Развитие социальной сферы становится стратегически важным направлением жизнедеятельности российского общества. Уровень профессионализма специалистов социальной работы во многом зависит от качества их подготовки в учебных заведениях, поэтому поиск путей повышения их профессионализма, концептуальное проектирование программы обучения становятся необходимыми функциями научных исследований. Однако в практике такого обучения существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов социальной работы усложнившимся условиям социальной жизни. Целью, то есть, планируемым конечным результатом подготовки будущего социального работника должна стать его готовность к профессиональной деятельности. Такая готовность включает теоретический, практико-методический и морально-психо-логический аспекты. Если содержанием теоретической подготовки являются знания, практической – умения и навыки их применения, то последний из названных аспектов характеризуется, прежде всего, личностным соответствием выпускника выбранной профессии. Он должен отвечать высоким этическим стандартам и быть адекватным гуманистической сущности, содержанию и характеру социальной работы как области профессиональной деятельности [1, с. 167]. При этом важным компонентом профессиональной деятельности социального работника является сформированность ценностных ориентаций. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы: особенности профессионального становления, формирования у студентов ценностных ориентаций, готовности к профессиональной деятельности в современных условиях. Исследуя данную проблему сталкиваешься с необходимостью разрешения противоречий между: - признанием приоритета общечеловеческих ценностей как одной из основных целей профессионального образования, объективной социальной потребностью в специалистах со сформированными ценностными ориентациями на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, профессиональную ответственность за свою деятельность и недостаточным вниманием педагогической теории и практики к проблеме становления личности профессионала путем формирования его ценностных ориентаций; - осознанием педагогами вуза необходимости формирования ценностных ориентаций студента и недостаточной разработанностью научно обоснованных педагогических стратегий активизации данного процесса в вузе; - имеющимся потенциалом педагогического содействия в вузе, позволяющим повысить эффективность становления личности будущего профессионала со сформированными ценностными ориентациями и недостаточной разработанностью методического обеспечения по организации данного процесса.
Учитывая актуальность проблемы, идея нашего исследования заключается в поиске и выборе педагогических возможностей, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников в вузе. Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – «удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию» [1, с. 16]. Анализ научной литературы показал, что профессиональное становление будущего специалиста социальной работы возможно лишь при сформированной системе ценностных ориентаций, процесс которой включает в себя следующие взаимопроникающие фазы: присвоение личностью ценностей [2]; преобразование личности на основе присвоенных ценностей [3]; самопроектирование и самопрогнозирование личности [4]. Операционально первая фаза включает в себя поиск, оценку, выбор ценностей; вторая – уточнение и изменение иерархии личных ценностей, формирование ценностной установки как готовности действовать в соответствии с новой иерархией; третья − проектирование Я-идеального, прогнозирование и выбор средств, направленных на достижение цели, определение направленности деятельности и поведения личности. В этой связи потребовалось определить основополагающие понятия нашего исследования. К таким понятиям относятся понятия «ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе» и «формирование ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе». Их конкретизация в контексте предметно-профессиональной специализации составляет научную новизну исследования. При их определении мы опирались на современные концепции профессионального потенциала личности, подходы к определению механизмов его формирования и развития, сложившиеся в последние годы в психологии и педагогике.
Ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе в вузе определяются нами как совокупность мотивов, потребностей, интересов, норм поведения, определяющих установки на гуманистические отношения, толерантность и профессиональную деятельность. Такое понимание предопределило подходы к организации формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в вузе: системно-структурный, личностный, деятельностный. Выбор данных научных подходов был обусловлен тем, что они позволяют выявить сущностную характеристику ценностных ориентаций, выделить структуру, определить содержание и уровни функционирования; способствуют выявлению педагогических условий эффективного формирования у будущих специалистов по социальной работе ценностных ориентаций и разработке методики их реализации. Формирование ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в вузе рассматривается как неотъемлемая часть процесса профессионального становления студента, закономерное, целенаправленное изменение внутренней структуры ценностных ориентаций и внешних форм их проявления, в результате чего возникают новые качественные состояния, основой которых выступает диалектическое единство возможного и действительного, а также как саморегулирующийся процесс.
Система ценностных ориентаций характеризуется «многоуровневой иерархической организацией и образует основу мотивации поведения личности, а также выра-жает внутреннюю основу отношений личности с действительностью» [5, с. 173]. В структуре ценностных ориентаций личности выделены три интегративных компонента: 1) когнитивный, который характеризуется тем, что информация в нем находится на уровне убеждений (это убеждения в приоритетности какихлибо целей, типов и форм поведения, а также в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии); 2) эмоциональный, который характеризуется направленностью эмоций по отношению к той или иной ценностной ориентации и реализующийся в эмоциональной окраске и оценочном отношении к наблюдаемому (именно этот компонент определяет переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности; 3) поведенческий, который может быть как рациональным, так и иррациональным; главное в нём – направленность на реализацию ценностных ориентаций, достижение значимых целей, защиту той или иной субъективной ценности. Каждый из обозначенных трёх компонентов, участвуя в формировании ценностных ориентаций, может иметь и самостоятельное значение, как по содержанию, так и по степени проявления.
В качестве формируемых ценностей, влияющих на профессиональное становление будущих специалистов по социальной работе, выделены следующие профессиональные и общечеловеческие ценности, образующие теоретическую значимость исследования: человек, как наивысшая ценность (каждый человек уникален и с рождения представляет значимость и ценность, следовательно, профессиональное взаимодействие (интеракции) с людьми должно способствовать утверждению их достоинства и индивидуальности); творчество как способность человека «действовать в неопределенных ситуациях», реальное преобразование предметной действительности, культуры и самого себя (нравственное творчество); профессиональное общение (люди имеют право на свободу до тех пор, пока они не посягают на права других, следовательно, профессиональное общение (трансакции) с людьми в процессе поиска и активизации их ресурсов должно усиливать их самостоятельность и способность к самоопределению); эмпатия как основа профессионального общения специалиста в области социальной работы, сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмпатийных состояний по поводу чувств другого; нравственные нормы и ценности (долга, ответственности, гуманизма, семьи, коллективизма, достоинства и др.).
Важнейшим внешним фактором в процессе формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников в вузе является создание в образовательном процессе условий, при которых происходит усвоение природных и общественных явлений, проявляется оценочная функция суждений с точки зрения определённой нравственной позиции необходимые для гармоничного профессионального становления и карьерного роста. Вместе с тем, педагогические условия формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников в вузе не были предметом педагогического анализа в теории и практике педагогики высшей школы – недостаточно исследована сущность понятия «ценностные ориентации социальных работников», не выявлены педагогические условия и средства их формирования. Здесь сказывается: узость понимания ценностных ориентаций, недооценка психологической готовности к формированию собственных взглядов, суждений, вследствие чего у молодёжи нередко складывается созерцательная позиция, неумение найти способы преобразования окружающей жизни. Разработка же психолого-педагогических основ организации процесса формирования ценностных ориентаций будущих социальных работников в процессе учебной деятельности является актуальным и перспективным направлением как в теоретическом, так и в практическом отношениях. При выявлении педагогических условий формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в вузе исходным было требование общества к уровню профессиональной подготовки специалистов по социальной работе.
В результате были выдвинуты следующие педагогические условия: а) развитие профессионального самосознания будущих специалистов по социальной работе; б) включение будущих специалистов по социальной работе в социокультурную среду для самостоятельной профессиональной деятельности; в) формирование профессиональной этики будущих специалистов по социальной работе. Определенные условия опираются на возможности высшего образования как наиболее технологичной и подвижной части культуры, организующей наследование общечеловеческих ценностей, способствующих формированию личностных качеств, предопределяющих и формирование ценностных ориентаций [4].
Выделение такого условия, как развитие профессионального самосознания будущих социальных работников в вузе, определяется тем, что готовность к профессиональной деятельности социального работника рассматривается нами как профессионально значимое качество личности, поэтому процесс подготовки студента к профессиональной деятельности не может быть охарактеризован вне личностного фактора.
Профессиональное самосознание – является тем внутренним механизмом, благодаря которому человек способен не только сознательно воспринимать воздействия окружающей среды, но и самостоятельно, осознавая свои возможности, определять меру и характер собственной активности [4]. Выделяются три этапа развития профессионального самосознания будущих специалистов по социальной работе в вузе: 1) восприятие и осмысление существующих профессиональных ценностей; 2) выбор значимых для себя профессиональных ценностей и построение на этой основе профессионального эталона; 3) проектирование личностной системы ценностных ориентаций на основе профессиональных ценностей.
Основной движущей силой развития профессионального самосознания студентов является внутриличностное противоречие между «Я-реальное профессиональное» и «Я-идеальное профессиональное». Механизмом, обеспечивающим поступательное движение, является рефлексия. Экспериментальная работа показала, что развитие профессионального самосознания студентов в рамках исследуемой нами проблемы обеспечивает становление у будущих специалистов по социальной работе профессиональной направленности, обогащает их профессиональных опыт и обеспечивает более высокий уровень сформированности ценностных ориентаций.
Вовлечение студентов в социокультурную деятельность (второе условие) – это дополнительная возможность обогащения личности будущего социального работника ценностями, усвоения основного образования, предметная ориентация, возможность реализации личностных профессиональных потребностей, коррекция последних и профессионально значимых качеств личности. Самостоятельная профессиональная деятельность даёт возможность будущему специалисту по социальной работе приобретать новые знания и совершенствовать свои умения самостоятельно, особое значение при этом имеет личностная ориентированность и социально преобразовательная направленность его деятельности. Включение студентов в социально-культурную деятельность рассматривается в двух направлениях: организация самостоятельной деятельности будущего социального работника в вузе как подготовительный этап к работе специализированных учреждениях и непосредственно практическая деятельность в них. Третье условие подчинено формированию этики будущих специалистов по социальной работе и представляет собой единство целей, задач, форм и методов. Перевод ценности в самоценность предполагает наличие условий, которые способствуют формированию образа будущего специалиста. Занятия будут носить творческий, исследовательский и научнопоисковый характер. Будет учитываться мнение и желание студентов работать над той или иной проблемой (ситуация выбора); эмоциональная атмосфера занятий будет положительной.
Таким образом, данные педагогические условия представляют собой основу процесса формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе. Конкретным результатом исследования рассмотренной проблемы явились обоснованные теоретические и методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе, которые дают возможность педагогам, преподающим социальную работу, наиболее эффективно разрабатывать способы и средства организации учебного процесса. Все выделенные педагогические условия были проверены в опытно-экспериментальной работе. Анализ полученных результатов показал, что данные условия в полной мере обеспечивают эффективность процесса формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Список литературы
1.Басов, Н.Ф. Основы социальной работы. -М.: 5-е изд., испр. Академия. -2019.-212 с.
2.Богуславский, М.В. Ценностные ориентации // Педагогика. – 2011. − № 3. -С.75
3.Тихомандрицкая, О.А. Особенности социально-психологического изученияценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (Методические аспекты) / О.А. Тихомандрицкая, Е.М. Дубовская // Мир психологии. – 2013. – № 6.-С.56
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: Академия. - 2019.-392 с.
5. Гаврилов, В.Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация // Ежегодник РПО. – 2009. – Т. 1. – С.88
6. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного образования // Педагогика. – 2010. – № 5.
7. Серый, А.В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии. – Кемерово.- 2015.