Колоссальные социальные и информационно-технологические перемены происходящие в современном обществе сопровождаются ростом напряженности и эмоционально-психической нестабильностью личности каждого современного человека. С каждым годом педагогами и психологами отмечается тенденция роста количества детей с психоэмоциональными нарушениями развития (тревожных, эмоционально нестабильных, агрессивных, и т.п.). Современные дети дошкольного возраста подвержены большому количеству факторов, которые ведут к увеличению количества детей, имеющих страхи. Это такие страхи, как боязнь темноты, чудовищ, врачей и так далее. Сам по себе страх считается нормальным состоянием, однако у каждого эмоционального состояния должна быть грань, за которой обычный страх может превратить ребенка в невротика. Поэтому, проблема изучения вариантов преодоления страхов у детей, является актуальной уже на протяжении не одного десятка лет. [5].
Вместе с тем, страх способствует познанию ребенком окружающую им действительность, учит избирательному и критическому отношению к ней. В процессе формирования личности страх также выполняет социализирующую, воспитательную и обучающую роль. В связи с этим, профилактика страха у детей среднего дошкольного возраста предполагает не блокировку страха, а направлена на выработку умения владеть собой при его наличии, тем более что у каждого есть свои «естественные психологические механизмы для его преодоления» [1, с. 66].
Страхи как следствие постепенно развивающее воображение у детей.
Исследователь А.И. Захаров отмечает, что именно в 6 лет дети наиболее чувствительны к страхам, причем независимо от пола. Завершающееся в этом возрасте созревание эмоциональной сферы, а также развитие воображения и умение «ставить себя на место другого человека», восприятие страхов усиливают переживания детей [2].
Страхи непосредственно связаны с негативными проявлениями происходящие в реальной жизни: со стихиями, смерти любимых животных, потерей родителей и их болезни, боязнью родительского наказания, опозданием и неприятием себя сверстниками. Самым эффективным средством предупреждения развития страхов у детей должно стать эмоциональное благополучие в семье. Где ребенку уделяется постоянное внимание к его чувствам, переживаниям. Так как по сей день главная причина детских страхов – ошибки родителей в воспитании.
Современные исследователи (А.И. Захаров, В.К. Вилюнас, Г. Эберлейн, A.M.Прихожан и др.) утверждают, что сказкотерапия помогает преодолевать такие проблемы детей, как заниженная самооценка, тревожность, трудности в общении и чувство неполноценности. Авторы не зря выделяют сказкотерапию как эффективное средство в работе с детьми дошкольного возраста. Ученные ссылаются на то, что у детей хорошо развит механизм идентификации, который является обязательным условием развития гибкости поведения, умения рассматривать проблемы с различных аспектов.
Особенность метода сказкотерапии заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта [3].
В ходе исследования были обозначены подходы к определению понятия «страхи», «сказкотерапия». По мнению А.И. Захарова, страхи – это «инстинкт самосохранения, физиологические изменения высшей нервной деятельности». А вот термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначные ассоциации. Например, для одних – это метод коррекции эмоциональных нарушений, для других способ передачи информации о мире. По мнению самого сказкотерапевта Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это прежде всего набор различных способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, и кроме того это воспитательная система. Также и такие исследователи, как А. И. Захаров, В. С. Мухина, А. М. Прихожан уверены, что именно сказкотерапия лучше всего помогает бороться с детскими страхами. По мнению И. В. Вачкова, сказкотерапия позволяет развить самосознание, стать самим собой и построить доверительные отношения с окружающими.
Анализ литературы позволяет сказать, что сказка - самый доступный способ помочь ребенку выразить свои переживания. Сказка позволяет ребенку наглядно увидеть способы преодоления страхов. Отождествляя себя со сказочными героями или сверстниками ребенок понимает, что не только у него есть определенные проблемы и переживания. Все это в совокупности способствует преодолению страхов.
Для исследования уровня страхов у детей среднего дошкольного возраста был проведен констатирующей этап эксперимента.
Исследование осуществлялось в 2021 учебном году на базе МДОУ «Детский сад № 125 комбинированного вида» города Магнитогорска. В эксперименте участвовали 25 детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования – диагностическое исследование и апробация программы, направленная на профилактику страхов у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследовательской деятельности:
1) Изучить уровень страхов у детей среднего дошкольного возраста.
2) Составление и апробация программы профилактики страхов у детей среднего до-школьного возраста.
3) Проанализировать и сформулировать выводы полученные на основе результатов исследования страхов у детей среднего дошкольного возраста.
Нами были подобраны несколько диагностических методик, которые помогут выявить существующие страхи у детей среднего дошкольного возраста.
1. Методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, в модификации М. А. Панфиловой)
Цель: диагностика страхов у детей среднего дошкольного возраста.
В результате данной диагностики результаты оказались следующими – у 15 детей из 25 выявлено больше 12 страхов.
2. Вторым этапом диагностики «Методика выявления детских страхов»
Целью которой является выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.
По результатам которой можно увидеть, что среди этой группы большее количество страхов:
страх сказочного персонажа (среди них трансформеры, зомби и монстры) его выбрали 16 из 25 детей;
страх наказания, его выбрали 14 из 25 детей;
и страх боли, его выбрали 17 из 25 детей.
3. Третьим этапом было проведение методики «Нарисуй свой страх».
Для большинства детей характерны страхи сказочных героев из мультфильмов и сказок. Некоторые дети определили, что монстры присутствуют только в сказках, но и в их комнате и море. Так же они назвали среди своих страхов наводнения и пожары. Большинство из детей заявляют, что не боятся смерти, болезней и бандитов, так как до конца не понимают всех последствий или не владеют нужной информацией об этом. По данным проведенной диагностики можно составить показатели общего уровня страхов испытуемых.
По результатам констатирующего этапа эксперимента можно отметить, что у испытуемых в количестве 15 человек – показатели свидетельствуют о высоком уровне страхов или о наличии специфических особенностях страхов. Основываясь на эти результаты, определяется группа детей, участвующая в последующей профилактической работе, то есть формирующем этапе эксперимента.
Таким образом, полученные результаты констатирующего этапа исследования подтверждают актуальность проблемы исследования и необходимость профилактики страхов детей среднего дошкольного возраста, а также необходимость составления и апробации программы профилактики страхов у средних дошкольников.
Список использованной литературы:
1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237с.
2. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6-7.
3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-П., 2000.
4. Зинкевич Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. –СПб, 2006. –208 с. - С. 2.
5. Ионова, Н. В., Горбунова, В. А. Особенности проявления страхов у дошкольников 67 лет // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. - С. 3.
6. Люц Т.К., Степанова Н.А. Значение игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-8. С. 1157-1160