Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Напряженная социальная, экономическая, демографическая, экологическая ситуация обуславливает нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающих поколений. У них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение дошкольника в конфликте.

Дело в том, что возникновение и существование различных противоречий, приводящих к конфликтам дошкольников, является следствием объективных особенностей педагогического процесса. Но важны не столько сами противоречия, сколько острота их субъективных переживаний и характер влияния на поведение дошкольников.

Позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для дошкольника его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения конфликта. В связи с этим возникает проблема поиска форм и методов организации условий для максимальной реализации конструктивного потенциала конфликтов у дошкольников.

Конфликты у дошкольников имеют свою выраженную специфику, определяемую одновременным воздействием конфликтогенных факторов различной природы и возрастными особенностями дошкольников. Практика показывает, что наиболее распространенными способами преодоления конфликта дошкольников является нейтрализация агрессивных и враждебных проявлений, разведение конфликтующих сторон, изъятие конфликтогенных факторов. Все это способы, снижающие активность самих дошкольников.

Однако, готовность дошкольника к конструктивному поведению в условиях конфликта формируется в особых условиях, создание которых является предметом работы педагогов, владеющих методами личностного развития дошкольников.

Общение со взрослыми играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности дошкольника, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Изучение отклонений в развитии отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего, потому, что конфликт в отношениях дошкольника со взрослыми может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

Опасность заключается и в том, что появившиеся у дошкольника отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться в любом новом коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.

Проблематика конфликта и конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский[1], Д.Б. Эльконин[15], Я.Л. Коломинский[4], В.Н. Мясищев[11], В.С. Мухина[10], М.И. Лисина[6] и др.

По мнению Д.Б. Эльконина, детские конфликты возникают по поводу ресурсов, связанных с предметами или интересами, дисциплины (поведения), трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Я.Л. Коломинский[4] считает, что в дошкольном возрасте конфликты чаще всего возникают по поводу игры, так как она является ведущей деятельностью дошкольников. В одном из исследований Я.Л. Коломинского и Б.П. Жизневского[4] выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста. Исследователи выявили, что у детей старшего дошкольного возраста конфликты чаще всего возникают из-за распределения игровых ролей, а так же по поводу правильности игровых действий. Детские конфликты исследователи (В.С. Мухина, М.И. Лисина и другие) рассматривают как противоборство открытое (спор, ссора и т.п.) и скрытое (действие исподтишка, демонстрация показного безразличия и т.п.), отражающееся в их возрастном развитии.

В ряде исследований (В.Н. Мясищева, Н.Я. Михайленко, Н.В. Гришиной[2] и др.) указывается, что личностные особенности, определяющие поведение ребенка в конфликтной ситуации, во многом зависят от его детского опыта. В связи с этим детские конфликты нередко становились объектом психолого-педагогического изучения. Имеющиеся работы (В.П. Ивановой, Т.Н. Счастной[13] и др.) посвящены, в основном, изучению непосредственно наблюдаемых поведенческих проявлений ребенка. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно изучено субъективное восприятие конфликтной ситуации ребенком. Поэтому исследование детских представлений о причинах конфликта, вариантах поведения в нем и возможных путях его разрешения является весьма актуальным.

Американские исследователи Д. Скотт[12], Х. Корнелиус[5] и другие рассматривают детские конфликты как неотъемлемую часть жизни ребёнка и советуют педагогам не бояться конфликтов, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения, чтобы «научить» детей жить в обществе.

Рассмотрение феномена детских отношений, по мнению А.П. Усовой[14], В.С. Мухиной[10] и других, на фоне которых развёртывается конфликт, позволяет перейти к его описанию, анализу, а затем и поиску наиболее целесообразных путей и средств разрешения.

В исследованиях А.Н. Леонтьева[8], А.В. Запорожца[3], А.Р. Лурии[7], Д.Б. Эльконина[15] и других, одним из средств разрешения детских конфликтов выступает детская художественная литература, поскольку она имеет разнообразные функции и удовлетворяет основные социально-психологические потребности детей, осваивающих правила межличностного общения. Они рекомендуют приобщать ребенка к лучшим образцам детскойхудожественной литературы, которая «объясняет» ребенку жизнь общества,мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Н.И. Арзамасцева, А.А. Бодалёв, Н.А. Короткова, Б. Беттельгейм, Е.О. Смирнова выделяют детскую художественную литературу и как инструмент воспитания, и как инструмент разрешения конфликтных ситуаций. По их мнению, произведения детской литературы наиболее доступны пониманию дошкольника. Используя сюжеты конфликтов между героями, возможно «проиграть» ситуацию так, чтобы дети на собственном опыте убедились в важности происходящего, сопереживая, сочувствуя героям, попавшим в сложную ситуацию.

Таким образом, конфликты у дошкольников связаны с нарушением ребенком правил поведения, возникающие в процессе общения и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор. Конфликты у дошкольников возникают и в игровой деятельности. Причинами возникновения конфликтов могут быть недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, различные умения и возможности.

Список литературы:

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский // под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 2006. 224 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. СПб.: Питер, 2001. 462 с.

Запорожец А. В. и др. Восприятие и действие. – М., 1966. – С. 323.

Коломинский, Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности [Текст] / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский // Вопросы психологии. 1990. №2. С. 37-42.

Корнелиус Хелена и Фэйр Шошана. Выиграть может каждый

Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев, 1983. – С. 109.

Лурия А.Р.Природа человеческих конфликтов. Объективноеизучение дезорганизации поведения человека / Под общей ред. В.И. Белопольского. М.: «Когито-Центр», 2002. I

Леонтьев А. А. Психология общения. – Тарту, 1973. – С. 208.

Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр

Мухина B. C. Психология дошкольника. – М., 1975. – С. 240.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. – С. 224.

Скотт, Д. Г.  Конфликты [] : пути их преодоления / Скотт Д.Г. - Киев : Внешторгиздат, 1991. - 191 с. - 100000 экз.. –

Счастная A. M. Психологические особенности межличностных отношений детей шестилетнего возраста в условиях детского сада и подготовительных классов школы: Автореф. канд. дис. – Киев, 1980. – С. 21.

Усова, А.П..Что читать и рассказывать детям дошкольного возраста : Материал для руководителей дошкольных учреждений (1898-);

Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1997. 260 с.

Просмотров работы: 93