Исследование взаимосвязи эмоциональных состояний и успеваемости у студентов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Исследование взаимосвязи эмоциональных состояний и успеваемости у студентов

Сафонова С.С. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Исследование эмоционального состояния студентов является важным, потому что в период начала учебного года, поступления в университет, сдачи сессии студенты начинают волноваться, могут быть проблемы с адаптацией в новом месте, появляются стрессы и случаются нервные срывы. Изучая эмоциональное состояние каждого студента, преподаватели и близкие могут помочь справиться с появившимися трудностями, поддержать, создать необходимые условия обучения.

Цель исследования: проверить наличие взаимосвязи эмоциональных состояний и успеваемости у студентов.

Объект исследования: эмоциональные состояния и успеваемость студентов.

Предмет исследования: эмоциональные состояния студентов, их влияние на адаптацию и социализацию, их влияние на успеваемость.

Гипотеза исследования: эмоциональные состояния, такие как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность, стресс влияют на успеваемость студентов.

Материалы и методы исследования. Методика«Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссман и Д. Рикс, статистический анализ академической успеваемости у студентов первого и второго курсов за сентябрь 2021 года.

Эмоциональные состояния – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоциональные состояния определяют поведение человека в определенной ситуации [2].

В зарубежной и отечественной психологии существует большое количество теорий эмоций, которые могут быть как взаимосвязаны между собой, так и полностью отходить от них. В зарубежной психологии большое внимание уделено таким теориям эмоций: теория Ч. Дарвина, теория Джемса – Ланге, теория Линдсея – Хебба, теория Кеннона – Барда, теория Л. Фестингера, теория С. Шахтера и другие. В отечественной психологии внимание привлекают теории П. К. Анохина, П. В. Симонова, С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.

Современный этап развития эмоциональных состояний охватывает несколько направлений и школ, которые интенсивно изучают феномены, механизмы и закономерности человеческих состояний, а также практические аспекты их реализации.

Существует множество классификаций эмоциональных состояний. Так, наиболее обширной является классификация К. Э Изарда, в которой автор выделяет не только положительные, но и отрицательные эмоциональные состояния. Рассмотрим некоторые из них:

Настроение – это эмоциональное состояние человека, которое влияет на мышление, поведение, действия и другие реакции. Поскольку настроение состояние слабое, оно развивается довольно медленно, это может занять много времени. На настроение влияет состояние здоровья, жизненные события, межличностное общение, время года, погода [2].

Аффект представляет собой эмоциональный взрыв, который происходит быстро, чрезвычайно интенсивен и длится короткое время. Самоконтроль снижается или полностью исчезает во время аффекта. Иногда человек не может вспомнить, что произошло во время эмоционального взрыва. В зависимости от ситуации аффект может вызывать как положительный, так и отрицательный эффект [6].

Фрустрация характеризуется состоянием напряжения, возникающим, когда человек не может достичь своей цели из-за внешнего барьера. Неудовлетворенность выходит за рамки терпения личности и может сопровождаться негативными эмоциями, например раздражением или разочарованием [4].

Стресс является своего рода ответом организма на раздражения окружающей среды – адаптационная реакция. Стресс может быть как положительным, так и отрицательным, может мотивировать и стимулировать человека к действиям, помогать в принятии решений, но может стать причиной возникновения различных заболеваний и нарушений в организме [5].

Тревожность - индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [2]. У студентов это может быть ожидание приближающейся сессии, коллоквиумов и даже просто практических занятий.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности [2].

Страсть — сильное, доминирующее чувство, которое фокусирует мысли и энергию людей на определенной цели. Страсть может быть как кратковременной, так и длиться долгое время, вплоть до целой жизни [5].

Совокупность всех этих состояний влияет не только на успеваемость, но и на настроение студентов, на их психическое состояние, поведение и взаимоотношения.

Для исследования взаимосвязи эмоциональных состояний и успеваемости у студентов нами было проведено исследование по методике А. Уэссмана и Д. Рикса «Самооценка эмоциональных состояний» [3]. Исследование проводилось на студентах первого и второго курсов, специальность «Клиническая психология», ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», возраст 17-19 лет.

В исследовании приняли участие 28 человек. Всю выборку мы разделили на 2 группы: первый (18 человек) и второй (10 человек) курс, соответственно. Это необходимо для того, чтобы сравнить показатели обеих групп и выявить взаимосвязь эмоциональных состояний и успеваемости у студентов на разных этапах обучения.

В результате проведенного исследования был выявлен уровень эмоционального состояния студентов, получены выводы по четырем шкалам (рис. 1).

Рисунок 1. «Результаты исследования по методике "Самооценка эмоциональных состояний"»

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что для второго курса характерны более высокие показатели по всем шкалам, из чего можно судить о лучшем эмоциональном состоянии, нежели у первого курса. Это можно связать с тем, что первый курс все еще адаптируется к новой обстановке, месту обучения, режиму дня. Испытуемые все еще налаживают отношения со своими однокурсниками и преподавателями, что сказывается на их состоянии.

Второй курс в свою очередь уже год проучился в университете, привык к распорядку дня, наладил отношения в группе и с преподавателями, поэтому они более спокойны и не тревожатся.

Данные, полученные по четырем шкалам, складываются для получения суммарной оценки общего эмоционального состояния. Так, 22% испытуемых первого курса оценивают свое эмоциональное состояние высоким, для 72% характерна средняя оценка своего эмоционального состояния и у 6% низкая оценка своего эмоционального состояния.

Для 40% испытуемых второго курса характерна высокая оценка своего эмоционального состояния и 60% испытуемых - средняя оценка эмоционального состояния.

По полученным из методики А. Уэссмана и Д. Рикса показателям суммарной оценки эмоциональных состояний, можно выявить взаимосвязь эмоциональных состояний с успеваемостью студентов с помощью статистического анализа академической успеваемости у студентов первого и второго курсов за сентябрь 2021 года. Для этого мы воспользовались корреляционным анализом Ч. Спирмена [1].

Для исследования из всей выборки испытуемых мы выбрали только студентов с высокими и средними показателями успеваемости и самооценки эмоциональных состояний.

Выводы, полученные в ходе проведения корреляционного анализа:

• Связь между высокой успеваемостью и высокой оценкой эмоционального состояния у студентов первого курса заметная (коэффициент равен 0.500);

• Связь между высокой успеваемостью и средней оценкой эмоционального состояния у студентов первого курса слабая (коэффициент равен 0.080);

• Связь между средней успеваемостью и средней оценкой эмоционального состояния у студентов первого курса заметная (коэффициент равен 0.557);

• Связь между высокой успеваемостью и высокой оценкой эмоционального состояния у студентов второго курса высокая (коэффициент равен 0.800);

• Связь между высокой успеваемостью и средней оценкой эмоционального состояния у студентов второго курса слабая (коэффициент равен -0.229).

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо следить за эмоциональным состоянием студентов, потому что от этого зависит продуктивность и работоспособность, общее самочувствие обучающихся, влияние на физическое и психическое здоровье. Плохое эмоциональное состояние особенно ярко проявляется в начале учебного года, во время сессии и во все периоды, когда образуется напряженная обстановка.

В ходе проведенного исследования можно сделать вывод, что гипотеза доказана частично. Высокий показатель эмоционального состояния влияет на высокую успеваемость, но имеет слабую связь со средней успеваемостью. Средняя оценка эмоционального состояния имеет слабую взаимосвязь с успеваемостью.

Список использованной литературы

Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 366 с. – Текст: электронный // URL: https://www.klex.ru/g0c (дата обращения: 10.12.2021).

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»). – URL: www.koob.ru (дата обращения: 10.12.2021).

Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып.2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с. Текст: электронный// - URL: https://xn--123-3ed8d.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/06/Metodiki-diagnostiki-emotsianalnoj-sfery.pdf (дата обращения: 02.10.2021)

Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с. URL: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

Островская, И. В. Психология / Островская И. В. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 480 с. - ISBN 978-5-9704-2075-1. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420751.html (дата обращения: 02.10.2021). - Режим доступа: по подписке.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.

Просмотров работы: 417