ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Кузьмина Ю.С. 1
1Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рамках проводимых в нашей стране реформ в сфере высшего образования и науки все чаще стала актуализироваться проблема оптимизации действующей системы профессионального развития научно-педагогических кадров высшей школы. Прогрессивное функционирование в системе воспроизводства и сохранения научно-педагогического резерва обеспечивает преумножение и дальнейшую качественную реализацию интеллектуального потенциала страны, вступившей на инновационный путь развития.

Процесс реформирования различных сфер жизни современного российского общества, его модернизация и активное вовлечение в процесс глобализации предполагает научное обеспечение реализации проектов реформ, возрастает значение кадрового обеспечения в научно-образовательной системе.

Профессиональное развитие научно-педагогических кадров в высшей школе является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Несоответствие квалификации персонала потребностям образовательного учреждения отрицательно сказывается на результатах его деятельности. Организация профессионального развития компетентных специалистов стала одной из основных функций управления персоналом.

Уровень становления научно-педагогической карьеры преподавателя высшей школы характеризуется его ценностным отношением к ней, профессиональной компетентностью, умением вовлекать студентов в совместную творческую деятельность, потребностью в сотрудничестве со студентами и коллегами, стремлением к профессиональному и личностному росту.

Как известно, компетентность научно-педагогического работника вуза раскрывается через определенный ряд компетенций. Анализируя исследования многих ученых, можно утверждать, что профессиональная компетентность – это совокупность методологической, информационной, коммуникативной, социальной и культурологической компетенций, система мотивационно-теоретической, практико-прикладной и исследовательско-рефлексивной сфер, взаимосвязь мотивации, ценностно-содержательных отношений к содержанию и результату деятельности, знаний и умений. Она выступает важной содержательной составляющей в общей структуре профессионализма кадрового резерва, предполагая не только наличие знаний, но и требует опоры на теоретические психолого-педагогические знания и практическую проработанность поведенческого компонента: стиля педагогической деятельности и общения, стратегий и тактики профессионального поведения, способов решения педагогических задач в реальном взаимодействии теми обучаемого. Поэтому система развития и повышения профессиональной компетентности научно-педагогических кадров должна не только обеспечить их соответствующими знаниями, но и направить на правильное применение последних в практической деятельности [5].

Профессиональная компетентность не является статичной, ее постоянно надо совершенствовать и развивать. Развитие в научной литературе рассматривается как непрерывный, специфический, итеративный процесс, который предусматривает разработку и реализацию комплекса мер, направленных на качественные и количественные изменения и формирования у человека (работника) новых знаний, которые будут способствовать достижению больших результатов отдельных работников и организации в целом. Развитие профессиональной компетентности предполагает развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться к изменению в педагогической среде и тому подобное [2].

Целью профессионального развития научно-педагогических кадров является развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных кадров научной и научно-образовательной сферы и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне [10].

Достижение цели должно обеспечиваться решением следующих основных задач [8]:

развитие системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров;

повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности;

развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров;

развитие сети национальных исследовательских университетов.

Научно-образовательный потенциал современной высшей школы характеризуется его структурой профессорско-преподавательского состава (табл. 1).

Таблица 1 – Структура профессорско-преподавательского состава (без внешних совместителей) в 2017-2021 гг.

 

2017 г.

2018 г .

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Всего тыс. чел.

 

245,1

236,1

229,3

223,0

217,6

Имеют ученую степень

Доктор наук

37,6

36,6

35,8

35,0

33,9

Кандидат наук

140,5

135,6

131,8

129,6

126,8

Имеют ученое звание

Профессор

25,9

24,6

23,7

23,7

21,3

Окончание таблицы 1

 

2017 г.

2018 г .

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Доцент

90,3

88,0

86,8

84,8

83,8

Численность студентов в расчете на 1 работника профессорско-преподатавательского состава

 

11

12

12

13

14

На основании данных, представленных в таблице 1, можно утверждать, что система высшей школы РФ имеет довольно высокий уровень квалифицированного профессорско-преподавательского коллектива, в котором основную долю научно-педагогических кадров составляют лица с учеными степенями и званиями. Однако, следует отметить, что на протяжении исследуемого периода, данный показатель имеет явную тенденцию к уменьшению, в связи с этим все более ощутимым будет становиться соотношение «студент-преподаватель», то есть дефицит кадров будет увеличиваться. Именно этот показатель считается одним из ключевых индикаторов качества образования в международных исследованиях.

Таблица 2 – Распределение профессорско-преподавательского состава по возрасту, в разрезе 2017-2021 г.

Возраст

2017

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

До 25

1,7

1,3

1,0

0,9

1,0

25-29

13,2

11,8

10,7

9,8

9,1

30-34

24,2

22,2

20,5

19,3

18,0

35-39

31,6

29,7

27,7

25,8

24,7

40-44

31,4

31,3

31,4

31,1

30,4

45-49

24,5

25,4

26,3

27,4

28,6

Окончание таблицы 2

Возраст

2017

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

50-54

22,8

21,7

21,1

21,0

21,4

55-59

25,2

23,9

23,0

22,0

20,9

60-64

24,4

23,3

22,5

21,6

20,9

65 и более

45,6

44,9

44,1

43,6

42,2

В процессе трансформации высшего образования сложилась неблагоприятная возрастная структура профессорско-преподавательского состава: наиболее многочисленную возрастную группу среди профессорско-преподавательского состава российских вузов составляют лица в возрасте старше пенсионного, доля работников в возрасте от 50 до 65 лет – около 30%. Половина всего профессорско-преподавательского состава высшей школы старше 50 лет. При этом достаточно широко представлены работники среднего возраста (от 35 до 50 лет). Непропорционально малочисленной выглядит группа моложе 35 лет: она составляет менее 15%, а работники до 30 лет – менее 5%. Средний возраст профессорско-преподавательского состава российских вузов составляет 45  лет.

Существующее распределение указывает на  риски дальнейшего «старения» научно-педагогогического резерва высшей школы. При этом очевидно, что многие необходимые для преподавания и научной работы навыки, такие как знание иностранного языка, умение преподавать на онлайн-платформах и работать с современным программным обеспечением, имеют именно молодые сотрудники.

Анализируя состояние научно-педагогического потенциала высшей школы России, можно констатировать, что здесь существует широкий круг проблем, требующих системного, научного осмысления, разработки и внедрения комплекса мероприятий для его устойчивого развития. Очевидно, что для эффективной реализации основных функций высшей школы особое значение имеет качество научно-педагогического корпуса, механизмы его формирования и укрепления.

На сегодняшний день как на государственном, так и региональном уровнях направления развития профессионального роста научно-педагогических кадров высшей школы обусловлены следующими проблемами, которые условно можно разделить на две основные группы:

1. Социально-экономические проблемы

низкий уровень заработной платы в сфере науки и образования;

нерешенность жилищных проблем молодых ученых;

недостаточный уровень финансирования научно-образовательного сектора и, как следствие, слабая материально-техническая база вузов и научно-исследовательских институтов;

невысокий общественный престиж профессии ученого.

Все вышеперечисленное провоцирует отток специалистов, способствует их переходу на работу в реальный сектор экономики, а также создает благоприятные условия для формирования достаточно устойчивых миграционных установок, предполагающих переезд за границу.

2. Организационно-управленческие проблемы

Таблица 3 – общее количество (тыс. человек), осваивающих образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки в разрезе 2016 – 2020 г.

Год

Количество (тыс. чел.) осваивающих образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

2016

101,6

2017

108,6

2018

110,9

Окончание таблицы 3

Год

Количество (тыс. чел.) осваивающих образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

2019

116,2

2020

122,4

Противоречивая ситуация в процессе управления профессиональным развитием научно-педагогических кадров: с одной стороны, статистика убедительно свидетельствует о том, что подготовка кандидатов и докторов наук осуществляется на должном уровне (табл. 3), а с другой наблюдается кризисное положение в научно-технической сфере, связанное с нехваткой специалистов высокой научной квалификации.

Аспирантура и докторантура являются одним из основных механизмов подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, однако эффективность работы этих направлений подготовки в российских вузах остается достаточно низкой (табл. 4, 5).

Таблица 4 – Показатели деятельности аспирантуры

 

Численность аспирантов, человек

Прием в аспирантуру,
человек

Выпуск из аспирантуры, человек

Всего

из него
с защитой диссертации

2016

98532

26421

25992

3730

2017

93523

26081

18069

2320

2018

90823

27008

17729

2198

2019

84265

24912

15453

1629

2020

87751

27710

13957

1245

Таблица 5 – Показатели деятельности докторантуры

 

Численность докторантов, человек

Прием в докторантуру,
человек

Выпуск из докторантуры, человек

dсего

из него
с защитой диссертации

2016

921

397

1346

151

2017

1059

439

253

65

2018

1048

393

330

82

2019

955

386

356

82

2020

979

351

339

63

Исходя из представленных таблиц (табл. 4, 5) можно сделать вывод, что при сравнении данных по основным показателям деятельности аспирантуры и докторантуры за период с 2016 по 2020 год выясняется, что численность аспирантов и докторантов, количество выпускников и количество выпускников с защитой диссертации стремительно снижается. Численность аспирантов в 2020 г. составила 87751 человек, что на 11% меньше, чем численность аспирантов в 2016 г. Численность выпущенных аспирантов с защитой диссертации в 2016 г. составила 3713 человек, а уже в 2020 г. – 1245 человек, что на 33% меньше.

Численность выпущенных докторантов в исследуемом периоде снижена с 1346 человек в 2016 г. до 339 человек в 2020 г. (-25%), из них выпущены с защитой диссертации в 2016 г. – 151 человек, в 2020 г. – 63 человека (-41%).

Недостаточную эффективность работы аспирантуры и докторантуры высшая школа частично объясняет традиционно жесткими требованиями диссертационных советов вузов к претендентам на получение ученых степеней.

Отсутствие должного внимания к аспирантуре и докторантуре как к структурам, где осуществляется высокопрофессиональная подготовка научно-педагогичесих кадров, ведёт к снижению общего уровня научно-образовательной системы России.

С.Д. Резник, анализируя данные статистики, которые показывают резкое снижение количества аспирантов, докторантов и количества защит диссертаций на современном этапе, отмечает, что происходящие в системе подготовки научно-педагогических кадров перемены «ставят под угрозу воспроизводство кадрового и научного потенциала высшей школы и всей страны» [9].

Кроме того, ввиду отсутствия продуманной управленческой политики в сфере профессионального развития кадров стало набирать масштаб неравномерное распределение научно-педагогического потенциала между регионами страны: концентрация специалистов высокой квалификации наблюдается в регионах, развитых в научно-образовательном отношении и уменьшение количества кандидатов и докторов наук фиксируется там, где есть проблемы в развитии системы образования и науки [6].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что развитие научно-педагогических кадров высшей школы является одним из важнейших условий формирования конкурентоспособной экономики и основой динамичного экономического роста и социального развития общества.

Новые задачи, стоящие перед высшим профессиональным образованием, обусловливают необходимость создания новой образовательной политики, целостного преобразования состава, структуры и качества профессорско-преподавательского персонала.

Проведенный анализ показал, что в  российском академическом секторе сохраняется превалирование старших возрастных когорт в профессорско-преподавательском составе. Идёт на спад качество и численность научно-педагогического ресурса, стремительно снижается стимул к обучению в аспирантуре и докторантуре. Сложившаяся ситуация является крайне негативной для российского академического сектора, это делает образовательную деятельность непривлекательной для молодежи, что ведет к неблагоприятному отбору и  трудностям для привлечения талантливых выпускников вузов. По истечении определенного периода ушедшие на пенсию руководители ведущих научно-педагогических школ не смогут подготовить себе достойную смену. Уже в  среднесрочной перспективе эта проблема скажется на качестве научно-педагогических кадров и,  соответственно, на качестве образования.

Меняются образовательные стандарты, формы, методы и технологии обучения. Качество любой системы образования не может быть выше уровня работающих в ней кадров. Все более востребованы люди, способные обучаться и переобучаться быстро и качественно, способные организовать исследовательскую и проектную деятельность, разрабатывать новые курсы и быть не просто в ногу с веяниями времени, а хотя бы на шаг впереди. Необходимо воспитывать и образовывать не тех, кто нужен сейчас, а тех, кто будет более всего востребован хотя бы лет через пять. Именно поэтому уже сейчас необходимы новые инструменты в управлении профессиональным развитием научно-педагогических кадров высшей школы, которые позволят изменить репродуктивный характер обучения на продуктивный.

Результаты проведенного исследования дают основание сделать вывод, что существующие тенденции развития высшей школы не способствуют реализации стратегической цели по созданию системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров.

Библиографическийсписок

Воронин С. В. Роль и место профессиональной подготовки в становлении преподавателя вуза в развитии его педагогического мастерства / С. В. Воронин. – Текст : непосредственный // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2018. – Т. 1. – С. 115-118.

Елхова Н. Н. Непрерывное образование на протяжении всей жизни как цель и результат / Н. Н. Елхова, Е. В. Кротов, Р. Б. Рудакова. – Текст : непосредственный // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2018. – № 4. – С. 78-86.

Зинченко В. О. Кадровый потенциал Вуза как научная категория / В. О. Зинченко. – Текст : непосредственный // Инновационные технологии в образовании. – 2020. – № 1. – С. 68-75.

Индикаторы образования: 2020 : статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2020. – 496 с. – Текст : непосредственный.

Кузьмина Л. Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: современное состояние и перспективы развития / Л. Г. Кузьмина. – Текст : непосредственный // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. – Т. 9. – № 5. – С. 30-33.

Министерство науки и высшего образования РФ : сайт. – Москва, 2018. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 20.12.2021). – Режим доступа: сеть интернет. – Текст : электронный.

Образование : Федеральная служба государственной статистики : сайт. – URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 19.12.2021). – Режим доступа: сеть интернет. – Текст : электронный.

Прокопов Н. И. Научный потенциал современного Вуза: перспективы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре / Н. И. Прокопов, С. Ю. Иванов, В. С. Томашевская. – Текст : непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 1. – С. 14-23.

Резник С.Д., Чемезов И.С. Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. — 2018. — № 430. — С. 161.

Романов Е. В. Тренды развития высшего образования в контексте создания системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров / Е. В. Романов. – Текст : непосредственный // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 33-43.

Ширинкина Е. В. Тенденции и проблемы развития системы высшего образования в России / Е. В. Ширинкина. – Текст : непосредственный // Современная научная мысль. – 2016. – № 3. С. 148-154.

Просмотров работы: 200