Социально-педагогические условия профилактики неуспеваемости младших школьников - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Социально-педагогические условия профилактики неуспеваемости младших школьников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, которое имеет множество истолкований. В целом неуспеваемость можно охарактеризовать как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. На современном этапе неуспеваемость определена трудностями создания в школе условий для индивидуализации обучения.

Неуспеваемость – одна из острейших проблем современной школы, которая с течением времени, с изменением социальной, экологической, экономической обстановки требует все новых и новых способов ее решения.

Нет школы без отстающих или неуспевающих учеников, и задача педагогов предупредить проблему или вовремя заметить и предотвратить ее разрастание. Поэтому учителю важно знать, что такое неуспеваемость, каковы ее признаки, возможные причины, а самое главное, и как помочь ученику справиться с этой проблемой.

К причинам школьной неуспеваемости можно отнести индивидуально психологические особенности, семейные, социальные.

Е.А. Аркин причиной неуспеваемости выделяет социальные факторы:

- неблагоприятная атмосфера в семье;

- плохие жилищные условия;

- отсутствие книг и учебных пособий;

- переполненность классов;

Серьёзной причиной неуспеваемости являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, часто родители читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, дают инструкции, убивая самостоятельность, а также ограждают от массовых запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз и наказаний. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание все равно присутствует.

Родители и отношения в семье сильно влияют на успеваемость, психологическое состояние ребенка. Поэтому стоит выяснить причины и предупредить неуспеваемость совместно с родителями и психологом. Ведь причиной отставания в учебе являеюся проблемы семейного характера. Совместная работа помогает ребенку преодолевать проблемы, т.к большое количество времени он проводит в семье.

Приводит к возникновению неуспеваемости неверная оценка учителем характера и причин затруднений, приводящая к высоким требованиям в познавательной сфере ребенка, личности в целом. Это в свою очередь, вызывает большие проблемы, преодоление которых с каждым годом все труднее. Появляется хроническое отставание в усвоении школьных знаний, которые приводят к вторичным нарушениям психосоциального развития и различным формам отклоняющегося поведения.

Неблагоприятно влияет на школьника обедненная природными стимулами среда:

- закрытые помещения;

- ограниченные пространства.

Это приводит к угасанию образно-чувственного восприятия мира, сужению зрительных горизонтов, угнетению эмоциональной сферы школьника. В результате абсолютная и относительная нагрузка на ученика оказывается значительно больше нормативной, а физическая цена его учения– слишком высокой.

Неуспеваемость может наблюдаться, если в школе на уроках стало скучно. Поэтому учителю стоит поддерживать асоциальное состояние в классе, чтобы у них не иссякало, а, наоборот, возрастало желание учиться.

Затруднения в учебе, приводящие к школьной неуспеваемости, вызваны также недостатками в подготовке ребенка к школе. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности общения в школьном коллективе и страх перед учительницей, приводящий к неврозам и боязни школы. На затруднения в учебе оказывает влияние и общее состояние ребенка: нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, нарушение формирования школьных навыков, двигательные нарушения, эмоциональные расстройства.

Все эти факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействиях, отклонения в психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях, при которых страдает ребенок, постоянно чувствующий собственную неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений. В этой ситуации ребенок переживает устойчивое, эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу – эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом, а часто умолкает совсем. Он совершает много лишних движений, или, наоборот становится неподвижным, скованным. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего дети боятся отвечать у доски, именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.

В данных случаях классный руководитель может дополнительно оставить ребенка, чтобы помочь ему или изучить его первичные проблемы неуспеваемости.

Неуспеваемость в младшем школьном возрасте негативно влияет и на успеваемость в средних, старших классах. Поэтому выявление причин на ранних стадиях и принятия мер поможет совместной работе семьи и психолога избежать проблем в учебе.

Список использованной литературы

Андреева О. В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014 вып. [Электронный ресурс]: https://naukovedenie.ru/PDF/160PVN514.pdf

Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. [Текст] / А.А. Бударный. – М.: Просвещение, 2005. – 521 с.

Вавилов Ю.П. Проблема учебной неуспеваемости школьника [Электронный ресурс ] https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-uchebnoy-neuspevaemosti-shkolnikov/viewer

Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях его преодоления. СПб.: Питер, 2010. – 340 с.

Гречанная М.А., Сергеева Б.В. Теоретические основы проблемы слабой успеваемости учащихся начальной школы // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 209-217.

Карпенко А. В., Валекжанина Е. Е. Причины возникновения неуспеваемости младших школьников и пути ее преодоления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 38. – С. 47–51. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771299.htm.

Просмотров работы: 48