Нервная система – это одна из систем, координирующая все процессы, которые протекают в организме, и устанавливает взаимосвязь организма с внешней средой.
Нервная система бывает двух видов: центральная и периферическая. Центральная делится на головной и спинной мозг, а периферическая на нервы, нервные окончания и нервные узлы.
Кроме того, нервная система делится так же на соматическую часть, которая обеспечивает чувствительную функцию организма и произвольные движения (сокращения поперечно-полосатых мышц), и вегетативную, которая регулирует деятельность внутренних органов и систем (например, эндокринной, пищеварительной и т.д.).
Нервная система не может быть не важной для человека, так как она управляет работой всех систем и органов, регулирует работу отдельных органов и систем органов, координирует и согласует между собой их деятельность, обеспечивает связь организма с внешней средой, обусловливает адекватные поведенческие реакции на раздражители, адаптируя организм к изменениям условий.
Таким образом, можно сказать, что через нервную систему замыкаются все системы организма, и она обеспечивает функциональное единство организма, воспринимает внешний мир с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания приспосабливает наш организм к меняющейся окружающей среде [5].
В школьном курсе анатомии изучаются особенности нервной системы и роль физической активности в формировании здоровья.
Без участия нервной системы нельзя выполнить ни одного физического упражнения. С помощью нервной системы все органы работают согласованно.
Приспособление организма к окружающей среде происходит при помощи рефлексов, то есть реакций организма на поступающие из внешней среды раздражители. Физические упражнения являются одним из таких сильных раздражителей. В ходе спортивных упражнений в организме появляетсязначительное число условно рефлекторных связей между корой мозга, внутренними органами и двигательным аппаратом. Спортивные занятия оказывают хорошее влияние на ЦНС, улучшают ее деятельность. Условный рефлекс, который выработался во время тренировочного занятия, способствуют повышению качества работы организма. Каждая тренировка добавляет что-то новое к уже имеющемуся.
Рассмотрим особенности физического развития подростков. Для достижения результата в изучении движения первостепенное значение имеют способности подростка, основанные на учете его индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности.
В начале обучения нового движения, оно выходит у него неуклюжим. Но со временем, при постоянной тренировке, движение становится более ловким, уверенным. В головном мозгу возникают новые связи между нервными клетками, управляющими работой мышц и участвующими в новом движении. Движения этих мышц у подростка сначала не согласованы между собой, потому что еще не установились новые временные условные связи. Со временем движения становятся все более согласованными, то есть в головном мозгу вырабатываются условнорефлекторные связи. На этой стадии тренировки подростку больше не нужно сильно напрягать свое внимание, чтобы правильно делать упражнение: оно выполняется произвольно благодаря закрепившимся условным рефлексам [1].
Образующиеся новые связи в головном мозгу содействуют лучшей согласованности движений, при постоянной тренировке появляются новые связи между деятельностью органов дыхания, мышц и других органов. Благодаря этому у подростка всё слаженнее начинают работать системы организма и органы, при этом взаимно влияя друг на друга. Вследствие регулирующей роли коры головного мозга, работа мышечной системы и внутренних органов протекает сплочённо, чем и достигается нормальная деятельность организма, а также его разностороннее развитие, но оно наступает только в том случае, если человек тренирует не одни и те же группы мышц, делает разные движения.
Во время деятельности тренировки подросток овладевает двигательными навыками, что является результатом улучшения управления движениями со стороны коры головного мозга. Упражняясь, подросток осваивает новые тренировки, у него совершенствуется управление движениями, пропадают лишние движения, добивается значительная точность, быстрота и непринужденность [2].
Во время занятий спортом у подростка со временем увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре головного мозга, повышается уравновешенность процессов торможения и возбуждения. В результате увеличивается пластичность центральной нервной системы, то есть способность адаптироваться к новым видам деятельности и разной обстановке.
Кроме того, сильная или слабая нервная система влияет на организм подростка. Так, подросток с сильной нервной системой, которая отличается одинаково хорошо развитыми процессами возбуждения и торможения, может в значительной степени напрягать и даже перенапрягать свои силы в ответственные периоды спортивных соревнований без всякого ущерба для себя. Подросток же со слабым типом нервной системы оказался не способным на сильные волевые проявления, высокую работоспособность. Чем сильнее процесс возбуждения нервной системы, тем значительнее подросток улучшает свои результаты во время тренировки, и чем слабее процесс возбуждения нервной системы, тем значительнее ухудшаются его результаты. Такое явление объясняется тем, что эмоциональное воздействие условий для слабой нервной системы служит сильным раздражителем, вызывающим охранительное торможение и даже убывание качества [3].
Кроме того, активная мышечная деятельность предупреждает такие расстройства, как нарушения высшей нервной деятельности, ухудшения внимания, памяти, дисфункция вегетативной нервной системы, нарушения реакций, и многие другие [4].
Таким образом, постоянно проводимые занятия физическими упражнениями оказывают благоприятное воздействие на функции всех отделов нервной системы, и, в первую очередь, на центральную нервную систему, следовательно, и на весь организм, также и на психологическое и физиологическое состояние подростка.
Список использованных источников:
Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. – М.: Медицина,1968. – 548 с. – Текст : непосредственный.
Блум, Ф. Мозг, разум и поведение: перевод с английского [Текст] / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. – М., 1988. – 248 с.
Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б.А. Вяткин.- М.: ФиС,1978. – 134 с. – Текст : непосредственный.
Крылова, А. Л. Физиология высшей нервной деятельности / Л.А. Крылова - Москва, 1997. – 92 c. – Текст : непосредственный.
Н. Е. Чепурнова, Г. Д. Ковалина, Регуляция жизненных функций организма, издательство Московского университета, 1978. – Текст : непосредственный.