ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аспирантура – это одна из форм подготовки кадров высшей квалификации. Прием в аспирантуру осуществляется на места в рамках контрольных цифр приема, то есть за счет средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых на эти цели, и на места по договорам об оказании платных образовательных услуг, то есть за счет собственных средств поступающих [1]. На определенные специальности в Уфимском государственном авиационном техническом университете конкурс на бюджетные места доходит до 30 человек на место, на другие же специальности, где бюджетных мест нет, конкурса может и вовсе не быть, но также есть и специальности, где много бюджетных мест, а людей, желающих учиться, не хватает [2].

Как-то один из аспирантов с моего потока сказал, что «учеба в аспирантуре только мешает научной деятельности». Так зачем же нужна учеба в аспирантуре? Этим вопросом задаются, наверное, все аспиранты. Есть несколько причин, почему это может быть полезно [3]. Во-первых, если студент решил остаться в университете и заниматься научной деятельностью и преподаванием, то степень кандидата наук ему просто необходима. Без этого не будет ни повышения, ни интересной работы, ни достойной заработной платы. Поэтому, если студент решил заниматься преподавательской деятельностью и работать в университете, то ему обязательно пригодится учеба в аспирантуре. Конечно, можно и не учиться, а защитить кандидатскую, прикрепившись к университету в качестве экстерна, но не у всех получится написать работу, не учась в университете, где за ним не закреплен научный руководитель. Также есть мнение, что диссертационные советы не любят принимать к защите тех, кто не закончил аспирантуру [4,5].

Вторая причина, почему люди идут в аспирантуру – это то, что им зачем-то нужно стать кандидатом наук. Скорее всего, это нужно для работы. Ведь в некоторых организациях, например, как у меня на работе в центре дополнительного профессионального образования, нужно, чтобы директор имел ученую степень не менее кандидата наук. Также мой одногруппник в аспирантуре – это мужчина, который является, директором в одной крупной уфимской организации по информационной безопасности. Он поступил на целевое обучение от своей организации и собирается защищать кандидатскую диссертацию.

В-третьих, для молодых людей учеба в аспирантуре – это отсрочка от армии, ведь, если до 27 лет учиться, то в армию уже не призовут. Поэтому многие парни идут в аспирантуру именно за этим.

В-четвертых, студенты не хотят идти на работу, они не готовы к взрослой жизни, хотят продолжить учебы, как бы оставаясь «в детстве», быть под крылом у родителей.

В-пятых, можно пойти в аспирантуру просто ради учебы, чтобы получить новые знания. Если студент хочет развиваться дальше, если он считает, что есть что сделать для науки, то в аспирантуре можно продолжить обучение и научную деятельность под руководством преподавателя.

Теперь о минусах учебы в аспирантуре. Во-первых, учеба в аспирантуре не гарантирует защиту кандидатской диссертации, многие учатся, заканчивают, но защититься так и не могут. Либо для этого нужно приложить больше усилий, чем они могут, либо они просто в конце обучения понимают, что им это не нужно. Поэтому важно перед поступлением в аспирантуру все же определиться для чего я это делаю.

Во-вторых, аспирантура реально отнимает много времени и порой кажется, что она только тормозит научную работу, ведь некоторые предметы, зачеты, экзамены отнимают много времени и сил, которые можно потратить на то, что пригодится для научной работы.

В-третьих, если человек считает, что это нужно для продвижения по карьерной лестнице на его работе, то это не всегда так. Да, возможно в некоторых организациях это обязательное условие, но это совсем не гарантирует, что повышение или это какое-то преимущество. К тому же некоторые люди теряют много времени на научную работы, на защиту, а потом устраиваются в организацию на минимальную должность, хотя им уже за 30 лет, наравне с теми, кто только выпустился с университета, ведь они ничего не знают в производстве, не имеют опыта. И многие потом жалеют, что столько времени потратили зря, что в итоге им это ученая степень не пригодилась, а ведь было потрачено много сил, нервов, денег. У меня таких примеров даже на работе несколько, инженер по охране труда имеет степень кандидата наук, но ей это никак в жизни не помогла. Инструктор тренажерной подготовки также имеет степень кандидата, но работает на равных условиях с остальными. Также есть девушка, которая закончила аспирантуру по социологии, пять лет после окончания аспирантуры пыталась защититься, но так и не смогла, в итоге забросила.

Поэтому, я думаю, что, поступая в аспирантуру, нужно много раз подумать и решить для себя нужно это или нет. Но если есть возможность поступить и защитить кандидатскую диссертацию, и это дается легко, то почему бы и не защитить. Тем более в молодом возрасте это сделать легче, чем тогда, когда она может пригодиться, а сил и энтузиазма на защиту диссертации и учебу уже не будет.

Список литературы:

1.Аспирантура. Материал из Википедии [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аспирантура (дата обращения: 20.12.2021)

2. Выписка из правил приема в УГАТУ на обучение по образовательным программам высшего образования программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре [Электронный ресурс]. URL: https://www.ugatu.su/aspirantura-i-doktorantura/ (дата обращения: 20.12.2021)

3. Зачем нужна аспирантура в России? Интернаука [Электронный ресурс]. URL: https://www.internauka.org/blog/zachem-nuzhna-aspirantura-v-rossii (дата обращения: 20.12.2021)

4. Диссертационные советы УГАТУ [Электронный ресурс]. URL: https://www.ugatu.su/dissovety/ (дата обращения: 20.12.2021)

5. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/ (дата обращения: 20.12.2021)

Просмотров работы: 70