, использование в педагогическом процессе средств искусства.

Одним из приоритетных направлений организации воспитательной и общественной работы в ВУЗе является активное формирование у молодого человека чувство патриотизма, любви к собственному Отечеству и родному краю. Отметим, что патриотическое воспитание призвано воспитывать у молодого человека высокие нравственные идеалы, чувство жертвенного служения на родине. Известно, что основные черты гражданина формируются в молодом возрасте под влиянием общенародных ценностей, во взаимодействии личности с обществом, которое на каждом этапе представляют семья, школа и разнообразные коллективы [3].

Патриотическое воспитание – планомерная воспитательная деятельность, направленная на формирование у воспитанников чувство патриотизма, то есть должного отношения к Родине и представителям общих культуры или страны. Такое воспитание включает развитие любви к Родине, национальному самосознанию и достоинству; бережное отношение к родному языку, культуре, традициям; ответственность за природу родной страны; потребность внести свой вклад в судьбу Родины; интерес к межнациональному общению; стремление работать во благо родной страны, ее народа.

Актуализация проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи обусловлена традиционно высокой степенью общественной активности студенчества в процессах государства, развитии институтов правового государства, которые являются неотъемлемыми атрибутами современного общества. Процесс формирования патриотизма направлен на подготовку молодого человека к активной общественной жизни, а также воспитание у него деятельной позиции относительно текущей общественно-политической ситуации.

Патриотическое воспитание студентов в ВУЗе состоит из системы определенных компонент [1]. Когнитивный компонент патриотического воспитания содержит ценности патриотического толка, в которых аккумулируются знания о государстве, народе, его истории и современности. Данный компонент определяется пониманием атрибутов собственного государства, своих прав и обязанностей, убеждением в развитии России как демократического государства и пониманием важности саморазвития для всяческого содействия укреплению государственности и общественного благосостояния.

Этноидентификационный компонент выступает как опыт идентификации личности с этносом, его традициями и культурой. Он проявляется в способности включаться в деятельность, направленную на познание культуры и традиций своего региона для сохранения этих достояний для будущих поколений.

Эмоционально-мотивационный компонент – это богатство чувств, переживаний, потребностей, мотивов патриотического толка. Этот компонент формируется в процессе учебной, краеведческо-поисковой, предметно-преобразовательной деятельности, направленной на сохранение исторической памяти родного края, памятников культуры, чествования выдающихся личностей конкретного региона. Наличие переживаний, потребностей и мотивов патриотического толка позволяет активно включаться в различные виды деятельности.

Практический компонент – способность к предметно-преобразовательной, краеведческо-розыскной деятельности и работе по сохранению родной природы и памятников национальной культуры. В практическом компоненте существенно выявление познавательных, поисковых, организаторских, предметно-преобразовательных умений и умений субъект-субъектного взаимодействия как основы патриотических навыков. Формирование познавательных, поисковых, организаторских, предметно-преобразовательных, эмпатийных навыков создает условия для развития патриотических чувств, которые благодаря укреплению внутренней мотивации являются основой становления патриотических убеждений.

Вышеперечисленные составляющие общественной деятельности может быть реализовано в ВУЗе разными путями. Патриотическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и на внеаудиторной работе.

В течение многих лет педагогический и студенческий коллективы вузов плодотворно сотрудничают с советом ветеранов. Во многих праздниках, которые проходят в университетах, присутствуют ветераны Великой Отечественной войны. К числу выдающихся событий в жизни страны в университетах проходят уроки мужества, часы памяти, воспитательные часы. В направлении патриотического воспитания в университетах проходят разнообразные конкурсы, соревнования, форумы.

Общественная деятельность ВУЗов в Российской Федерации осуществляется методом проектов. Приоритетным направлением в этой работе является социальное проектирование, позволяющее студентам участвовать в общественной жизни университета и города. Примером такого проектирования является воспитательный час по формированию патриотизма у студентов. Воспитательный час является формой воспитательной работы куратором группы студентов, которая способствует формированию у студентов правильной системы отношений к обществу и окружающему миру. Проведение указанного проекта общественной направленности позволит привлечь студентов к проблемам университета и микрорайона, способствует воспитанию гражданских чувств, самосознания, ответственности молодежи.

На уровне университета реализуются проекты общественного направления «Выборы органов студенческого самоуправления», «Я – гражданин РФ» и т.д. Одним из направлений общественной деятельности ВУЗов является волонтерское движение. Общественная деятельность студентов – это обучение демократии, важное средство формирования политической культуры. И в этом направлении важна работа с лидерами студенческой молодежи.

Достижение положительных результатов общественной деятельности высшего учебного заведения возможно только при тесном сотрудничестве администрации, преподавателей, сотрудников и студенческой молодежи, гуманизации отношений, прозрачности принятия решений и определении приоритетных общечеловеческих принципов, прав и свобод человека и гражданина, базирующихся на патриотическом воспитании. Патриотическое воспитание является составляющей общественной деятельности высшего учебного заведения, систематической и целенаправленной деятельностью органов государственной власти и общественных организаций по формированию у студенческой молодежи высокого патриотического сознания, чувства любви к России, готовности к исполнению гражданских и конституционных обязанностей.

Список использованной литературы:

Шлыков, А. В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе / А. В. Шлыков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 386-388.

Сарсенбеков Н. Ж. Патриотическое воспитание студентов / Нурсултан Жумабекулы Сарсенбеков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 13-15.

Куликов С. П. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах // Московский экономический журнал. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-otechestvennyh-vuzah (дата обращения: 21.12.2021).

Просмотров работы: 923