Детский сад и семья: подходы к взаимодействию - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Детский сад и семья: подходы к взаимодействию

Абашина В.В. 1, Кагарманова Г.Ш. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие.

В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.

Во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Одним из современных подходов к взаимодействию детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов. ФГОС  дошкольного образования стимулирует сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия [3].

Также в основу взаимодействия педагогов и родителей должен быть положен дифференцированный подход, учитывающий социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, уровень культуры и педагогической грамотности семьи. Задача педагогов - заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству с коллективом педагогов ДОО, через использование как традиционных, так и нетрадиционных форм взаимодействия.

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями: позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество: современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно: любое, даже самое небольшое мероприятие по взаимодействию с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность: детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей [5].

Взаимодействие с семьями воспитанников следует строить поэтапно:

Продумывание содержания и форм взаимодействия. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОО хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОО. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые  играют здесь активную роль,  рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

         Самый эффективный путь организации сотрудничества между воспитателем и семьями воспитанников – хорошая работа воспитателя [1]. Если он действительно работает с душой, увлечен своим делом, «горит» на работе, то у такого воспитателя, как правило, не возникает проблем с организацией взаимодействия с семьями воспитанников.

Что же необходимо предпринять, чтобы между родителями и дошкольной организацией действительно сложились отношения сотрудничества?

        Среди наиболее эффективных путей установления сотрудничества семьи и ДОО по мнению Н.П. Гришаевой можно выделить следующие:

- Пробуждение интереса родителей к жизни детей в группе через каждодневные вопросы детей к родителям в технологии «Ежедневный рефлексивный круг», запись видеоматериалов о жизни детей в ДОО и последующий показ ее на сайте.

- Совместная деятельность детей и родителей в «Ситуациях месяца», «Социальных акциях» и «Клубных часах».

- Детальное изучение потребностей и интересов конкретных родителей в каждой группе и создание таких мероприятий, которые удовлетворяли бы разные группы родителей: для одних важно ходить в походы, посещать театры, музеи; для других – принимать участие в «Социальных акциях» или мастер-классах. Главное – найти для каждой группы интересные и новые дела.

- Создание реальных условий для взаимодействия родителей и педагогов открытой группы, куда родители могут приходить как помощники воспитателей.

- Совместное ежемесячное планирование групповой деятельности родителей и педагогов.

- Создание атмосферы доверия и сотрудничества педагога и родителей, что предполагает выработку реального механизма защиты педагогов от необоснованных претензий родителей, а также механизмов защиты родителей от негуманистических методов общения с ними педагогов.

- Сообщение в различных формах, не реже 1 раза в неделю родителям о достижениях их ребенка.

- Создание условий для проявления инициативы и творчества у родителей

- Показ на своем примере гуманистических способов и методов общения с ребенком.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями способствует получению определённого результата: родители становятся активными участниками всех дел детского сада, непременными помощниками педагогов [4].

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Идея Фридриха  Фребеля , о необходимости включения родителей в жизнь детского сада не утратила своей актуальности и по сей день. Однако, время и современные реалии требуют новых методов и подходов.

Список используемой литературы:

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М.: Академия, 2011. - 136 с.

Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое. - М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2011.

Карманова, Ж.А., Манашова, Г.Н., Абылайхан, С.М. Особенности взаимодействия детского сада и семьи [Текст] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-3. – С. 520-523.   

Лебединская В. П. Положение и проблемы семьи в современной России //Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования. Учебный центр «Магистр». — № 4(7). — 2012. — С. 39–41.

  Маркарян, И.А. Взаимодействие детского сада и семьи – приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Науковедение: Интернетжурнал. – 2014. – № (25). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN614.pdf    

Просмотров работы: 2