Цифровая трансформация организации - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Цифровая трансформация организации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ведущие международные организации и аналитики дают положительную оценку новым перспективам цифровой экономики как в плане мирового экономического роста, так и с точки зрения грядущих масштабных изменений. Аналитики компании BostonConsultingGroop дают следующее определение цифровое трансформации: “Цифровая трансформация – это максимально полное использование потенциала цифровых технологий во всех аспектах бизнеса”. Данная трансформация дает возможность оптимизировать производство и увеличить эффективность компании, позволяет создать новые более прибыльные и полезные клиенту продукты. В традиционной компании, где комплексно и успешно проходит цифровая трансформация, растет прибыль и инвестиционная привлекательность, так как потенциал развития экономики во многом обусловлен именно передовыми технологиями. 

 Процесс цифровой трансформации актуален для любой сферы деятельности. Компаниям, которые не придали особую важность использованию цифровых технологий, становится все сложнее конкурировать с цифровой элитой. Например, ярким представителем цифровой экономики является компания Uber, она поглотила практически все сервисы такси, которые работали по привычной технологии осуществления. От подобных поглощений не застрахована ни одна компания, работающая по традиционной схеме ведения бизнеса.

Цифровая трансформация подразумевает комплексные изменения, а не разовое внедрения какой-либо технологии. Трансформируется сама бизнес-структура, стратегия развития бизнеса, корпоративная культура, система продаж, управление персоналом и процессами в целом. Происходят еще более масштабные изменения, когда создаются абсолютно новые продукты, сервисы и даже целые отрасли.

Существует три направления цифровой трансформации: клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели. Обычно компании не идут сразу по всем трем. Одни выбирают стратегию роста за счет лучшего понимания клиента и увеличения точек контакта с ним. Другие — за счет цифровизации и реинжиниринга внутренних процессов и повышения производительности работников. Третьи — меняют границы бизнес-моделей, создают цифровые продукты и сервисные надстройки и осваивают новые рынки.

К сложностям цифровой трансформации в пределах российского рынка можно отнести следующие препятствия:

1) Нехватка компетентных специалистов. Ни одна технология, тем более цифровая, не живет вечно, поэтому людям, работающим в данной сфере необходимо следить за тенденциями развития цифровых технологий, обновлять свои знания и при необходимости быстро.

2) Ограничения скорость преобразований. Организация не трансформируется моментально, это сложный и продолжительный процесс и некоторое время digital продукты существуют параллельно с аналоговыми. Операционная модель организации должна позволять работу как в классическом, так и в инновационном режиме, чтобы инновационные нововведения прошли с меньшими рисками. Нередко между цифровыми и традиционными отделами компании возникает конкуренция. Ответственность за решение проблемы ложится на профессиональный менеджмент.

3) Консерватизм высшего руководства. Цифровая трансформация предполагает дополнительные расходы времени, сил и денег, и не все к этому готовы. Ключом к успеху становится гибкость руководства и готовность наделить полномочиями тех сотрудников, которые обладают необходимыми цифровыми компетенциями. И очень важно, реальное понимание потенциала прорывных технологий и неизбежности трансформации.

К основным технологиям цифровой трансформации можно отнести следующие цифровые инструменты:

1) Искусственный интеллект (AI / ИИ) — совокупность технологий, которая позволяет машинам воспроизводить мыслительные и творческие процессы, существующие у человека.

2) Машинное обучение (ML) — способность машины самостоятельно различать, анализировать и делать выводы на основе обработки больших массивов информации считается второй по значимости технологией цифровой трансформации.

3) Обработка больших данных (Big Data) — основной драйвер всего трансформационного процесса. Именно от отлаженного сбора и анализа зависит правильное направление и своевременность тех изменений, которые позволят компании приспособиться к постоянно меняющимся запросам потребителя.

4) Роботизация бизнес-процессов (Robotic Process Automation / RPA) — позволяет снять с людей массу повседневных рутинных операций и переложить их на «плечи» виртуальных работников или ботов, действующих на базе алгоритмов ИИ.

5) Облачные вычисления (Сloud Computing) — перевод работы с данными из физической среды в облачную считается одним из самых надёжных методов ускорения цифровой трансформации компании.

6) Блокчейн (Blockchain) — технология распределенного реестра (DLT), основанная на непрерывной последовательности связанных между собой и неизменяемых блоков информации. Позволяет создать децентрализованную сеть хранения данных, неподконтрольную третьим лицам.

7) Виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR). Наиболее известные примеры использования VR и AR в коммерции — виртуальные копии физических магазинов и «цифровые» примерочные кабинки.

8) Цифровой двойник (Digital Twin) — копии физических предметов или процессов, визуализированные в цифровом мире, используются сегодня во множестве областей: от проектирования авиационных двигателей и строительных систем мониторинга до управления отношениями с клиентами. Работа с цифровыми двойниками часто проходит в режиме виртуальной реальности.

К преимущества цифровой трансформации можно отнести решения на основе достоверных сведений. Сегодня большинству организаций доступны огромные объёмы данных. Их можно превратить в ценные идеи по развитию бизнеса, а также использовать для принятия более взвешенных и оперативных решений. Немаловажным является и повышение производительности. Цифровые технологии позволяет сотрудникам эффективнее выполнять основные задачи. С их помощью ключевые отделы компании, такие как HR и финансы, могут автоматизировать свои важнейшие задачи. Например, начисление зарплаты или обработку данных клиентов. Цифровое сотрудничество и нетворкинг значительно облегчают взаимодействие различных подразделений и групп внутри организации. Помимо этого, цифровая трансформация позволяет наладить работу в удаленном режиме, а также открывает доступ к облачным услугам и сервисам, поставляющимся «под ключ» (SAAS).Вовлечение потребителей тоже является одним из преимуществ цифровой трансформации. Развитие хороших отношений с клиентами — основа любого процветающего бизнеса. И цифровые инструменты существенно облегчают подобную задачу. Цифровая трансформация может помочь улучшить имидж бренда за счёт более активной работы с клиентами на разных её этапах — от оперативного рассмотрения жалоб до запуска сезонных распродаж и акций. А это, в свою очередь, приведёт к более высоким бизнес-результатам.Обеспечение информационной безопасности – немаловажный плюс трансформации.Это важнейшая задача требует целого комплекса мер. Например, строгого контроля над процессом предоставления доступа к данным, соблюдения требований к их сохранности, а также обеспечения защиты от хакерских атак. Она едва выполнима, если в компании нет своего IT-отдела. Очевидный выход в таких случаях — обратиться к сторонним специалистам по кибербезопасности. Предпочтительно делать выбор в пользу тех профессионалов, которые знакомы со спецификой предприятия. Они понимают задачи бизнеса и могут достичь поставленных целей наиболее эффективно. Трансформация также позволяет укрепить партнерские отношения.Большинство компаний взаимозависимы. Чтобы привлечь потребителей к своей продукции, они взаимодействуют со множеством партнеров — поставщиков, подрядчиков и специализированных консультантов. Конечно, общаться с ними можно и на основе физического документооборота, но это утомительно и неэффективно. Цифровые технологии позволяют изменить и упростить этот процесс, сделав его прозрачнее, точнее и быстрее. Оптимизация внутреннего взаимодействия партнеров экономит их время и ресурсы, что приводит к укреплению взаимовыгодных отношений.

Из проведенного исследования следует сделать вывод, что цифровая трансформация — процесс долгий, сложный и дорогой. Но её эффект на производительность и эффективность бизнеса способен оправдать все затраты. Актуальные навыки и инструменты вкупе с профессиональным и гибким руководством — залог успешного преобразования на рынке. Главное, помнить, что инвестировать в развитие компании всегда проще тогда, когда ресурсы для этого еще есть.

Список литературы

Электронные ресурсы:

1)Электронный ресурс: BCG / Режим доступа https://www.bcg.com/en-ru/

2) Электронный ресурс: СберПервы | DT / Режим доступа https://www.sberbank.ru/sb1/academyfirst/dt

Книги, монографии, учебники:

3) ПитерВайлСтефаниВорнер / What's Your Digital Business Model?: Six Questions to Help You Build the Next-Generation Enterprise

4) Александр Михайлов / Цифровая трансформация бизнеса основные разделы стратегии цифровой трансформации

Статьи из журналов:

5) Гарифуллин Булат Маратович, Зябриков Владимир Васильевич /

Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы

Просмотров работы: 49