Условия совершенствования управления системой дополнительного образования в начальной школе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Условия совершенствования управления системой дополнительного образования в начальной школе

Плохова И.А. 1, Волкова Е.М. 1
1УлГПУ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается с начала девяностых годов прошлого столетия. Управленческая деятельность является составной частью, элементом образовательного учреждения по его структуре, а также основополагающей составляющей содержания образовательного процесса.

Белякова Т.С. под управлением «... понимает деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации» [1].

Мунгиева Н.З., Абдурахманова М.А. пишут, что «...управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата» [3, с.97].

Мельник Г.М. полагает, что «управленческая деятельность направлена на оптимизацию профессиональной деятельности людей при помощи экономических, административных, психологических и педагогических воздействий, каждое из которых, воздействуя на потребности, ценностные ориентации, позиции и установки личности, группы, коллектива, направляет и активизирует, повышает результативность профессиональной деятельности, т.е. делает ее более соответствующей целям организации» [2, с.780].

Таким образом, под управлением дополнительным образованием в общеобразовательном учреждении в рамках исследования будем понимать создание условий для реализации целей дополнительного образования, которые находят свое отражение в организации, контроле, регулировании данного процесса и всех его участников.

Говоря об особенностях управления дополнительным образованием детей, следует отметить важность и значимость педагогического мониторинга, с помощью которого определяется уровень качества и эффективности условий, содержания и результативности образовательной деятельности учреждения в сфере дополнительного образования.

В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации предложены четыре модели внеурочной деятельности:

1. Модель дополнительного образования (на основе институциональной или муниципальной системы дополнительного образования).

2. Модель «школы полного дня».

3. Оптимизационная модель.

4. Инновационно-образовательная модель [4].

Модель дополнительного образования предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.

Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами [4].

Условия совершенствования управления системой дополнительного образования в начальной школе включают кадровые условия, нормативные условия, материально-технические условия и информационно-методические условия. Рассмотрим отдельно каждое условие.

Первое условиекачественная и систематическая подготовка педагогического состава для осуществления дополнительного образования в начальной школе.

Подготовка кадров к реализации дополнительного образования даже на уровне организации внеурочной деятельности должна осуществляться комплексно и систематически. Важно, чтобы администрация общеобразовательного учреждения уделяла этому вопросу должное внимание. Подготовка учителей должна проходить через курсы повышения квалификации, участие педагогов в семинарах и форумах с целью демонстрации и обмена опытом, а также организацию публикаций результатов деятельности учителей и общеобразовательной организации в целом в сфере дополнительного образования.

Подготовка педагогических кадров к реализации дополнительного образования может включать в себя следующие мероприятия:

Заседание МО учителей начальных классов в начале учебного года по правильному оформлению рабочих программ

Контроль и коррекция программ внеурочной деятельности

Анализ актуальных направлений курсов внеурочной деятельности на следующий учебный год

Организация открытых занятий и мастер-классов для учителей начальных классов общеобразовательного учреждения для обмена опытом

Подготовка к выступлениям на городские и региональные семинары, заседания методического объединения учителей начальных классов по внеурочной деятельности

Мониторинг мероприятий по вопросам внеурочной деятельности в интернете (конкурсы, конференции, форумы)

Организация мастер-классов по разнообразию эффективных форм и способов реализации курсов внеурочной деятельности

Подготовка и разработка банка методических материалов к занятиям по курсам внеурочной деятельности

Подбор методической литературы в помощь учителям начальных классов по вопросам организации курсов внеурочной деятельности

Второе условие – методическое и информационное сопровождение дополнительного образования в начальной школе. Методическое и информационное сопровождение дополнительного образования в начальной школе играет большое значение. Современный педагог должен обладать не только знаниями и опытом в определенной предметной области, но и необходимым набором профессиональных компетенций, находиться в процессе непрерывного профессионального роста, самосовершенствования. Обеспечить активность педагога как субъекта процесса совершенствования позволяет системный подход к содержанию и формам научно-методической работы в образовательном учреждении.

Для того, чтобы сделать методическое обеспечение адекватным современным требованиям развития интеграции основного и дополнительного образования, необходимо решить ряд задач:

• организовать мониторинг мероприятий по вопросам внеурочной деятельности;

• составить календарный график прохождения курсов по внеурочной деятельности и участия в семинарах, форумах и т.д.;

• определить темы для заседания методического объединения начальных классов;

• отобрать учителей для выступлений на региональных мероприятиях и определить тему для обмена опытом с учителями других общеобразовательных учреждений;

• проводить ежегодный анализ эффективности проведенной работы по внеурочной деятельности.

Третье условие – создание материально-технической базы и пространства для осуществления дополнительного образования в начальной школе. Далеко не все общеобразовательные учреждения имеют достаточный уровень материально-технической оснащенности для проведения разнообразных курсов внеурочной деятельности. Поскольку дополнительное образование подразумевает всестороннее развитие личности, включая разнообразные направления, школе необходимо приобрести необходимое оборудование для качественной организации занятий по курсам внеурочной деятельности. Так, к примеру, для организации курса «Я играю в шахматы» необходимо обеспечить классы шахматными досками, интерактивными приложениями для демонстрации ходов. А для курса «Лего-конструирование» закупить комплекты Лего. Из-за недостаточной материальной базы общеобразовательным организациям приходится выбирать те курсы внеурочной деятельности, для организации которых не требуются материальные затраты. В следствие этого разнообразие курсов значительно сужается, а интерес обучающихся падает.

Таким образом, для успешной реализации данного условия необходимо закладывать в бюджет следующие позиции:

- учебно-методическая и справочная литература (учебники, учебные пособия, методические пособия и рекомендации; словари, справочники, инструкции, правила, каталоги и др.;

- средства электронного обучения, информационно-телекоммуникационные сети, их аппаратное и программное обеспечение; дистанционные образовательные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы и др.;

- оборудование и инструменты для реализации курсов внеурочной деятельности.

Стоит отметить, что создание материально-технической базы для организации внеурочной деятельности будет способствовать повышению интереса не только обучающихся, но и учителей, и родителей. Кроме того, единая материально- техническая база облегчит подготовку педагогов к занятиям и обеспечит использование необходимыми средствами сразу несколько параллелей учеников.

Четвертое условие – соответствие деятельности управления дополнительным образованием нормативной базе.

На нормативном уровне важно учесть структуру программ внеурочной деятельности и общеразвивающих программ дополнительного образования, а также нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности в образовательном учреждении:

• ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 02.07.2021 г.);

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

• Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

• Письмо от 05.09. 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности»;

• «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

• СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

• Устав общеобразовательного учреждения;

• Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения;

• Рабочая программа воспитания общеобразовательного учреждения;

• Программа внеурочной деятельности, взятая за основу написания рабочей программы по курсу внеурочной деятельности.

Таким образом, на основе выделенных условий были определены критерии и показатели управления системой дополнительного образования в начальной школе:

организационный критерий - выбор модели организации внеурочной деятельности в рамках дополнительного образования в начальной школе, которая соответствует особенностям общеобразовательного учреждения: наполняемость классов, расписание, педагогический состав, обеспечение кабинетами;

методический критерий - уровень методического и информационного сопровождения дополнительного образования в начальной школе: прохождение учителями курсов повышения квалификации, участие в семинарах и форумах по вопросам организации внеурочной деятельности и дополнительного образования, наличие у педагогов публикаций.

материально-технический критерий - уровень материально-технической базы и пространства для осуществления дополнительного образования в начальной школе: наличие кабинетов, необходимого инвентаря и пособий для проведения занятий с детьми;

кадровый критерий - уровень подготовки педагогического состава для осуществления дополнительного образования в начальной школе: уровень образования, категория, наличие пройденных курсов повышения квалификации по преподаваемым курсам внеурочной деятельности.

Список литературы:

Белякова Т.С. Особенности организации управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. №4. С.86-91

Мельник Г. М. Совершенствование системы управления дополнительными образовательными услугами общеобразовательной организации// Молодой ученый. 2015. № 12 (92). С. 780-785.

Мунгиева Н.З., Абдурахманова М.А. Теоретические аспекты организации дополнительного образования школьников // МНКО. 2018. №5 (72). С.90-97

Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.11.2021).

Просмотров работы: 5