ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный учебный процесс немыслим без применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Подготовку современного учителя к урокам невозможно представить без этого [4, 5, 6].

В научно-методической литературе [1] под ЭОР понимают совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных знаний, размещаемая на машинапечатных носителях или в сети.

Рассмотрим основные ЭОР, которые на уроках алгебры зарекомендовали себя как эффективное дидактические средство:

текстографические электронные образовательные ресурсы, созданные инструментами PowerPoint в виде презентации;

электронные образовательные ресурсы на локальных носителях и сети Интернет;

электронные учебные модули открытых мультимедиа систем.

Презентация одновременно является источником информации и средством привлечения внимания обучающихся. В линейной презентации слайды сменяют друг друга последовательно, с заданным интервалом времени, либо по команде пользователя. Линейные презентации не требуют много времени для создания и просты в использовании учителем и обучающимися. Линейные презентации используется на различных этапах уроков математики.

Так применение линейной презентации и интерактивной доски на уроке алгебры в 8 классе по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» позволило сэкономить время на уроке. Нетрадиционная форма проведения урока дала возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а также развивать их творческую самостоятельность. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучения и закрепления полученных знаний. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

В практике нашей работы активно используются электронно-образовательные ресурсы на локальных носителях и в сети Интернет:

- Algebra Advanced (https://www.khanacademy.org/math/algebra-basics). В основном программа посвящена уравнениям. Программа содержит тесты: с выбором ответов и с открытым ответом. Подходит для использования как в классе, так и для самостоятельного использования.

- GeoGebra (https://www.geogebra.org/) – это бесплатная, кроссплатформенная динамическая математическая программа для всех уровней образования, включающая в себя геометрию, алгебру, таблицы, графы, статистику и арифметику, в одном удобном для использования GeoGebra пакете. Кроме того, у программы богатые возможности работы с функциями (построение графиков, вычисление корней, экстремумов, интегралов и т.д.) за счёт команд встроенного языка, который позволяет управлять и геометрическими построениями.

Использование сети Интернет при проведении урока алгебры в 7 классе на тему «Функции и их графики» способствовало развитию познавательной самостоятельности школьников. Обучающиеся учились сравнивать, сопоставлять, моделировать реальные зависимости, находить соотношения между формулами и графиками. Выполнение тестовых заданий двух модулей (ПК) помогло не только сэкономить время, но и дало возможность обучающимся самим оценить свои знания, свои возможности. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося.

Большое образовательное значение имеют электронные учебные модули открытых мультимедиа систем.

Как известно, основным источником цифровых образовательных ресурсов являются Интернет-ресурсы, которые позволяют проводить тестирования, самостоятельные работы, находить дополнительные материалы к урокам. Использование электронных образовательных ресурсов даёт возможность углублять математические знания.

Главным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения являются Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://eor.edu.ru). и Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов, которые предназначены для преподавания и изучения математики и других предметов в соответствии с Федеральным Государственным стандартом основного общего образования (http://school-collection.edu.ru).

Через «Каталог» Единой коллекции (http://school-collection.edu.ru) осуществляется доступ ко всем типам учебных материалов, в том числе и к инновационным учебным материалам. Если сделать выбор предмета и класса, то справа буде указан список доступных материалов. Среди них присутствуют инновационные учебные материалы (ИУМК).

В электронных приложениях к учебникам Ю. Н. Макарычева и др. по алгебре 7-9 классов содержатся: тесты, тренажеры, указания и решения к задачам, приведены исторические сведения из истории, биографии ученых. Электронные приложения соответствуют структуре учебника. В качестве работы показан разворот учебника с выделенными активными зонами. Каждая выделенная зона предоставляет дополнительный материал: биография, анимация, математический словарь, тесты, тренажеры и так далее.

Электронные приложения к учебникам С. М. Никольского и др. по алгебре для 7-9 классов выглядят как разворот учебника с активными выделенными зонами. Эти зоны могут содержать: решения задач и указания к решениям задач, тесты и тренажеры, исторические сведения и биографии ученых, анимация и иллюстрации, интерактивные модели. Электронные приложения соответствуют структуре учебника. Подходит для использования как дома, так и в школе.

В мультимедийных пособиях А.Г. Мордковича и др. по алгебре для 7-9 классов содержатся: тренажеры, демонстрационный материал. Пособия соответствуют изучаемому курсу.

Мотивации обучения математике, вызывает интерес у учащихся к предмету за счёт общей привлекательности компьютерной техники и игрового момента, очень большая степень наглядности. ЭОР – это среда информационной поддержки учебного процесса.

На примере учебника Ю.Н. Макарычева и др. [ 2,3] рассмотрим возможности применения ЭОР.

1. Тема «Выражения, тождества, уравнения» (7 класс) включает следующее содержание: Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

На уроках по данной теме хорошо использовать модель «Перевернутое обучение». Именно эта модель позволяет дома изучить теоретический материал, который не является для учащихся новым, так как уравнения они проходили ранее, им необходимо только вспомнить основные сведения из этой темы. Для этого можно предложить учащимся ссылки на просмотр видеоурока дома, а затем небольшой тест, чтобы учащиеся проверили, насколько хорошо они усвоили тему, а учитель знал, как построить урок. Основную часть урока можно посвятить практическим заданиям, чем больше уравнений решат учащиеся, тем лучше.

2. «Функции» включает следующее содержание: Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.

Данная тема является для учащихся абсолютно новой, с понятие функция они сталкиваются впервые, поэтому на практических уроках лучше всего использовать модель «Зоновая ротация». Именно эта модель поможет реализовать групповую форму работы и индивидуализацию обучения. Таким образом сильные учащиеся смогут больше успеть за урок и решить задания повышенной сложности, в тот момент, когда более слабые учащиеся будут работать с заданиями своего уровня.

При изучении темы хорошо использовать такие мобильные приложения, как Графический Калькулятор (PRO) или Desmos Graphing Calculator, где каждый учащийся на примере своей функции сможет ее преобразовать, поработать с коэффициентами и самостоятельно сделать выводы о свойствах изучаемых функций и особенностях их графиков.

3. Темы «Многочлены» включает следующее содержание: Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Рекомендуемые ЭОР для данной темы: Единая коллекция ЦОР, презентация, Algebra Advanced, презентация, Фокcфорд. Учебник. Фокcфорд. Учебник.

4. При изучении формул сокращенного умножения нами успешно применялась модель «Зоновая ротация». Эта же модель успешно использовалась на уроках алгебры 8 класса при изучении квадратных уравнений.

В целом, при проведении уроков алгебры в основной школе полезны следующие ЭОР: Единая коллекция ЦОР, презентация, Фокcфорд. Учебник. При подведении итогов можно устроить индивидуальную работу с мобильными приложениями, такими как: Algebra Basics и Homework - Math Solver

Опыт нашей работы показывает, что использование ЭОР в учебном процессе позволяет нам значительно улучшить качество обучения за счёт его наглядности, организации творческой и самостоятельной работы учащихся. Применение электронных образовательных ресурсов на уроках математики способствует повышению интереса к математике.

Литература

Ильин, В.А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии / В.А. Ильин // Программные продукты, системы и алгоритмы. – 2014. - № 2 .

Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра 7 класс. - М.: Просвещение, 2013. - 255 с.

Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра 8 класс. - М.: Просвещение, 2013. - 265 с

Суворова Т. Н. Использование дидактических возможностей электронных ресурсов для повышения качества образования / Т.Н. Суворова // Информатика и образование. – 2014. – № 6. - С. 43–48.

Суворова Т. Н. Дидактические функции, возможности и свойства электронных образовательных ресурсов / Т.Н. Суворова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 2. - С. 27–35.

Исупова Н. И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов. Сборник научных трудов Sworld / Н.И. Исупов // Т. 23. – 2012. – № 4. - С. 92–95.

Просмотров работы: 25