Как вернуть престиж высшему техническому образованию? Это вопрос, который может поставить в тупик многих людей, учащихся на технических специальностях, других же совсем не удивит. В 2021 году становятся популярны такие профессии, как контент-маркетолог, контент-продюссер, копирайтер, продакт-менеджер, бренд-менеджер, SEO-специалист, SMM специалист, PR-менеджер [1] и другие профессии, применимые на просторах интернета. Для такой работы совершенно не обязательно иметь образование, ведь многие работают и зарабатывают большие деньги, являясь самоучками. Притом, что человек, который учился на технической специальности в университете или колледже несколько лет, может не найти работу с достойной заработной платой и разочароваться в полученной специальности.
Если посмотреть топ-100 вузов России, то мы увидим, что первые места занимают такие университеты как МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, НИУ МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГИМО, СПбПУ, НИУ ВШЭ, МФТИ [2]. Если посмотреть информацию о топовых специальностях в высших учебных заведениях, то можно увидеть такой список [3]:
Государственное и муниципальное управление
Менеджмент
Экономика
Бизнес-информатика
Юриспруденция
Реклама и связи с общественностью
Международные отношения
Управление персоналом
Информатика и вычислительная техника
Экономическая безопасность.
Получается, что школьники, которые закончили 11 классов подают документы именно на эти специальности: управление, менеджмент, связи с общественностью, юриспруденция, а технических специальностей минимальное количество. И стоимость обучения на таких специальностях как менеджмент, юриспруденция в разы больше, чем на технических направлениях [4]. Такая же история с бюджетными местами на топовых направлениях, их либо просто нет, либо минимальное количество, то есть туда, где есть спрос государство и не дает бюджетные средства, что логично.
Таким образом, можно сделать вывод, что школьники не хотят поступать на технические специальности, выбирают специальности, которые уже в своем названии обещают, что после университета они будут управленцами. Также, скорее всего, они понимают, что на технических специальностях учиться сложно, на экономике или менеджменте явно будет легче, поэтому многие выбирают именно эти направления. Но школьники не задумываются о том, как они будут искать работу после университета, нужно ли стране столько управленцев. Если бы они посмотрели образование у директоров крупных организаций, то могли бы заметить, что почти у всех руководителей есть техническое образование, и лишь у некоторых есть дополнительно управленческая специальность [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что на управленца не выучиться в университете, им становятся в процессе работы, приобретая навыки и знания, а также совершенствуя управленческие компетенции.
Для того чтобы техническое образование снова начало цениться, нужно обеспечить достойную заработную плату инженерам, ввести дополнительные льготы, а также начать пропагандировать среди молодежи именно технические специальности, объясняя в школах кем смогут работать школьники, после окончания университета. Необходимо проводить экскурсии на предприятия для школьников и студентов. Проводить дни карьеры в школах, чтобы дети уже в раннем возрасте видели, что технические специальности востребованы и престижны. А также необходимо повышать качество образования в школах, ведь именно там ребенок начинает понимать, что математика и физика ему нравится больше остальных предметов. А заинтересовать школьника может хороший педагог, умеющий грамотно выстроить обучение, доступно объяснить материал каждому ученику, а не только нескольким ученикам в классе.
Список литературы:
1. Топ-10 востребованных профессий интернет-маркетинга в 2021 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.comagic.ru/blog/posts/mar/top_10_vostrebovannykh_professiy_internet_marketinga_v_2021_godu/ (дата обращения: 20.12.2021)
2. Рейтинги вузов QS World University Rankings – 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ucheba.ru/for-abiturients/vuz/rankings (дата обращения: 20.12.2021)
3. Рейтинг специальностей вузов [Электронный ресурс]. URL: https://moeobrazovanie.ru/specialities_rating_vuz/ (дата обращения: 20.12.2021)
4. Диссертационные советы УГАТУ [Электронный ресурс]. URL: https://www.ugatu.su/dissovety/ (дата обращения: 20.12.2021)
5. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/ (дата обращения: 20.12.2021)