Понятие медиаграмотности и возможности предмета информатики в ее формировании - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Понятие медиаграмотности и возможности предмета информатики в ее формировании

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире практически невозможно жить и развиваться, изолированно от медиа сферы. Различные шоу, видеоролики, СМИ и Интернет давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. И, к сожалению, некоторые готовы считать достоверной любую информацию, найденную на просторах Всемирной паутины.

Это является по-настоящему серьезной проблемой, поэтому необходимо рассказывать основные аспекты информационной и медиаграмотности еще в школе, например на уроках информатики.

«Информационная грамотность» — это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения [1].

«Медиаграмотность» — совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах [2]. В основе медиаграмотности — модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают.

Успешно ознакомить школьников с основами информационной и медиаграмостности можно, включив их в преподавание предмета Информатика.

Согласно ФГОС СОО одними из требований к предметным результатам освоения базового и углубленного курсов информатики являются:

сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

способность критически мыслить;

сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе [3];

понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;

принятие этических аспектов информационных технологий;

осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации [4].

Знание этих основ поможет детям правильно относиться к информации из недостоверных источников, поможет развить критическое мышление. На уроках информатики дети так же усвоят основы компьютерной грамотности.

«Компьютерная грамотность» — владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества.

Формирование информационной грамотности реализуется как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимно дополняют и взаимообогащают друг друга [1].

Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся.

К таким формам и приемам можно отнести следующее:

Предметные недели.

Игры на эрудицию (например, викторины)- школьники, которые готовят материалы для таких игр, должны посмотреть большое количество источников информации по тематике игры.

Научные конференции.

Экскурсии.

Участие в предметных олимпиадах, в конкурсах, в том числе и дистанционных

Проектно-исследовательская деятельность.

Для формирования информационной и медиаграмотности необходимо, чтобы в учебно-методическом комплекте присутствовал материал, который постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать [2].

Прекрасно подойдет использование кейс технологии, которая предоставляет много возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений. Использование кейсов при изучении информатики позволяет научиться организовывать обследования объекта, работать с входными и выходными документами, уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией – ее поиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением.

Образовательная ценность этого метода в том, что он позволяет иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий, а также стимулирует познавательную активность учащихся.

Примеры учебных заданий для учащихся для формирования и развития информационной грамотности с использованием кейс-технологии:

1. Электронная почта

Цель: способствовать усвоению и систематизации знаний об организации электронной почты; закрепить знания об основных функциях и интерфейсе почтовой программы, основные принципы работы с адресной книгой; формировать понимание основных процессов, которые являются основой функционирования электронной почты и использования ее в профессиональной деятельности.

Описание ситуации. Школа скоро будет отмечать свой. На торжественный вечер нужно пригласить более 500 гостей, среди которых есть как частные лица, так и другие фирмы-друзья. Приглашение нужно послать за короткое время (1 рабочий день). Секретарь школы смогла подготовить и отправить только треть приглашений.

Вопрос кейса: Почему, по вашему мнению, секретарь не смогла выполнить поставленную перед ней задачу? Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

2. Текстовый редактор. Вставка символов, которых нет на клавиатуре.

Цель: систематизировать и совершенствовать умение работать с текстовым редактором, вставлять символы, которых нет на клавиатуре.

Описание ситуации. Работник типографии должен набрать текст статьи, содержащей много символов, которых нет на клавиатуре. Использование таблицы, которая содержится в офисных программах и предназначена для вставки символов, отсутствующих на клавиатуре, требует определенных временных затрат на поиск нужного символа.

Вопрос кейса: Что нужно сделать работнику типографии, чтобы быстро вставить в текст такие символы, как тире, среднее тире, плюс, минус, параграф и знак умножения.

Помимо кейс-технологии можно провести викторину «Миф или правда», в которую включить ложную информацию, которая часто принимается за достоверную. Примером ложной информации может стать:

1. Чем больше мегапикселей в камере, тем лучше фотографии.

Ложь. Качество фотографии зависит от параметров техники.

2. Украсть историю браузера в режиме «Инкогнито» невозможно.

Ложь. В режиме «Инкогнито» данные о результатах поиска не могут видеть пользователи, у которых есть доступ к компьютеру при этом данные о посещении сайтов сохранятся как и в обычном режиме.

3. Телефон нельзя оставлять заряжаться на всю ночь, так как это вредит батарее.

Ложь. Современные смартфоны работают на литий-ионных батареях и перестают заряжаться, когда отметка достигает 100 %. Но даже когда это произойдет, зарядное устройство продолжит потреблять небольшое количество тока.

4. Высокий уровень мобильного сигнала означает хорошую связь.

Ложь. Отметки показывают, насколько сильный сигнал вы получаете от ближайшей вышки сотовой связи. Они не демонстрируют качество связи и скорость передачи данных. Если к вышке подключено слишком много людей, то проблемы со связью могут возникнуть, даже при высоком уровне сигнала.

5. Нужно всегда безопасно извлекать USB.

Ложь. Если во время работы с USB-носителем вы не считываете данные и не записываете их, то его можно спокойно вытащить, не выбирая "Безопасное извлечение устройства". При выборе данного режима операционная система просто проверяет, что все изменения сохранены, и данные не передаются на носитель.

Таким образом, очень важно развивать у школьника информационную и медиаграмотность, это научит ребенка выбирать и анализировать информацию, критически относится к материалу из недостоверных источников . Обучить основам грамотности детей можно во время урока информатики, так как учебные задания имеют достаточно широкие возможности для формирования информационной и медиаграмотности.

Список использованной литературы

1.Белов, С. В. Формирование информационно-медийной грамотности у студентов средствами преподаваемых дисциплин /, С. В. Белов, И. В. Белова // Актуальные вопросы естествознания : V Всероссийская научно-практическая конференция : сб. докл. и науч. ст. – Иваново : ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2020. – С. 180-188.

2. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) // 2005. №3. С. 18.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [электронный ресурс] : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413// КонсультантПлюс. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [электронный ресурс] : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897// КонсультантПлюс. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/

Просмотров работы: 122