Значение информационных технологий в современной экономике - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Значение информационных технологий в современной экономике

Борцов В.В. 1, Макаров Д.А. 1
1Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Сегодня информационные технологии играют большую роль в развитии современной экономики. Сейчас достаточно часто можно услышать такие понятия, как виртуальная или информационная экономика. Это обусловлено тем, что информационные технологии и экономика - две достаточно тесно связанные области, которые в совокупности дают положительный экономический эффект, а также положительный производственный результат. Без применения новейших ИТ современная экономика не сможет динамично и быстро развиваться, а государство будет находиться в списке отстающих. Сейчас современные информационные технологии в экономике применяют с целью эффективной и оперативной компьютерной обработки информационных ресурсов, их передачи на любые расстояния в самые минимальные сроки.

Кроме того, информационные технологии в экономике – это комплекс действий, которые осуществляется над экономической информацией с помощью компьютеров и другой техники с целью получения положительного оптимального результата. 

1.1. Информация как экономический ресурс[1]

Свое признание в качестве одного из важнейших экономических ресурсов информация получила относительно недавно. Рассматривать это понятие как научную категорию начали примерно тридцать лет назад. Первые попытки определить границы понятия информация были сделаны в США экономистом Фрицом Махлупом. По его словам, под влиянием информации экономика переросла в новый сектор народного хозяйства, в котором происходит производство, обработка и управление знаниями, и получила название «Экономика знаний».[2] Он также попытался дать ответ на вопрос и о том, какая часть богатства страны является результатом производства, обработки и распространения информации. Вслед за этим были опубликованы методики анализа информационной деятельности М. Пората и М. Рубина.[3] Именно они получили широкое распространение в мировой практике.

В наши дни информация является одним из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными и человеческими ресурсами. С помощью информационных товаров и услуг общество получает возможность удовлетворять потребности как в новых сведениях и знаниях, так и разного рода эстетические потребности. Главная функция информационных продуктов – предоставить определенную информацию и средства, которые могут эти знания воссоздавать.

Наличие у такого понятия как информация ряда свойств, традиционно присущих материальным ресурсам, дало основание при анализе информационного производства использовать многие экономические категории (цена, издержки, прибыль и др.). В качестве экономического ресурса информация выполняет функцию обмена, ее количество ограничено, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.

Значимость информации, ее практическая ценность заключается в возможности предоставить дополнительную свободу действий ее потребителю (при помощи тех знаний, которые она в себе несет). Информация расширяет набор возможных альтернатив и позволяет правильно взвесить и оценить их последствия, помогает снимать неопределенность в той или иной ситуации. Тем, не менее, очевидно, что такое определение не отражает, в полной мере всю сущность понятия «информация». Довольно часто встречается и обратный вариант: полученные с помощью информации знания позволяют увидеть новые горизонты, тем самым, увеличивая степень неопределенности и затрудняя выбор[4].

Таким образом, на сегодняшний день теория информации еще до конца не изучена. Существует множество различных, иногда полностью противоположных утверждений относительно сущности этой категории. Однако единого, общепризнанного определения самого понятия «информация» в мире нет.

Наиболее целесообразно при дальнейшем изучении этой темы рассматривать информацию как особую форму знания, знания трансформированного в какую-либо материальную форму и отчужденного от его непосредственного владельца.

Итак, в наши дни информация является одним из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными и человеческими ресурсами. Главная функция информационных продуктов – предоставить определенную информацию и средства, которые могут эти знания воссоздавать.

1.2. Понятие информационных технологий в экономике [5] 

Значение информационных технологий в экономике сегодня является одной из самых популярных тем для исследования. Это результат того, что сегодня мы живем в эпоху компьютерных технологий, используемых нами повсеместно. Поэтому экономистам нужно знать и уметь правильно применять информационные технологии.

Существует несколько вариантов смыслового наполнения информационных технологий (ИТ). В США выделяют следующие составляющие технологического треугольника новой информационной среды: связь, вычислительную технику и средства массовой информации.

Использование информационных технологий в экономике включает в себя сбор, обработку, хранение и передачу больших массивов экономической информации. Кроме того, сегодня изучают способы сбора информации из разных источников, которые доступны человечеству. Обработка экономической информации происходит по определенным и заранее заданным алгоритмам, которые нужно не просто уметь использовать, а прежде всего, следует понимать их правильный смысл и назначение. Хранение экономической информации может осуществляться в разных объемах и на различных носителях. При этом, передавать сегодня информацию можно на разные расстояния, самые длинные и невероятные, и в кратчайшие сроки.

Складываетсяситуация, когда «миртонкихтехнологийначинаетуправлятьмироммашинмиромреальности» («the world of the soft technologies will soon command the world of the hard machines – the world of reality»).

Таким образом, информационная экономика - это развивающаяся отрасль науки (экономики), которая в свою очередь требует максимальных капиталовложений, с целью приобретения высокотехнической техники и подготовки необходимого уровня специалистов. Поэтому информационная экономика как важная отрасль науки, сегодня требует значительного инвестирования. Однако, результаты себя долго ждать не заставляют. Они просто ошеломляющие, и их можно охарактеризовать как новый виток развития науки[6].

Сегодня, благодаря новым информационным технологиям в экономике, большинство бизнесменов отправляют своих работников на курсы повышения квалификации, и освоения новых программных продуктов, которые позволяют увеличить и оптимизировать конечный результат. В свою очередь для работодателей, это означает значительные затраты на подготовку специалистов, однако в будущем, обладая специалистом, который умеет работать с определенными программами, он максимально увеличит эффективность труда на своем предприятии. 

Информационная экономика дала возможность сделать значительный прорыв вперед. В последнее время, как всем известно, изменились функция денег, благодаря информационным технологиям, появились пластиковые карты, виртуальные деньги. Это позволило обществу не носить с собой множество купюр, а удобно и надежно обеспечивать свои платежи. Все это принадлежит новому этапу развития информационных технологий в экономике.

1.3. Роль и значение информационных технологий в экономике[7]

За последние годы, современная экономика показывает существенный рост значения информационных технологий, особенно в сферах малого и среднего бизнеса. На западе данная тенденция уже давно не новость. В России же, из-за совершенно другого уровня развития экономики, тенденция к активному и всепоглощающему внедрению информационных технологий пришлась на сравнительно более поздний период – наше время. В большей степени это обуславливается низким уровнем конкуренции, при котором основной целью была экономия на издержках, что само собой не позволяло ни внедрять, ни разрабатывать что-либо новое. Так же это было обусловлено и тем, что массового потребителя заботила в большей степени лишь цена и качество, другие же факторы стояли далеко позади. Сейчас же, обычный покупатель желает знать, за что именно он платит.

Вопрос качества товара и качества самого обслуживания становится более открытым. Так же для того, чтобы организация могла своевременно и грамотно реагировать на каждый индивидуализированный запрос потребителя, на каждое изменение в спросе, жизненно необходимым становится внедрение информационных систем. Облегчает эту задачу и тот фактор, что на сегодняшний день цены на существенную часть информационных технологий стали общедоступными для практически любого сегмента бизнеса. Ярким примером может послужить маркетинговая политика Microsoft, которая для каждого вида бизнеса имеет свой пакет услуг.

В последнее время бытует мнение, что современному бизнесу необходимо иметь слаженную CRM-систему (Customer Relationship Management), которая позволит создать здоровую коммуникацию между организацией и ее потребителями.

Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM, CRM-система) включает прикладное программное обеспечение для организаций, которое служит для автоматизации стратегий взаимодействия с клиентами, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинговой политики и улучшения качества обслуживания путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними.

Интернет ресурс «Предприниматель.ru» приводит статистические данные, собранные из различных источников, таких как журнал PCWeek и исследовательский центр Marketvisio, в которых говорится о том, что в 2012 году порядка 35% российских организаций увеличили бюджет, выделяемый на внедрение и использование информационных технологий по сравнению с 2011 годом.

Таргетированные опросы малого и среднего бизнеса показали, что данный сегмент показывает наиболее высокие темпы - показатель составил 50%. По географическому критерию наиболее активным оказался Дальний Восток, где 66% организаций увеличили бюджет на информационные технологии; Урал и Сибирь – 51%; Москва 47%; Поволжье – 46%.[8]

Таким образом, можно выделить следующие основные факторы, послужившие толчком к более активному использованию и внедрению информационных технологий в России[9].

Рост конкуренции.

Помимо стандартного требования соответствовать определённым стандартам качества, организации вынуждены привлекать клиентов массой дополнительных высококачественных услуг. Это быстрая и удобная доставка, возможность мгновенной обратной связи, предоставление полной информации о товаре и услуге на сайте и многое много другое. Не прошло незамеченным и вступление в ВТО, которое существенно накалило конкурентную среду во многих сферах бизнеса.

Глобальное изменение поведения потребителей.

Современный потребитель требует не только низкие цены, не только высокое качество, но и полный спектр дополнительных услуг. Потребитель требует индивидуальный подход, который обеспечил бы высокую скорость двухсторонней коммуникации, чтобы получать всю необходимую информацию в любое удобное время. Именно по этой причине большинству фирм пришлось осваивать мастерство e-маркетинга для создания интернет-магазинов и активно инвестировать в SEO (search engine optimization), или в поисковую оптимизацию, - поднятию позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей с целью продвижения сайта. 

Доступность информационных технологий в наши дни.

Для большинства организаций с ограниченным бюджетом, наиболее приоритетным направлением является развитие антикризисного управления и максимальная экономия издержек. Именно поэтому маркетинговая

стратегия таких фирм как Microsoft разработала различные комбинации пакетов услуг, направленных на различные сегменты бизнеса.

Гонка технологий.

Бесспорно, гонка информационных технологий на западе касается лишь российских ТНК и прочих гигантов, лишь частично захватывая малый и средний бизнес, но именно передовые информационные технологии позволяют организациям выбиваться на лидирующие позиции. Передовые

информационные технологи пусть и даются ценой огромных финансовых потерь, но приносят несравнимо большие плоды успеха.

Итак, за последние годы, современная экономика показывает существенный рост значения информационных технологий, особенно в сферах малого и среднего бизнеса. На использование информационных технологий в экономике повлияли такие факторы как: рост конкуренции, глобальное изменение поведения потребителей, доступность информационных технологий в наши дни, а также гонка технологий. 

Список использованной литературы

Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington. 1981.

Porat M. Rubin M. The Information Society: Development and Measurement. Washington. 1978.

Stonier T. The Wealth of Information. London. 1983.

Абросимов А.Г. Теория экономических информационных систем. – М.: Академия, 2011. – 160с.

Архипова З. В., Пархомов В. А. Информационные технологии в экономике. – Иркутск: БГУЭП, 2010. – 256с.

Балдин К. В., Уткин В. Б. Информационные системы и технологии в экономике. – М.: АСТ-пресс, 2012. – 425с.

Горбачев Н.Н., Гринберг А.С., Бондаренко А.С. Информационные технологии управления. – М.: Дело, 2011. – 647с.

Карминский А.М., Карминский С.А., Нестеров В.П., Черников Б.В. Информатизация бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 355с.

Коротков А.В. Интегрированные информационные системы в российском бизнесе. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 458с.

Интернет-ресурсы

http://predprinimatel.ru - «Значение информационных технологий в современном бизнесе». 26.09.2012

http://www.rbcdaily.ru/ - «Есть куда расти»

http://www.rg.ru/2011/08/02/it.html  - Российская бизнес газета; Марк Темплтон – «Стратегия - догонять!»

http://www.webeconomy.ru/ - «Передовые производственные технологии: место России»

http://www.intertrends.ru/twenty-fifth/004.htm - «Информационные технологии как общемировой социальный феномен». Ирина Стрелец.

Просмотров работы: 73