Современные условия национальной экономики Российской Федерации определяют практическую важность и ценность механизмов обеспечения экономической безопасности государства от негативного влияния различных внешних и внутренних угроз, среди которых пандемия коронавируса. Экономическая безопасность страны выступает комплексным механизмом, разработанным органами власти с целью обеспечения социально-экономического развития и защиты от негативного влияния различных внешних и внутренних угроз [1].
На сегодняшний день, Правительством РФ сформирована долгосрочная стратегия социально-экономического развития, где одним из главных приоритетов выступает обеспечение национальной экономической безопасности (устойчивости макроэкономической конъюнктуры), цифровая трансформация и развитие инфраструктурного обеспечения предпринимательского сектора малого и среднего бизнеса.
Однако в период 2020-2021 гг. тенденции социально-экономического развития Российской Федерации включают в себя негативную макроэкономическую конъюнктуру и ухудшение социального обеспечения граждан страны. Причиной таких тенденций служит распространение пандемии коронавирусной инфекции.
Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации характеризуется кризисом пандемии коронавируса, из-за чего в макроэкономической устойчивости и социально-экономических процессах наметились труднопреодолимые тенденции. Такая ситуация обусловила проведение органами власти и Правительством РФ ряда мероприятий, таких как Заседания президиума Координационного совета при Правительстве, которые были направлены, в первую очередь, на решение стратегических задач и преодоление негативных последствий коронакризиса. Например, было решено обеспечить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработку жалоб пользователей единого портала государственных услуг по любым вопросам, связанным с коронавирусной инфекцией, также Правительство продолжает финансово поддерживать работников социальных стационаров, которые помогают больным с этой инфекцией и людям из группы риска. Данные решения эффективны, поскольку многие макроэкономические показатели регионов нашей страны отражают восстановление национальной экономической системы в период с 2021 года.
Чтобы проанализировать изменения экономической безопасности России в период последних лет и влияние на них пандемии коронавируса, обратимся к данным макроэкономической статистики представленным в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика основных макроэкономических показателей Российской Федерации в период 2016-2020 гг.
Показатель/год |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
ВВП, трлн рублей |
85,6 |
91,8 |
103,8 |
109,1 |
106,6 |
Уровень безработицы, % |
5,5 |
5,2 |
4,8 |
4,6 |
5,6 |
Инфляция, % |
7 |
3,7 |
2,9 |
4,5 |
3,2 |
Чистый экспорт, млрд долларов США |
111,2 |
66,2 |
83,2 |
164,9 |
129 |
Инвестиции в основной капитал, трлн рублей |
13,8 |
14,7 |
16 |
17,7 |
19,3 |
Индекс промышленного производства, % |
0,2 |
1,8 |
3,7 |
3,5 |
3,3 |
Источник: [2].
Данные таблицы отражают разностороннюю динамику основных макроэкономических показателей в период 2016-2020 гг. Однако, если анализировать основные индикаторы, такие как размер ВВП, уровень безработицы и чистый экспорт, то все они продемонстрировали ухудшение, что отражает негативное воздействие текущего кризиса пандемии коронавирусной инфекции на социально-экономические процессы в России[3].
В рамках формирования и обеспечения экономической безопасности государства в постпандемический период необходимо решение задач по следующим направлениям, как:
- оптимизация статей расходов федерального бюджета;
- активное использование инструментов долгового рынка внутреннего муниципального обеспечения с целью покрытия бюджетного дефицита в регионах страны;
- применение инструментов государственно-частного, регионально-частного и муниципально-частного партнерства при реализации стратегических инфраструктурных объектов с целью оптимизации расходов бюджета.
Таким образом, из-за кризиса пандемии обеспечение национальной экономической безопасности становится более важной задачей для Правительства РФ, из-за чего применяются различные решения по стимулированию социально-экономического и инновационного развития государства.
Список использованных источников
1. Костин В.И., Костина А.В. Национальная безопасность современной России. Экономические и социокультурные аспекты. М.: Либроком, 2013. 344с.
2. Статистика по регионам России. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/fimgAF33/Region_Pokaz_2020.pdff (дата обращения: 09.12.2021).
3. Щербаков Г.А. Влияние и последствия пандемии Covid-19: социально-экономическое измерение // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2021. №1. С. 8-22.