Диагностика влияния тревожности на успеваемость студентов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Диагностика влияния тревожности на успеваемость студентов

Сорокалетова И.С. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема психических состояний в обучении имеет важное практическое значение. Особое внимание уделяется состоянию тревожности. Обусловлено это тем, что оно непосредственным образом влияет на успеваемость и активность учащихся.

Ряд исследователей (А.М. Прихожан, К. Хорни) считает, что часто переживаемое состояние повышенной тревожности может снижать познавательную активность, концентрацию внимания, работоспособность, и, тем самым, негативно влиять на эффективность учебной деятельности, препятствовать социализации и адаптации к новым ситуациям, что является важным условием для формирования личности, способной к полноценной самореализации в профессиональной, социальной и личной сферах жизни.

Большую сложность для решения проблемы тревожных состояний создают разнообразные трактовки самого понятия и многообразие подходов к коррекции ее негативных проявлений.

Понятие «тревожность» нельзя отнести к числу малоисследованных: упоминания о ней присутствуют во многих психологических теориях с момента введения данного термина Зигмундом Фрейдом в его работе «Страх». [6, С. 612].

Высокий уровень тревожности может стать предпосылкой для возникновения психосоматических расстройств и неврозов. Данной проблеме посвящено множество различных исследований, в частности, работы Астапова В. М., Гилевой О. Б., Грибанова А. В., Депутатова И. С., Кожевниковой И. С., Малковой Е. Е., Нехорошковой А. Н., Чутко Л. С. и др.

Значительные трудности связаны с терминологическим соотношением таких двух явлений, как «страх» и «тревожность». Дифференцирование данных понятий произошло в начале XIX в. С. Кьеркегором в его работе «Страх и трепет», где он выделил определенный и неопределенный страх [3].

В настоящее время страх относят к реакции на реальную угрозу, а тревожность – на возможность возникновения угрозы, таким образом страх объективен, а тревожность – безобъективна.

Психологи отмечают, что причинами возникновения тревожности могут стать как безусловные (свойства нервной и эндокринной систем, слабость нервных процессов, свойства темперамента), так и обусловленные предпосылки (многократное повторение определенных ситуаций).

В ситуации быстро меняющихся условий окружающей среды и роста стресс-факторов человек все чаще испытывает тревожные состояния, от продолжительности и силы воздействия которых во многом зависит появление тревожных нарушений [4]. Вместе с тем, не мало важную роль играет наследственность, характеризующаяся слабостью нервной системы и хаотичностью нервных процессов.

Причины возникновения тревожности определяют возможные способы преодоления данного состояния. Необходимо понимать является она личностным образованием или выступает в качестве характерного темпераменту человека свойством.

В современной психологии принято рассматривать тревожность не только как негативное образование. Она рассматривается в качестве неотъемлемой части успешной адаптации учащихся к окружающей действительности. Для каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности, который способствует эффективности и успешности обучения, активизируя познавательные процессы и интеллектуальные способности. Однако увеличение этого показателя приводит к дезорганизации учебной деятельности и появлению большого количества ошибок при выполнении учебных задач.

Постоянная тревожность отрицательно сказывается на психологическом состоянии студентов, переходит в стресс и занимает особую позицию в жизни и образовательной деятельности.

Выделяют два вида тревожности: ситуативную (реактивную) и личностную. Ситуативная тревожность понимается как временное состояние, порожденное некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Такое состояние может возникать у студентов в преддверии экзаменационной сессии, при выполнении контрольных работ и выступлении перед своими одногруппниками.

Личностная тревожность рассматривается как склонность человека воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие. Возникает в результате фрустрации социальных потребностей и формируется в свойство личности еще на ранних этапах развития.

В ходе анализа теоретических подходов была выдвинута гипотеза о том, что существует обратная взаимосвязь между студенческой тревожностью и академической успеваемостью: чем выше тревожность студентов, тем ниже показатели их успеваемости. Для подтверждения или опровержения гипотезы было проведено эмпирическое исследование.

Эксперимент проводился на базе ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России города Ставрополя. Выборку исследования составили 20 студентов 1 и 2 курса в возрасте от 18 до 20 лет.

Для определения уровня ситуативной и личностной тревожности студентов использовалась методика «Шкала самооценки уровня тревожности» (Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина).

Был проведен контент-анализ рейтинговых ведомостей академической успеваемости. Высокий уровень академической успеваемости выявлен у 5 респондентов, средний у 8 и низкий уровень успеваемости имеют 7 студентов.

Результаты исследования уровней ситуативной и личностной тревожности студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни шкал

Низкий уровень в %

Средний уровень в %

Высокий уровень в %

Шкалы

Ситуативная тревожность

30

50

20

Личностная тревожность

25

55

20

При обработке полученных данных было установлено, что в период обучения у небольшого числа исследуемых 4 человека (20%) наблюдался высокий уровень ситуативной тревожности, у 10 человек (50%) наблюдался умеренный и лишь у 6 человек (30%) – низкий уровень ситуативной тревожности.

Высокий уровень ситуативной тревожности может свидетельствовать о сниженной эмоциональной устойчивости индивида, его низких социально - адаптивных качествах, недостаточной активности, целеустремленности в достижении успехов. Студенты с данным показателем тревожности относятся к себе как к слабому, неумелому. Высокий уровень реактивной тревожности также указывает на недостаточную эмоциональную приспособленность человека к социальным ситуациям. Высокотревожные студенты пребывают в постоянном ожидании всевозможных неудач, касающихся учебной деятельности и жизни в целом. В то же время, будучи подвластными воздействиям среды, они обладают сниженным порогом сопротивляемости стрессу.

Развитие реактивной тревожности у студентов определяется факторами, связанными с обучением (большой объем учебного материала, недостаточный уровень практической подготовки, проблемы в общении с преподавателями и одногруппниками).

При этом у 10 человек (50%) наблюдался умеренный уровень ситуативной тревожности, который говорит о том, что это более или менее спокойные студенты, достаточно активны и общительны. Им присущи незначительные проявления напряжения, озабоченности и нервозности, а также достаточно развитая способность справляться со стрессовой ситуацией.

Исследуемые этого уровня могут мобилизовать свои силы в стрессовых ситуациях, создают себе предпосылки к успеху и мотивируют комфортное общение. Такие результаты объясняются тем, что в целом у студентов происходят важные, переломные моменты в жизни. Так первокурсники закончили школу, у них кончился один из жизненных этапов и начался следующий.

Низкий уровень ситуативной тревожности наблюдался у 6 человек (30%). Для студентов с низкими показателями тревожности требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, воспитание чувства ответственности.

Известно, что некоторые люди вообще не склонны испытывать состояние тревоги. У таких лиц отсутствует разумная осторожность даже в минуты реальной опасности, для них не характерна предосторожность, снижен уровень самообладания. В большей степени это свойственно беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, не имеющим достаточного жизненного опыта, с неразвитыми познавательными и прогностическими способностями. В дальнейшем, эти качества находят свое отражение в легкомысленном, небрежном отношении к собственным действиям, деятельности, жизни.

Также, по результатам исследования в выборке выявлено 25 % испытуемых (5 респондентов) с низким уровнем личностной тревожности, 55 % (11 респондентов) со средним и 20% (4 респондента) с высоким.

Студенты, обладающие высоким уровнем личностной тревожности, большинство ситуаций воспринимают как угрожающие их статусу и самооценке. У таких студентов высокая эмоциональная чувствительность сочетается с ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет установления дружеских контактов.

Средний уровень личностной тревожности наблюдался у 11 человек (55%). Студенты со средним показателем чувствуют себя комфортно, сохраняют эмоциональное равновесие, работоспособность в ситуациях, к которым они уже адаптировались. Появление беспокойства, эмоционального дискомфорта возможно при появлении дополнительных трудностей, но они достаточно быстро адаптируются и восстанавливают эмоциональное равновесие.

Низкий уровень личностной тревожности у студентов может быть обусловлен тем, что они уверены в успехе, они адекватно воспринимают большинство возникающих трудностей. Такой показатель тревожности свидетельствует о хороших адаптивных возможностях личности, способной самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях.

Для того, чтобы доказать наличие существования обратной взаимосвязи между студенческой тревожностью и академической успеваемостью (чем выше тревожность студентов, тем ниже показатели их успеваемости) был использован корреляционный анализ показателей шкал. В качестве критерия был использован коэффициент Спирмена.

Между уровнями ситуативной и личностной тревожности и академической успеваемостью выявлены следующие связи:

- между высоким уровнем ситуативной тревожности и удовлетворительной успеваемостью студентов – высокая корреляция (r = 0,751);

- между высоким уровнем личностной тревожности и удовлетворительной успеваемостью студентов – средняя корреляция (r = 0,674);

- между высоким уровнем ситуативной тревожности и отличной успеваемостью студентов – слабая корреляция (r = 0,426);

- между высоким уровнем личностной тревожности и отличной успеваемостью студентов – очень слабая корреляция (r = 0,312).

Из корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что высокий уровень реактивной и личностной тревожности влияет на успеваемость студентов, снижая их когнитивные способности. Таким образом, гипотеза исследования нашла свое эмпирическое подтверждение.

Анализ теоретических данных, проведенное эмпирическое исследование показали негативное влияние тревожности на процесс обучения. Тревожное состояние отрицательно влияет на результат какой-либо деятельности человека, на его адаптацию в обществе и познавательную активность.

Список используемой литературы:

Горшков, Е. А. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе / Е. А. Горшков, Л. Д. Коротина // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 46-51. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/103/24325/ (дата обращения: 15.12.2021).

Грибанов, А. В. Психофизиологическая характеристика тревожности и интеллектуальной деятельности в детском возрасте (обзор) / А. В. Грибанов, И. С. Депутат, А. Н. Нехорошкова и др. // Экология человека. – 2019. – №9. – С. 50-58. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskaya-harakteristika-trevozhnosti-i-intellektualnoy-deyatelnosti-v-detskom-vozraste-obzor (дата обращения: 30.11.2021).

Кьеркегор, С. Страх и трепет: диалектическая лирика Иоханнеса де Силенцио / С. Кьеркегор; [пер. с дат. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева]. - Москва: Акад. проект, 2011. – 153 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=102586&p=1 (дата обращения: 11.12.2021).

Матиишена, Е. В. Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов / Е. В. Матиишена. // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1770-1773. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31164/ (дата обращения: 16.10.2021).

Нехорошкова, А. Н. Нейробиологические предпосылки формирования тревожных состояний / А. Н. Нехорошкова, И. Л. Большевидцева. // Журнал медико-биологических исследований. – 2016. – №3. – С. 24-36 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyrobiologicheskie-predposylki-formirovaniya-trevozhnyh-sostoyaniy  (дата обращения: 17.11.2021).

Степанов, С. С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов — 2-е изд. — М.:Эксмо, 2005 — 640 с. [Электронный ресурс]. URL: http://med.niv.ru/doc/encyclopedia/psychology/index.htm (дата обращения: 30.11.2021).

Просмотров работы: 402