Существует несколько видов алкогольных психозов, таких как алкогольный псевдопаралич, энцефалопатии, алкогольная полиневропатия, алкогольный параноидный алкогольный бред ревности, алкогольная деменцию, алкогольный делирий, которые относятся к неврологическим и психическим последствиям. Особенности поведения алкоголезависимых, а также их состояние влияют на нарушение головного мозга, а ещё когнитивных функций, при длительном употреблении алкоголя проявляется снижение интеллекта, а также нарушение памяти и текущего учения. Защитные механизмы слабеют при частом употреблении спиртного [4].
Защитные механизмы личности, к которым относятся вытеснение, удаление, а также уход выводят из сознания травмирующие и фрустрирующие события, согласно наставлениям классического психоанализа. Индивид может неправильно и обманно справляться со своими проблемами в плане внутриличностных и межличностных конфликтов [2].
Ситуация может не исправиться, так как конфликты вроде бы решаются, но это остаётся иллюзией, которая проявляется в защитных механизмах. Если индивид уйдёт от реального мира, оставаясь в иллюзиях, то тогда не до конца будет решать свои межличностные или внутриличностные проблемы [10].
К психологической защите личности можно также отнести употребление психоактивных веществ, которое проявляется при девиантном поведении и является патологическим механизмом, как считали в отечественной и зарубежной психологии. Психологические защитные механизмы способны вытеснить в бессознательное полученную информацию о том, что алкоголь вреден человеческому организму и при этом индивид продолжает употреблять его. Низкий уровень самоконтроля и саморегуляции поведения, невозможность решения жизненных проблем, а также склонность реагировать на разной сложности обстоятельства, которые являются переломными неправильно как выяснилось в разных исследованиях приводят к алкоголизму. Так изучались индивидуально –психологические особенности личности алкоголика [11].
Нарушение правовых и моральных норм поведения, склонность к пьянству, которое вызывается неправильным употреблением алкоголя, а также уменьшение производительности труда вызывает алкоголизм. Алкоголизм можно считать одним из видов наркотической зависимости [13]
М. Гусс в своём труде «Хронический алкоголизм, или хроническая алкогольная болезнь» в середине 19 века рассматривал интоксикацию, от длительности которой развивается хронический алкоголизм. Нервная система соответственно изменяется в следствие злоупотребления напитками, содержащими спирт [14].
Алкоголизм, который является патологическим многое берёт из социальных аспектов, которые производятся обществом [12].
Некоторые люди осознанно вредят своему здоровью в разных отношениях, таких как социальное, соматическое и психическое и они относятся к хроническим алкоголикам, так считал M.Leuler (1955). Снижение трудоспособности, а также психического и физического здоровья и семейных отношений, которые происходят от частого или редкого злоупотребления алкогольными напитками случаются у хронических алкоголиков, как считал Н.В.Канторович (1954). Будут случаться конфликты как в семье, так и на работе, появятся психологические и соматические проблемы со здоровьем, в некоторых случаях неспособности работать - это является хроническим алкоголизмом, который выявляется в употреблении алкоголя в больших количествах и долгое время – это хронический алкоголизм, как считали W.Mayer-Gross, Е. Slater, M.Roth (1954) [8].
Причинами алкоголизма, который распространён в юношеском возрасте можно считать девиантность, проявляющуюся в поведении, особенности человека, у которого может быть психотравма, которая нарушила его признаки поведения. Факторы, которые провоцируют такое поведение называются как объективными, которые навязаны обществом и воспитаны родителями, а также личностные характеристики, к которым относят внушение самому себе, что такое приемлемо в данной ситуации, является нормой, которая допустима в обществе [6].
У алкоголиков в юношеском возрасте проявляется такое, как стремление к получению сексуального опыта, социальные интересы подавлены или вовсе отсутствуют, выраженный эгоцентризм, отдаление от взрослых, в том числе и родителей, привязанность к особым группам, появляется агрессивное отношение к обществу [5].
В.Г. Казанская определяет особенности подростков, склонных к алкоголизму сопротивление воспитательным авторитетам; обособление подростков от взрослых. Люди, у которых выражена слабость и нет силы воли, склонны к алкогольной зависимости, как считали Ц.П. Короленко, Н.В Дмитриева. Они выделили следующие механизмы, которые являются психологическими и формируют зависимость к алкоголю и являются индивидуальными в юношеском возрасте:
1. Ранимость, при которой индивид стремится уйти от своих мыслей, содержащих обиды и чувство вины с помощью принятия спиртного, тем самым абстрагируется от проблемных ситуаций.
2. Обидчивость, при которой индивид не способен адекватно реагировать в данной ситуации, воспринимая все неприятные ситуации, конфликты и замечания серьёзно.
3. Психическая недоразвитость, характеризующаяся слабой волей, неспособностью принимать решения в данной ситуации и выходить из сложных ситуаций.
4. Несамостоятельность принятия решений и действий
5. Противостояние извне отсутствует или подавлено очень сильно
6. Подражание поведению взрослых – следовать примерам за кем-либо из взрослых, которые являются как образцами, так и лидирующими людьми у индивида как одного, так и целой группы, возникающее при воздействии на людей, берущих пример с алкоголиков [1].
Для алкоголизма выводят несколько причин, которые его провоцируют:
Происходит изменение сознания за счёт ухода от реального мира и проблемных ситуаций, которые его переполняют, это является защитной реакции психики, которую можно отнести к причинам, формирующим алкогольную зависимость. Может сформироваться привычка, которая расслабляет человека путём подавления душевных страданий. Тяжёлая зависимость развивается постепенно, когда человек с помощью спиртного решает свои проблемы, способствуя появлению физиологической восприимчивости [9].
К психологическим причинам относят следующие:
1. Место работы, которое является навязанным кем-то.
2. Выраженная неуверенность в себе или множество комплексов.
3. Самооценка, которая может быть, как завышенной, так и заниженной.
4. Общественное мнение, которое является управлением разумом людей.
5. Жизнь, которая не удовлетворяет человека.
6. Доверительные и близкие отношения отсутствуют.
Если у человека выражены затруднения в общении с другими людьми, то у него есть риск к развитию зависимости. У алкоголиков выражается мнение в том, что спиртные напитки формируют удовольствие от общения и взаимодействия с другими людьми, мысли и чувства проявляются свободно и расслаблено, эмоции раскрепощаются и появляется неуверенность в себе, которая уменьшает внутренние барьеры [3].
Организация и методики исследования
Исследование проводилось в г. Ставрополе, ГБУЗ Краевом клиническом наркологическом диспансере, а также на базе СтГМУ г. Ставрополя со студентами. В исследовании участвовалипациенты, больные алкогольной зависимостью юношеского возраста и студенты четвёртого курса направления «Клиническая психология» СтГМУ. Ставропольского Государственного Медицинского Университета. Всего участвовало по 8 человек. Они выполняли методики «Отечественный опросник К. К. Яхтина, В. Д. Менделевича на выявление алкоголизма», а также методику «MAST – Мичиганский алкогольный скрининг – тест», который направлен на вероятность наличия алкоголизма.
Участниками исследования считались студенты четвёртого курса, которых всего было 8 человек, а пациентов Краевого клинического наркологического диспансера также участвовало 8 человек. Их возраст составлял от 20 до 30 лет. Обе группы принимали участие в выполнении методик «Методика MAST – Мичиганский алкогольный скрининг-тест» и «Отечественный опросник К. К. Яхтина, В. Д. Менделевича на выявление алкоголизма». Данные методики состоят из вопросов, являющимися нужными для исследования алкогольной зависимости, выяснения её причин и проблем, приводящим к тяжёлым последствиям. Исследуются уровень алкоголизма, уровень бытового пьянства и уровень алкоголизма, наличие алкоголизма и его проявление, а также сравнение студентов как норму и алкоголиков как патологию.
Обработка результатов исследования
По результатам первой методики «MAST – Мичиганский алкогольный скрининг – тест» у испытуемых, больных алкоголизмом наблюдается вероятность наличия алкоголизма у всех испытуемых, а у студентов четвёртого курса выявлено 3 человека с вероятностью наличия алкоголизма, а у остальных пяти алкоголизм отсутствует. По данному исследованию можно сказать, что у тех испытуемых, у кого есть вероятность наличия алкоголизма склонны к зависимости или имеют её в данный, им следует начать избавляться от влечения к алкоголю, а пока оно есть, им свойственна психическая неуравновешенность, раздражительность, наличие тревоги и стрессов, которые ярко выражены при различных тяжёлых ситуациях. А у тех испытуемых, у которых отсутствует алкоголизм, проявляется психическая уравновешенность, снижение тревоги и адекватная реакция на различные стрессы.
По результатам второй методики «Отечественный опросник К. К. Яхтина, В. Д. Менделевича на выявление алкоголизма» у всех испытуемых больных алкоголизмом проявляется уровень алкоголизма, который является высоким и требуется от него лечение, так как это патология, при которой проявляется как агрессивность, направленная на людей, так и раздражительность в любой ситуации и увеличение тревоги. А у студентов четвёртого курса присутствует уровень как бытового пьянства, так и здоровья одинаково по 4 человека. При уровне бытового алкоголизма присутствует ухудшение памяти, внимания и пониженная работоспособность с проявлением непродуктивности. А при уровне здоровья отмечается нормальное состояние испытуемых, проявляющееся в адекватных реакциях на ситуации и нормальной работоспособности.
Список литературы:
1.Авдеев В.В. Психология решений проблемных ситуаций // Сост. М.: Феликс, 1992. - 178 с. [Электронный ресурс] – https://docplayer.com/59765795-Avdeev-v-v-a18-psihotehnologiya-resheniya-problemnyh-situaciy-m-feliks-s-isbn-h.html
2.Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты // Сост. М.: Вече АСТ, 1997. - 473 с.
3. Билибин Д. П. Профилактика алкогольной болезни и наркомании: учеб. пособие // Сост. М.: Просвещение, 1991. - 214 с. [Электронный ресурс] https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1640022266&tld=ru&lang=ru&name=Profilaktika.zavisimogo.povedeniya.17.2_501.pdf
4. Большая советская энциклопедия // Ред. А. М. Прохоров. Сост.- М.: Советская энциклопедия, 1970. - 608 с. [Электронный ресурс] http://alcdata.narod.ru/encyclopedia/BSE3_1970_1
5.Воспитание здорового образа жизни // Д. В. Колесов. Сост. М.: Дрофа, 2002. - 192 с.
6. Галагузова М. А. С. Социальная педагогика // Сост. М. Издательство ВЛАДОС,2000. - 416 с. [Электронный ресурс] https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1640023841&tld=ru&lang=ru&name=Галагузова-М.А.-Штинова-Г.Н.-Галагузова-Ю.Н.-Социальная-педагогика.pdf&
7. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика // Сост. М.: НПО "МОДЭК ", 2003. - 240 с. [Электронный ресурс] https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1640024381&tld=ru&lang=ru&name=5937.pdf
8.Залыгина Н.А. Аддиктивное поведение молодежи и психотерапия зависимостей // Минск: Пропилеи, 2004. - 195 Сост. Здравомыслов А. Социология конфликта // М. Аспект Прогресс, 1996. - 261 с. [Электронный ресурс]https://www.referat911.ru/Psihologiya/jempiricheskoe-izuchenie-vzaimosvyazi-strategij-povedeniya/135067-2079928-place6.html
9.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы /СПб.: Сост. Питер, 2000. - 512 с. [Электронный ресурс]https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1640024720&tld=ru&lang=ru&name=0-782282_con.pdf
10. Казьмин В. Д. Хочу бросить пить! Это проще, чем вы думаете! // Ростов-на-Дону: Сост. Феникс, 2005. - 156 с.
11. Калачева А. И. Словарь социального педагога и социального работника // Сост. Мн.: БелЭн, 2003. - 256 с. [Электронный ресурс] https://www.sites.google.com/site/armsocialnogopedagoga/slovar-spravocnik-socialnogo-rabotnika
12. Колесов Д. В. Болезни поведения [Электронный ресурс] https://www.co21tula.ru/documents/profilakticheskaya_rabota/roditelyam/Рекомендации_для_родителей.pdf
13.Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя // Сост. М.: Просвещение, 1989. - 252 с. [Электронный ресурс] https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1640025580&tld=ru&lang=ru&name=Kon_psihologiya_yunosti.pdf
14.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С.8-15. [Электронный ресурс] https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1640025691&tld=ru&lang=ru&name=4-makhrina.pdf