Дети — объект защиты и охраны государства, программы которого нацелены на обеспечение их гармоничного физического и нравственного развития. Дети с ОВЗ не являются исключением: им требуется особая помощь и поддержка на всех этапах становления и взросления.
Согласно Федеральному закону N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", «инвалид» — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Категория «ребенок-инвалид» присваивается лицам в возрасте до 18 лет [9].
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в реабилитационных центрах, цель деятельности которых заключается в содействии становлению и развитию личности ребенка, привитии необходимых жизненных навыков, интегрировании в социум.
Реабилитационные мероприятия, осуществляющиеся в таких центрах, включают большой спектр направлений: начиная социально-медицинской, заканчивая социально-психологической деятельностью.
Важное место в процессе обучения и воспитания особенных детей отводится социально-психологической реабилитации, которая помогает ребенку-инвалиду адаптироваться в социуме и приспособиться к различным условиям жизни.
Рассмотрим более подробно сущность социально-психологической помощи, направленной на работу с внутренним миром особенных детей, испытывающих различные затруднения в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Как отмечает Е.И. Холостова, «психологическая реабилитацияявляется самостоятельным направлением реабилитационной деятельности, сосредоточенным на преодолении страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса "калеки", укрепление активной, деятельной личностной позиции.» [10, с.6].
Как отмечает Левченко И.Ю., социально-психологическая помощь —это воздействие на психическую сферу инвалида, направленное на развитие и коррекция индивидуально психологических особенностей личности. Она устраняет нежелательные установки, повышенную возбудимость, импульсивность, неуверенность в своих силах, тревожность и страх [5, с.36].
Такой вид помощи оказывается высоко квалифицированными педагогами-психологами. Однако, несмотря на то, что социальные работники непосредственно не осуществляют психокоррекционную деятельность, социальная работа непосредственно связано с социально-психологической поддержкой, которая начинается с момента поступления и оформления ребенка в реабилитационный центр.
По мнению Г.Бернлера и Л. Юнссона, социально-психологическая работа — это часть социальной работы [1, с.5-6].
Как утверждает Кулебякин Е.В., социально-психологическая работа — это работа, направленная на изменение, которую социальный работник осуществляет 3-мя разными способами: а) собственными действиями, без помощи клиента, б) путем прямого управления, в) путем косвенного управления [3, с.12].
Рассмотрим каждый из способов более подробно. В первом случае, социальный работник не ждет инициативы от клиента: специалист снабжает клиента необходимыми ресурсами для решения проблемы или вмешивается непосредственно с целью осуществления благоприятного изменения ситуации.
Ко второму способу мы отнесем консультации, беседы, профилактические меры, то есть все то, что направляет человека к действию. Социальный работник здесь выступает в роли «родителя» — он руководит деятельностью клиента, мотивирует или заставляет его сделать шаги к созиданию, преодолению трудностей.
В основе третьего способа лежит побуждение человека к действию: когда социальный работник прямо не указывает на проблему, а ищет ресурсы для ее понимания и осознания у самого клиента. В основном здесь используются различные виды терапевтической деятельности.
К целям социально-психологической работы с детьми с ОВЗ можно отнести развитие оптимальной социализации и реабилитации, то есть преодоление трудностей в процессе адаптации и обособления.
Социализация — процесс усвоение социальных норм и ролей, ценностных установок и принципов, формирование общепринятых моделей поведения. Социализация, как целостная система, включает в себя адаптацию (приспособление) и обособление личность в социуме.
Как отмечает Мудрик А.В., в основе процесса приспособления лежит согласование требованийи ожиданий общества, предъявляемых каждому его члену, с реальными действиями человека. В свою очередь, обособление помогает личности выделиться из основной массы людей и общностей [7, с.43-46].
У ребенка с ОВЗ, в силу особого понимания мира и окружающих людей, эти два процесса протекают в специфической форме. В процессе оказания социально-психологической поддержки перед специалистом стоит следующие основные задачи: помочь ребенку преодолеть барьеры, стоящие между ним и социумом; содействовать в понимании и принятии себя, своих особенностей; сформировать чувство собственного достоинства и самоценности, то есть воспитать гармоничную личность.
Социально-психологическая деятельность — трудный и емкий процесс, подчиненный своим правилам и догматам. От эффективности данного вида деятельности зависит личностное развитие особенного ребенка, становление его психики, формирование внутреннего мира, который наиболее хрупок у детей с ограниченными возможностями здоровья. В силу этого, социально-психологическая помощь строится на основе гуманных принципов, утверждающих ценность каждого члена общества.
К таким принципам можно отнести следующее:
Индивидуальный подход к каждому особенному ребенку, проявление сочувствия и сострадания;
Добровольность;
Учет внешний факторов, оказывающих влияние на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и особенностей функционирования его психики при выборе методов помощи;
Опора на ведущую деятельность особенного ребенка и на сохранные звенья его психики;
Учет потребностей ребенка и запроса родителей при составлении программы социально-психологической реабилитации;
Обеспечение психологической безопасности;
Конфиденциальность;
Искренность и открытость;
Постепенное усложнение методов помощи с учетом возможностей ребенка.
Социально-психологическая работа с детьми с ОВЗ представляет собой целостную систему действий, упорядоченных в определенную последовательность. Никольская О.С. выделяет два важнейших этапы социально-психологической работы с особенными детьми: диагностический и коррекционный.
Рассмотрим их более подробно:
Диагностический этап — в его основе лежит беседа с родителями особенного ребенка, которая направлена на сбор информации о нем, ее анализ и интерпретацию. В процессе диалога с родителями, специалист выявляет проблему, намечает план дальнейший действий, учитывая при этом и запросы ребенка, и запросы его законных представителей. Данный этап очень важен: от него зависит вся дальнейшая реабилитационная и абилитационная деятельность.
Коррекционный этап — непосредственное оказание комплексной помощи и поддержки. Реабилитационные мероприятия направлены на улучшение как когнитивной, так и эмоциональной сферы особенного ребенка [8, с.140-142].
Исходя из описания коррекционного этапа, можно сделать следующий вывод: важное место в социально-психологической помощи, оказываемой ребенку с ограниченными возможностями здоровья, отводится развитию интеллектуальной деятельности и поддержанию позитивного эмоционального состояния.
Этому способствуют различные техники психокоррекции, направленные на проработку внутренних проблем и трав. Особое место среди таких технологий отводится методам арт-терапии — лечение творчеством, которое помогает особенному ребенку справиться с эмоциональным напряжением, тревогой и раздражением.
Спектр видов арт-терапевтических технологий довольно широк: выбор метода лечения зависит от характера нарушения и особенностей ребенка, его предпочтений, умений и желаний.
Таблица 1
Виды арт-терапевтических технологий психокоррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья
Название |
Характеристика |
Сказ Сказкотерапия |
Терапия с использованием метафорического языка сказок. Сказкотерапия помогает побороть чувства страха, уныния, апатии, потерянности, неудовлетворенности собой. Разобраться со своими чувствами, переживаниями, психосоматическими заболеваниями. Посредством сказкотерапии ребенок налаживает контакт с миром, учиться принимать себя со всеми достоинствами и недостатками |
Танцевальная терапия |
Терапия движением, позволяющая преодолеть внутреннюю скованность и зажатость, сформировать правильный образ своего тела, преодолеть стеснения и барьеры, развить навык работы в группе |
Музыкальная терапия |
Терапия музыкой, направленная на снижение эмоциональной напряженности, преодоление страхов, апатии, путем прослушивания музыкальных произведений и музицирования |
Терапия театральным искусством |
Проигрывание ролей, сюжета, которое позволяет посмотреть на проблемную ситуации с позиции наблюдателя, лучше понять свое внутреннее состояние и скорректировать его. Помогает специалисту увидеть скрытые ресурсы ребенка, которые могут быть задействованы в решении его трудностей |
Глинотерапия |
Работа с глиной. Глина способствует развитию творческих способностей ребенка, усидчивость и концентрации внимания, мелкой моторики рук. В процессе лепки ребенок отвлекается от своих переживаний и полностью погружается в процесс |
Игро-терапия |
Применение ролевой игры, которая стимулирует познавательные процессы в ситуациях решения задач. Через игру ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими людьми, тем самым формируются коммуникативные навыки и рушатся психологические барьеры |
Семьи, имеющего особенного ребенка, не остаются без поддержки государства, которое предоставляет льготы и субсидии, выплачивает пенсии и пособия, организует ряд мероприятий, с целью оказания помощи такой семье. Детям с ограниченными возможностями здоровья требуется особая поддержка и защита, правильно выстроенная программа обучения и воспитания, комплекс мер, направленных на улучшение физического и психического состояния организма.
Самостоятельно родители не могут обеспечить должное развитие своего ребенка, в силу нехватки знаний, умений, времени. Также, не все семьи могут нанять специалистов на дом, так как не обладают необходимыми материальными ресурсами. Государство предоставляет возможность для получения бесплатных социальных услуг, в рамках которых дети с ограниченными возможностями здоровья проходят полный курс реабилитации.
В Ульяновске функционирует государственный «Реабилитационный центр «Подсолнух», специализирующийся на работе с детьми, имеющими ограничения жизнедеятельности. Учреждение осуществляет свою деятельность с 2001 года.
Основная деятельность центра ориентирована на реабилитацию детей и подростков-инвалидов от 0 до 18 лет (с нарушением ЦНС, в т.ч. дети с ДЦП, с генетическими хромосомными нарушениями, с интеллектуальной недостаточностью, с соматической патологией), а также семей, в которых дети воспитываются. Также, учреждение осуществляет социокультурную реабилитацию инвалидов трудоспособного возраста от 18 до 35 лет.
Для оценки качества психологической помощи, оказываемой в данном реабилитационном центре, было проведено анкетирование по теме: «Оценка качества социально-психологической работы, включенной в процесс социальной реабилитации».
Всего в анкетировании поучаствовало 15 родителей, чьи дети проходят психолого-педагогическую реабилитацию с 1 по 26 июня.
Данная анкета содержит в себе 20 вопросов и направлена на то, чтобы оценить качество психологической помощи. Ответы на наиболее важные вопросы приведены ниже в виде статистических круговых диаграмм и пояснений к ним.
Рис. 1 – Ответ на вопрос: «Посоветовали бы Вы своим знакомым в аналогичной проблемной ситуации обратиться к психологу, который работал с Вашим ребенком?»
Рис. 1 показывает процентное соотношение тех, кто будет рекомендовать педагогов-психологов «Реабилитационного центра «Подсолнух» другим родителям, с теми, кто этого делать не будет или не может дать однозначный ответ. 80% родителей готовы рекомендовать специалистов данного центра, 7% родителей не советовали бы обращаться к ним за помощью, 13% —сомневаются в выборе ответа.
Исходя из полученных ответов, можно сказать, что большинство родителей советовали бы другим обращаться к специалистам данного центра, с целью получения психологической помощи детьми.
Рис. 2 – Ответ на вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством оказанной психологической помощи? Оцените по 5-балльной шкале.»
На рис. 2 раскрывается степень удовлетворенности родителей оказанной психологической помощью. Никто из респондентов не оценил психологические мероприятия в 1 или 2 балла, 3 балла дали 6% опрошенных, 4 балла — 11%, 5 баллов — 80% и 3% — затруднились ответить.
Анализируя представленные данные, можно сделать следующий вывод: большая часть опрошенных отмечает профессионализм психологов, работающих в данном учреждении. Высокая степень удовлетворенности качеством оказанной помощи — хороший показатель в оценке компетентности специалистов.
Рис. 3 – Ответ на вопрос: «Считаете ли Вы психолога помощником в деле воспитания Вашего ребенка?»
Рис. 3 отражает позицию родителей в вопросе значимости участия психолога в развитии детей. 90% респондентов считаю, что психолог является помощников в деле воспитания ребенка, 8% — выразили не согласие с данным утверждением, 2% — затруднились с ответом.
Исходя из полученных ответов, можно сделать следующий вывод: большинство опрошенных родителей считают, что вклад психолога в воспитании ребенка является весомым.
Рис. 4 – Ответ на вопрос: «На Ваш взгляд, улучшилось ли поведение Вашего ребенка после работы с психологом?»
Рис.4 свидетельствует о положительной или отрицательной динамике изменения поведения детей после работы с психологом, по мнению родителей. 87% опрошенных отмечают положительные изменения, 11% — считают, что поведение не изменилось, 1% респондентов указывают на наличие отрицательной динамике, 1% родителей затрудняются с ответом.
Рис. 5 – Ответ на вопрос: «Знакомы ли Вы с методом Арт-терапии? Если нет, то хотели бы Вы получить информацию о нем?»
Рис. 5 демонстрирует знания родителей о методе Арт-терапии и желание узнать о нем, в случае отсутствия информации. 56% опрошенных знакомы с данным методом, 28% — указывают на незнание информации, но имеют желание ее получить, 9% респондентов не владеют информацией об Арт-терапии и не хотят узнать о методе подробнее, 7% родителей не могут дать однозначный ответ.
Исходя из полученных ответов, можно сделать вывод, что большинство родителей знакомы с методом Арт-терапии, а те, кто не знает о нем, готовы просвещаться в данной области.
Рис. 6 – Ответ на вопрос: «Убедились ли Вы в важности работы психолога с ребенком?»
Рис. 6 отражает позицию родителей в вопросе важности работы психолога с ребенком. 96% родителей отмечают значимость такой работы, 3% опрошенных считают, что в таком взаимодействии нет необходимости, 1% респондентов затрудняются в ответе.
Анализ данных показал, что большинство родителей отмечают важность работы ребенка с психологом.
Результаты анкетирования показали, что родители, чьи дети занимаются в «Реабилитационном центре «Подсолнух», считают психологическую помощь неотъемлемой частью всего процесса реабилитации. Это говорит о значимости работы, которую проводит психолог. Большинство родителей отмечают положительную динамику в состоянии психики своего ребенка после окончания занятий с данным специалистом. Таким образом, можно сделать вывод, что социально-психологическая помощь занимает важное место среди всех реабилитационных мероприятий, проводимых с особенными детьми.
Резюмируя все вышесказанное, мы можем констатировать, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья — это лицо, не достигшее возраста 18 лет, испытывающее трудности социально-бытового, психологического и педагогического характера, вследствие патологических нарушений функционирования организма.
Существуют различные категории детей-инвалидов, выделенные на основе локации повреждения: дети с сенсорными нарушениями, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра.
Особенным детям сложно справиться с ситуациями, которые возникают в процессе их жизнедеятельности: начиная передвижением, заканчивая сложностями в выстраивании межличностных отношений. Процесс социализации таких детей совершенно отличается от социализации сверстников без особенностей в развитии. Вследствие этого, ребенку с ограниченными возможностями здоровья требуются особый уход и забота как со стороны родителей, так и со стороны квалифицированных специалистов.
Помощь, оказываемая детям с ОВЗ, должна быть структурированной и целостной, затрагивать все аспекты развития личности. Особенно важна социально-психологическая реабилитация особенных детей, которая направлена на преодоление коммуникативных барьеров, проработку внутренних противоречий и конфликтов, принятия себя. Специалист, в процессе помощи, должен руководствоваться в своей деятельности гуманистическими принципами, учитывать потребности ребенка и запросы родителей.
Социально-психологическая работа способствует восстановлению целостности личности особенного ребенка, поднятию самооценки и формированию позитивной «Я-концепции». Такой вид реабилитации начинается с диагностики проблемы, выявлению индивидуальных особенностей развития ребенка, его наиболее уязвимых сфер.
На основе полученных знаний выстраивается план дальнейший коррекционной работы. Специалист помогает ребенку совершенствовать его когнитивные функции, такие как внимание, мышление, память, и прорабатывать комплексы, травмы.
В социально-психологической работе используются различные техники психокоррекции, способствующие развитию психики особенного ребенка.
На сегодняшний день в Российской Федерации реализуется программа «Доступная среда», направленность которой заключается в интеграции особенных детей в социум. Особое место отводится инклюзивному образованию и тьюторству. Однако сеть социальных учреждений, занимающихся проблемами детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, присутствует не повсеместно, в различных областях Российской Федерации социальная защита особенных детей недостаточно развита, что накладывает определенные трудности в воспитании и обучении таких детей.
Список использованных источников
Буторина А.А.Инновационные социальные технологии: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Социальная работа / А. А. Буторина, Н. А. Соловьева, А. В. Кошелева. – М-во образования и науки Российской Федерации, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2013. –145 с.
Декларация о правах инвалидов: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3447 от 9 декабря 1975 г. // Генеральная Ассамблея ООН: 2433-е пленарное заседание. – 1975.
Кулебякин Е.В. Психология социальной работы: Учебное пособие/ Е.В.Кулебякин. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2010. – 86 с.
Конвенции о правах инвалидов: Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 61/106: подписана Российской Федерацией 27 сентября 2008 г. // Собрание договоров ООН. – Нью-Йорк, 2006.
Левченко, И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом / И. Ю. Левченко. – М.: РИЦ Альфа МГОПУ, 2001. – 149 с
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 318 с.
Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для СПО / Е. А. Медведева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 274 с.
Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик .– 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 304 с.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – № 1. – С. 140-152.
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О социальной защите инвалидов в РФ» [электронный источник] / http: // www. consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 02.06.2021)
Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд. перераб. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2013. – 240 с.
Холостова Е.И., Климанова Г.И. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в РФ/ Е.И.Холостова, Г.И.Климанова. – Москва: Дашков и Компания, 2016. – 824 с.