Одним из важнейших этапов в жизни любого человека является период его профессионального становления, обретение профессии, закладка фундамента для своего карьерного роста, успешности в профессии и самоопределении. Поступление в вуз – нередко первый шаг на пути к взрослой жизни. Многие студенты съезжают от родителей, начинают самостоятельно планировать свою жизнь, налаживать новые знакомства, все это, наряду с многократно возросшей учебной нагрузкой и осознанием ответственности за свою дальнейшую жизнь, приводит к возрастанию психоэмоционального напряжения, тревожности и, как следствие, нередким проявлениям стресса. Данные факторы являются ключевыми для успешности учебной адаптации студентов первых курсов, которая во многом определяет дальнейшее профессиональное и личностное развитие будущего специалиста [1]. Ронгинская Т.И. выдвигает гипотезу о том, что адаптация студентов - это сложный процесс перестройки психической деятельности, и он должен проявляться в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности, и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды адаптационного процесса, то адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения [2].
По сравнению со студентами других направлений, обучение студентов спортивных вузов наряду с классическими учебными занятиями сопровождается непрерывной физической подготовкой, тренировками, участиями в спортивных соревнованиях различного уровня. Несмотря на несомненный положительный эффект двигательной активности многие исследователи отмечают, что сочетание возросших учебной и физической нагрузок, стрессы, вызванные участием в различного рода соревнованиях могу привести к развитию утомления и также негативно сказаться на психоэмоциональном состоянии студентов.
Таким образом, обобщая исследования ряда авторов в качестве основных причин, приводящих к возникновению стрессовых состояний у студентов спортивных вузов можно отнести следующие:
Изменение условий обучения, новый коллектив, необходимость налаживать новые социальные связи.
Изменения условий проживания, отъезд из родительского дома, налаживание самостоятельного быта.
Изменение финансовой составляющей, нередко возникает проблема поиска работы в параллели с учебой.
Существенно возросшая нагрузка в обучении, изменение объёма получаемой информации и требований к скорости ее обработки.
Физическая нагрузка и соревновательные стрессы.
В связи с этим актуальной является проблема поиска и подбора средств, снижающих психологическую нагрузку, эмоциональное выгорание, но не влияющих на когнитивные способности студентов и спортсменов.
Одним из таких средств выступают фитокомпозии, в основе которых лежат сочетания различных трав, принимаемых в виде водных настоев. Фитокомпозиции или фиточаи применялись еще с глубокой древности, для улучшения работоспособности, самочувствия, достижения эмоционального баланса. Они представляют собой сбалансированное сочетание ингридиентов – разных трав, которые оказывают свое, специфическое воздействие на различные функциональные системы организма.
Препараты растительного происхождения в значительной степени позволяют подбирать состав фитокомпозиции с учетом индивидуальных или возрастных особенностей и могут применяться в течение значительно более длительного периода, сравнительно с синтетическими. Фитопрепараты успокаивающего действия обладают выраженным, но мало востребованным потенциалом в терапии неврозов, коррекции психосоматических состояний и связанных с ними инсомний. Данный вид лечения в медицинской практике применяется неоправданно редко. Часто игнорируются даже те препараты, которые относятся к сфере научной медицины и внесены в фармакопею [3, 4].
Целью исследования было изучение влияния фиточая на психофизиологические показатели студентов, обучающихся в вузе физической культуры.
В эксперименте принимали участие студенты 1 курса в возрасте от 17 -18 лет в количестве 12 человек. Фиточай был предоставлен лабораторией фитореабилитации человека ФГБОУН «Никитский ботанический сад», в которой ранее проводились исследования влияния на психоэмоциональное состояние различных вариантов фиточая. В состав фитокомпозиции были включены : трава душицы, чабреца, лист ежевики, лист эхинацеи, корневища с корнями валерианы лекарственной, трава пустырника, цветки боярышника, лис мяты перечной, лист мелисы, трава зверобоя.
В начале исследования проводился сбор анамнеза с помощью анкетирования оценки параметров сердечно сосудистой системы, параметров сна, а также уровня и факторов стресса. Для диагностики функционального состояния нервной системы и наличия возможного утомления и переутомления использовался тест РДО - сложной пространственно‑временной реакции человека на сигнал (объект) с вычислением процента точных реакций. Тест РДО используется для определения уровня процессов возбуждения и торможения, а также позволяет диагностировать функциональное состояние нервной системы спортсменов, состояние сенсомоторной деятельности, развитие утомления и переутомления [5].
В ходе дальнейшего эксперимента испытуемыми предлагалось в течении двух недель осуществлять ежедневный прием настоев фитокомпозиций с постоянным мониторингом АД и ЧСС, а также своего психоэмоционального состояния с помощью опросника САН (экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения).
Исследование проводилось в середине семестра, в отсутствие соревновательной деятельности у спортсменов, что бы исключить психоэмоциональную нагрузку, неизбежную с наступлением сессии или участием в различного рода соревнованиях, что существенно бы повлияло на интерпретацию результатов.
В ходе предварительного мониторинга с помощью опросника САН было получены следующие данные:
Таблица 1 Данные по диагностике САН
Показатели самочувствия активности и настроения |
Количество человек |
Процент |
Низкие показатели |
2 |
16,6 |
Средние показатели |
8 |
66,8 |
Высокие показатели |
2 |
16,6 |
Два человека имели низкие показатели по всем трем критериям опросника САН (показатели самочувствия ниже 5,4 балла, активности - ниже 5,0 балла, настроения – ниже 5,1).
Таблица 2 Коэффициент точности по данным диагностики РДО
Показатели точности |
Количество человек |
Процент |
Низкие показатели |
4 |
33,4 |
Средние показатели |
7 |
50 |
Высокие показатели |
1 |
16,6 |
После двухнедельного приема фито-чая были проведены повторные срезы по диагностике самочувствия, настроения и активности, а также диагностика двигательной реакции.
Таблица 3 Данные по диагностике САН по окончанию эксперимента.
Показатели самочувствия активности и настроения |
Количество человек |
Процент |
Низкие показатели |
2 |
16,6 |
Средние показатели |
4 |
33,4 |
Высокие показатели |
6 |
50 |
Низкие показатели демонстрировали все те же участники, что и в самом начале эксперимента, зато число студентов с высокими показателями выросло.
Таблица 4 Коэффициент точности по данным диагностики РДО по окончанию эксперимента
Показатели точности |
Количество человек |
Процент |
Низкие показатели |
4 |
33,3 |
Средние показатели |
6 |
50,1 |
Высокие показатели |
2 |
16,6 |
Как мы видим из таблицы 4, точность двигательной реакции осталась без изменений.
При анализе показателей пульсового давления также наблюдались тенденции стабилизации параметров до пределов нормы.
Рис. 1 Изменение параметров пульсового давления в ходе эксперимента.
В результате можно сделать вывод, что прием фитокомпозиций может оказать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние человека, но данный эффект коррелируется с глубиной имеющегося утомления и стресса. На студентов, демонстрирующих низкие показатели по опроснику САН, прием фитокомпозиций практически не оказал видимых положительных эффектов, тогда как половина из участников эксперимента с средними показателями значительно улучшили свое самочувствие, активность и настроение. При этом не наблюдалось выраженного воздействия приема фиточая на когнитивные параметры, о чем свидетельствует результаты диагностики РДО.
Список литературы:
Ильина А.О., Фирсова К.А., Петунова С.А. Исследование психофизиологических аспектов адаптации студентов 1 курса к условиям вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № S-1. С. 143-147.
Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1987. – 16 с.
Меликов Ф.М., Ярош А.М., Батура И.А., Тонковцева В.В. Исследование влияния фитокомпозиции на качество сна и показатели артериального давления у лиц пожилого возраста // Сборник научных трудов Государственного Никитского ботанического сада. 2018. Т. 146. С. 235-239.
Государственная фармакопея Российской Федерации 13 издание. – М.: Медицина. 2015. – Т.3. – разд. 2.5.
Полевщиков М.М., Роженцов В.В., Палагина Н.И. Вопросы достоверности оценки теста РДО // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 357-367.