В последнее время в образовательной среде часто стали фигурировать такие понятия, как «компетенция, компетентность и компетентностный подход». Разберём значения данных терминов.
Полученные учащимися в ходе образовательного процесса знания, умения и навыки и применение их в практической деятельности в педагогике называют компетенцией [2].
Если человек владеет какой-нибудь определённой компетенцией, необходимой для эффективной деятельности в определенной области, то можно говорить о его компетентности.
Таким образом, компетенция – это тот уровень образования, которого должны достигнуть учащиеся в процессе обучения, а компетентность – это качество личности, которое помогает эффективно использовать полученные и уже имеющиеся знания в практической деятельности.
Компетентностный подход в педагогике – способ построения учебного процесса таким образом, чтобы он, в первую очередь, был направлен на формированиею определенных компетенций [2].
Обратимся к другому определению данного понятия.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов [1]. Компетентностный подход является условием усиления прикладного, практического характера всего школьного образования.
Компетентностный подход предполагает комплексное овладение учащимися знаниями и умениями, а не усвоение их по отдельности.
Таким образом, употребляя термин «компетентностный подход», мы будем иметь ввиду улучшение всей системы образования так, чтобы дети в процессе обучения усваивали социокультурный опыт, выработанный в обществе.
С точки зрения компетентностного подхода, основная цель школьного образования заключается в формировании у школьников базовых навыков взаимодействия с социумом.
Содержание образования в рамках компетентностного подхода определяется четырьмя компонентами: знаниями, умениями, опытом деятельности и опытом ценностного отношения.
Есть существенные различия между компетентностным подходом и традиционным, знаниевым подходом. Выделим их:
Традиционный подход выделяет в качестве результата образования отдельно взятые знания, умения и навыки, а компетентностный подход ожидает от учащихся готовности к эффективной деятельности в различных социально значимых ситуациях;
Компетентностный подход предполагает интеграцию интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих образования;
Компетентностный подход ориентирован на овладение учащимися умением адекватно оценивать свои возможности;
Компетентностный подход ставит установку на личный статус ученика, осмысление учеником важности получаемых знаний, ценностного отношения к своей деятельности
Компетентностный подход реализуется и на уроках информатики.
Целями информатики в рамках компетентностного подхода являются ориентация на индивидуальный характер обучения, создание модели «развивающего пространства», что позволит развить интеллект обучающихся и обогатить опыт практической деятельности [3].
Компетентностный подход требует от учителя переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе. Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т.д.
Если обратиться к учебнику по информатике то можно заметить, что задания, исходящие из компетентностного подхода, значительно расширяют личностный опыт школьника, направлены на развитие поисковой, творческой активности, практикоориентированы.
Таким образом, компетентностный подход должен обеспечивать не разрозненное предметное, а целостное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но во всех сферах деятельности, на протяжении всей жизни человека, где особое место занимает младший школьный возраст.
Список использованных источников
1. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №1. – С.16-20.
2. Солодовник Л. П. Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педтехнологий в обучении информатики (информационная подборка) [электронный ресурс]
3. Степина, С. Н. Компетентностный подход в обучении информатики / С. Н. Степина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1408/