В обстановке стремительно развивающейся социальной действительности, постоянных новшествам, развития инноваций, неблагоприятных эпидемиологических ситуациях, человек не всегда способен своевременно и правильно воспринимать информацию, осуществлять свою деятельность в изменившихся условиях. Заведующий детским садом первый, кто должен освоить нововведение и просветить сотрудников, мотивировать весь коллектив работать «в ногу со временем».
В государственных программных документах по развитию образования, таких как: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, предусматривается комплекс мер, направленных на развитие системы образования в стране и повышение его качества. Вместе с тем, решение проблемы перехода на новый качественный уровень образования невозможно без обеспечения повышения качества кадрового потенциала образовательных учреждений.
Чаще всего, заведующий придерживается традиционной линейной формы управления образовательной организацией, не используя при этом эффективную форму – командообразование, способствующую управлению кадрами и ресурсами организации.
Образовательная организация, нацеленная на конкурентное преимущество по высоким количественным и качественным показателям своей работы, первоначально задумывается о развитие коллектива. Наличие команды является одним из признаков высокоэффективной организации.
Для успешного развития учреждения необходим качественный подбор кадров, достаточный уровень профессиональной подготовки и квалификации сотрудников. На сегодняшний день, одним из наиболее востребованных личностных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста работать и взаимодействовать в команде. Эффективная работа команды -это способность каждого ее члена «работать на результат».
В отечественной педагогике широко известны работы В.С. Афанасьева и Э.Г. Юдина, освещающие специальные вопросы теории управления. Педагогическое управление рассматривали Ю.В. Васильев, М.М. Поташник и др. В работах Г. Гертер, О.Н. Громовой, О.Ю. Ефремова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Ю.В. Козырева раскрываются вопросы содержательной составляющей командообразования. Проблемой формирования педагогических команд занимались И.В. Жуковский и Д.В. Григорьев.
Чтобы разобраться, как командообразование влияет на эффективность образовательной организации, следует рассмотреть основные понятия, а именно «командообразование», «команда».
Необходимо различать два понятия, таких как «развитие команды» и «командообразование». Если в первом случае, развитие команды -это естественный процесс создания команды, обычно он происходит без помощи консультанта и процесс занимает длительное время. Однако, этот процесс можно оптимизировать, применяя современные технологии работы с группой, что позволит развивать навыки командного взаимодействия.
Одной из современных технологий в современном мире является командообразование. Под командообразованием принято считать, процесс целенаправленного формирования способа взаимодействия людей в организационной группе позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям организации [5].
Под командой Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева понимает, автономный самоуправляемый коллектив професионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи [2, с.17].
Так как командообразование-это процесс создания команды, то любой процесс имеет свою продолжительность, поэтому он состоит из этапов. Чтобы правильно организовать работу команды, ее создание должно пройти определённые этапы.
Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова выделяют следующие этапы командообразования [3, с.15]:
Комплектование (переукомплектование). Определяется численность и состав участников (будущих участников) команды. На практике, можно обратить внимание, что данная ступень нередко отсутствует, и в данном случае, тренеру (консультанту) приходится работать уже с уже укомплектованной группой.
Знакомство (углубление знакомства). Именно на данном этапе происходит первичный контакт участников, устанавливается доверие среди них. Происходит знакомство и ориентировка членов команды в друг друге и в ситуации. Как и первый этап, второй может отсутствовать, если участники команды достаточно хорошо знакомы друг с другом.
Институализация. Команда должна быть вписана в структуру системы организации. Команда должна иметь права и обязанности, систему отчетности, доступ к различным ресурсам, допустим, информационным. Желательно, чтобы был документально оформлен порядок работы, способы взаимодействия, определен круг лиц, курирующих работу группы.
Формирование общего видения. Основной целью данного этапа является согласование позиций, взглядов и образов желаемого будущего. На данном этапе группа определяет цели и задачи, направления движения и специфику деятельности команды.
Позиционирование (перепозиционирование). На этой стадии происходит макро- и микропозиционирование, т.е участники определяют предметно-функциональные позиции в деятельности своей команды и соответствие членов этим позициям. В процессе микропозиционирования распределяются командные роли, которые обеспечивают взаимодополнение и совместимость между членами команды.
Планирование первого шага. На этой ступени происходит формирование целереализующей системы команды. Составляется конкретный план-график, распределяется ответственность и ресурсы.
Исполнение. На данном этапе реализуется то, что было намечено и спланированно раннее, на предыдущих этапах.
Рефлексия. Данный этап очень важен, так как команда должна постоянно отслеживать насколько эффективна она продвигается вперед, насколько эффективно она достигает намеченные цели. На данном этапе команда оценивает выполнение конкретных заданий, анализируют, что является торможением и что способствует продуктивной работе команды.
Планирование второго шага. Команда планирует второй шаг с учетом анализа первого положения дел [3, с.15].
Рассмотренная модель этапов команды функционирует в качестве средства ориентировки действий, направленных на придание работе группы черт командности. Наиболее важными процессами и стадиями являются комплектование, институализация, формирование общего видения, позиционирование и цикл планирование- исполнение-рефлексия.
Для достижения хороших результатов требуется профессиональный подход, знакомство с формами командообразования и правильное использование главных принципов. Принципы командообразования могут меняться или быть дополнены новыми. Все зависит от требований к команде. Но основные принципы всегда неизменны.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие принципы командной работы [2, с.18]:
Добровольность вхождения в команду. Ключевой принцип формирования команды. В состав команды может быть включен только тот участник, кто добровольно изъявил готовность войти в состав команды на основе осведомленности и понимания всех условий ее деятельности.
Коллективное исполнение работы. Каждый член команды выполняет ту часть от общего задания, которую ему поручила команда.
Коллективная ответственность. Вся команда теряет в доверии, стимулировании, в общественном признании, если задание не выполнено по вине любого из членов команды.
Ориентированность оплаты труда на конечный результат общекомандной работы. Все члены команды, независимо от занимаемых должностей, «приобретают», если команда в целом работала эффективно, и «теряют», если команда не достигла результата.
Достойная значимость (стимул) стимулирования команды за конечный результат. Руководство должно обладать информацией о стимулах, значимых для кандидатов в члены команды. На основании этой информации составляется «фонд стимулирования». В качестве достойных стимулов могут выступать не только деньги, но другие способы поощрения, основанные на хобби, амбициях и предпочтениях кандидатов. Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом, чем материальная оплата.
Автономное самоуправление команды. Деятельностью членов команды управляет ее руководитель (лидер), а не административное начальство организации.
Повышенная исполнительская дисциплина. Каждый член команды отвечает за конечный общекомандный результат. Данный принцип добровольно принимается каждым членом команды.
Работу детского сада можно сравнить с часовым механизмом, в котором должна быть отлажена качественная непрерывная работа всех его звеньев. Детский сад - это не только педагоги, но и «Бойцы невидимого фронта» - медсестра, заместитель заведующего по АХР, сотрудники пищеблока, машинист по стирке белья, помощники воспитателя, различные специалисты. Все они помогают обеспечить качественную работу всего дошкольного учреждения. Как создаётся сплочённая команда единомышленников? Её творят коллективная мысль, идеи, творчество, объединяют убеждения, взгляды, мысли, традиции.
Командный метод работы постепенно, но уверенно входит в систему управления образованием. Дружный коллектив помогает друг другу реализоваться, как в профессии, так и как члену социума, ведь одной из насущных потребностей человека является его желание принадлежать к какой-либо общности людей, группе. Работая одной командой можно выполнить те задачи, которые слишком сложны или трудоемки для одного человека. Эффективная работа в команде позволяет получить желаемые результаты гораздо быстрее, чем при одиночной работе. К лучшим результатам мы приходим, благодаря использованию коллективного знания, навыкам, опыту, креативности каждого члена команды для достижения поставленной цели. Командообразование позволяет сэкономить время, сократить количество ошибочных решений и непродуктивное время. Эффективная командная работа, организованная компетентным менеджером, несомненно, способствует сплочению коллектива, повышает производительность труда, что ведет к качественной и эффективной работе дошкольного учреждения.
Список используемых источников
Болотова Ю.М. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ДОО // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-komandnoy-raboty-pedagogov-v-usloviyah-razvitiya-doo (дата обращения: 12.11.2021).
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Теория и практика командообразования : современ. технология создания команд / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, [Дмитрий Федорович Фролов, Татьяна Михайловна Грабенко]. - СПб. : Речь : Ритм тренинг, 2004. - 289, [1] с.; 24 см. - (Мастер Класс от издательства "Речь").; ISBN 5-9268-0271-7 : 4000
Жуков, Ю. М.Технологии командообразования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Е. Н. Павлова. - Москва : Аспект Пресс, 2008. - 319, [1] с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 978-5-7567-0510-2 (В пер.)
Пахомкина Н.Н. Роль командной работы сотрудников ДОУ как условие достижения эффективности воспитательно-образовательного процесса // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-komandnoy-raboty-sotrudnikov-dou-kak-uslovie-dostizheniya-effektivnosti-vospitatelno-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 13.11.2021).
Технология командообразования и саморазвития [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / И. В. Гурьянова, Н. А. Кобзева, И. В. Лапчинская [и др.] ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова". - Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.