Использование тестов на уроках информатики как средство контроля знаний учащихся - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Использование тестов на уроках информатики как средство контроля знаний учащихся

Никонорова Н.С. 1
1ФГБОУВО "ЧГПУ им. И. Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из важнейших элементов образовательного процесса является контроль знаний и умений учащихся. В Федеральном государственном образовательном стандарте описаны планируемые результаты освоения основной образовательной программы, которые становятся критерием оценки достижения планируемых результатов обучения. Для более объективной оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям стандарта требуются стандартные процедуры проверки сформированных знаний, умений и навыков. Одним из наиболее эффективных и удобных средств контроля является тестирование. В последнее столетие в зарубежной и отечественной педагогике намечается тенденция широкого применения тестов как способа проверки знаний. Во многих странах даже создаются различные организации, осуществляющие мониторинг качества образования, в том числе используя тестовые методы. Кроме этого, учащиеся после окончания 9 и 11 класса сдают итоговые экзамены (ОГЭ и ЕГЭ соответственно), где часть заданий как раз представлена в форме тестовых.

Цель исследования – теоретическое обоснование использования тестов на уроке информатики как средства контроля знаний учащихся, анализ платформ для создания тестов.

«Тест» происходит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике термин «тест» определяется как система заданий определенный формы и содержания, позволяющая объективно оценить уровень подготовленности учащихся.

Однако не любой набор вопросов и заданий можно считать тестом, для этого тесты должны удовлетворять следующим критериям:

Предметная чистота. Тестовые задания должны отражать информацию только по изучаемому предмету.

Содержательная корректность. Вся информация, содержащаяся в тестовом задании должна быть корректной с точки зрения теории.

Краткость заданий. Многословные задания не могут считаться тестовыми.

Однозначность ответа. Задание должно подразумевать лишь один правильный ответ (если в формулировке самого задания не говорится об обратном).

Время тестирования должно быть минимальным. Точные рекомендации по времени, которое должно затрачиваться на выполнение теста, ещё не разработаны, но на одно задание должно быть затрачено не более двух минут.

Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве. Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала.

Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному. В тесте не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Иногда необходимо включать 1-2 задания высокого уровня сложности.

Существуют разнообразные виды и формы тестовых заданий. В зависимости от объекта проверки выделяют тесты по блоку «знания», проверяющие усвоение теоретической информации и владение ей, и тесты по блоку «умения» и по блоку «навыки», направленные на выполнение определенных действий.

Наиболее часто встречается деление тестовых заданий на 4 вида: закрытые, открытые, задания на установление соответствия и задания на установление правильной последовательности.

Закрытые тестовые задания содержат вопрос и несколько вариантов ответа, среди которых находится верный. Если верный ответ один, то вариантов ответа должно быть не больше пяти, если верных ответов несколько – не более 8. При этом можно указать, сколько в задании требуется назвать правильных ответов, а можно не указывать – такая система применяется в экзаменационных вопросах ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам. Само тестовое задание может быть составлено как в форме вопросительного предложения, так и в форме утверждения, где ответом будет являться дополнение этого утверждения до корректного предложения. Тестовый вопрос может состоять и из двух утверждений А) и Б). Варианты ответов в этом случае будут выглядеть следующим образом:

Верно только А

Верно только Б

Верны оба суждения

Оба суждения неверны.

Задание также может представлять собой не теоретический вопрос, а задачу или пример, а в вариантах ответа будут содержаться предполагаемые ответы. Важно, чтобы между вариантами ответа не было сильного разброса, иначе учащиеся смогут найти верный ответ методом прикидки, не решая саму задачу. В идеале составителю тестов необходимо предусмотреть возможные ошибки учащихся при решении задачи и вставить в варианты ответов те, к которым приводят ошибочные рассуждения.

Открытые задания не содержат вариантов ответа и предполагают самостоятельный ответ ученика. Они могут проверять как владение теоретической информацией (например, в задании дано определение какого-либо понятия, а учащимся необходимо указать сам термин, или задание, где учащимся необходимо вспомнить и вписать в ответ какую-либо формулу), так и различные умения и навыки (например, задачи и примеры, где учащимся необходимо сначала произвести решение, а затем вписать правильный ответ). Сложность таких заданий проявляется в том, что вероятность угадывания правильного ответа практически равна нулю. Также может возникнуть ситуация, когда ученик знает способ решения задачи, верно его воспроизводит, но ошибается в вычислениях и в итоге получает неправильный ответ. Так как тест оценивает только ответы учащихся, выполнение этого задания будет считано как неверное, поэтому необходимо приучать детей быть более внимательными и осуществлять самопроверку выполняемых заданий.

Тестовые задания на установление соответствия предполагают установление связи между одним элементом из множества свойств, явлений, предметов, определений и т.д. и одним элементом другого множества. Внешне такие задания выглядят как два столбца, причём в первом множестве позиций должно быть больше, чем во втором. Если количество позиций в столбцах будет одинаковым, то может произойти ситуация, когда учащийся знает ответы на все вопросы кроме одного, но выполняет задания правильно, используя метод исключения. Эти задания могут быть направлены как на проверку усвоения теоретического материала (например, соотнести термины с их определениями), так и на проверку уровня сформированности умений и навыков. В этом случае позиции из первого множества могут представлять собой задачу или пример, и для нахождения верного ответа из второго множества учащимся сначала необходимо решить каждый из примеров. Для удобства позиции в первом столбце можно обозначить буквами алфавита, начиная с первой, а позиции второго столбца – цифрами. Тогда правильный ответ будет представлять комбинацию из нескольких цифр, например 12313.

Задания на установление правильной последовательности направлены на проверку знаний последовательности действий в различных ситуациях, порядка выполнения какой-либо работы и т.д. Учащимся необходимо расположить предложенные варианты ответов в правильном порядке, то есть произвести перестановку. Задание можно усложнить, добавив лишние элементы ответов, но эту информацию нужно обязательно указать в задании. Минимальное число элементов, включенных в задание, должно быть не менее 5, а максимальное – не более 12. Правильный ответ, как и в предыдущем задании, здесь будет представлять комбинацию из цифр или букв, что гораздо упрощает процесс проверки.

Учителя в школе обычно составляют тестовые задания в стандартных текстовых редакторах обычным документом, а затем раздают учащимся распечатки заданий. На уроках информатики дети обычно сидят в компьютерных классах, поэтому у них есть доступ к компьютеру, а значит, у учителя есть возможность использовать для создания тестов Интернет-платформы. Рассмотрим подробнее самые популярные из них.

1. Сдам ГИА: образовательный портал Дмитрия Гущина для подготовки к экзаменам. Данный сайт подходит для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, ЦТ, ГВЭ по всем образовательным предметам, включая информатику, а также для текущего контроля учителем усвоения изученного материала. «Сдам ГИА» имеет массу достоинств:

- Большая база заданий. На этом сайте представлены варианты заданий для экзаменов из самых разных источников: реальные задания ОГЭ и ЕГЭ основной и досрочной волн, задания из сборников разных авторов, в том числе от разработчиков экзамена, задания из демоверсий экзаменов. При этом задания разбиты на два каталога: по типам (по номеру задания в экзаменационном КИМе) и по темам (номер темы определяется в соответствии с кодификатором к экзамену).

- Ответы и пояснения. К каждому задания приводится ответ и решение с пояснением. Если решение всё равно не понятно, есть возможность задать вопрос, и разработчики сайта ответят на него.

- Возможность самостоятельного комбинирования заданий. Для отработки конкретных тем или навыков на сайте предусмотрена возможность отбора определенных заданий и составления теста только из них. Например, можно составить тест, где будут содержаться 10 только первых заданий из ОГЭ. Составить такой тест может как ученик, так и учитель, отправив ученикам ссылку.

- Ограничение по времени. На выполнение теста можно установить временное ограничение, после истечения времени тест закрывается. Если учитель задаёт ученикам самостоятельно составленные тесты, то в параметрах работы он может установить срок её выполнения. После истечения срока у учеников уже не будет возможности пройти тест.

- Готовые варианты. Помимо отдельных тестовых заданий каждый месяц на сайт выгружаются 15 новых вариантов, соответствующих демоверсии. Также сохраняется возможность просмотреть варианты за прошлые месяцы и года.

- Возможность загружать свои задания. Если учителя не устраивает ассортимент заданий, представленный на сайте, или ему требуются задания не из экзаменов, а просто по школьной программе, то он может сам загрузить свои задания. При этом их будут видеть только ученики, которым это задание было отправлено.

- Автоматическая проверка. Все задания проверяются сайтом автоматически, по завершении ученику видны допущенные ошибки и полученные баллы. Если вариант был составлен учителем, то он тоже видит эту информацию. В конце даются пояснения по заданиям, где были совершены ошибки. Если учитель сам составляет тест, то он может изменить границы оценок в соответствии с полученными баллами.

- Вкладка «Учителю». Здесь учитель может увидеть все созданные варианты, статистику выполнения по ним, список своих учеников и личную статистику каждого из них. В этой вкладке можно объединять учеников в группы, перемещать их. Есть возможность задать тест определенной группе, не выходя из платформы, то есть не нужно присылать ученикам ссылку в сторонних сайтах.

- Система уведомлений. Учителю приходят уведомления о решенных учениками вариантах, если кликнуть по ним, открывается возможность просмотреть ответы ученика, проверить задания с развернутыми ответами, написать комментарии по заданиям или ошибкам и выгрузить оценки в классный журнал. Ученикам приходят уведомления о том, что учитель проверил работу и написал комментарии.

- Различные форматы ответов на задания с развернутыми ответами. Если задание требует развернутого ответа, то ученик может написать его в предлагаемом встроенном окне, прислать фотографию задания, сделанного в тетради или выгрузить файл с компьютера. Для информатики особенно актуально, что есть возможность загружать текстовые документы, презентации, табличные документы.

Однако у данной платформы есть свои минусы. Так как все задания содержат ответы и пояснения, при решении ученик может подсмотреть их, открыв сайт в новой вкладке. Этот вопрос можно закрыть, если учитель будет сам составлять все задания. Также этот сайт не совсем подходит для подготовки к ЕГЭ, так как содержит задания от всех возможных авторов сборников, но многие из них не соответствуют уровню ЕГЭ и содержат некорректные формулировки. Летом, при приближении экзаменов, многие ученики начинают заходить на сайт каждый день в большом количестве, из-за чего сайт может перестать работать, не выдержав нагрузки.

Всё же положительных сторон намного больше, чем отрицательных, при этом сайт абсолютно бесплатен, и поэтому активно используется учителями для организации учебной деятельности и учащимися для самостоятельной подготовки.

2. Конструктор тестов OnlineTestPad. Среди преимуществ данной платформы можно выделить:

- Возможность создать 17 типов вопросов, включая задания на последовательность, соответствие, закрытые и открытые вопросы.

- Доступ к тесту предоставляется по ссылке, причём возможно задать настройки так, чтобы ссылка открывалась с одного IP-адреса только один раз. Это лишит учащихся возможности заранее посмотреть вопросы перед прохождением теста.

- Возможность учителю оставлять комментарии учащимся после прохождения теста.

- При составлении вопросов учитель может вставлять в задания изображения.

- После прохождения теста учащимся выдаётся сертификат, где написаны полученные баллы и соответствующая им оценка.

- Есть возможность установить ограничение по времени прохождения теста.

- На сайте есть видеоуроки по созданию тестов, игр, кроссвордов.

- Существует банк зданий, из которого учитель может выбрать подходящие для себя или загрузить собственные.

Недостатки:

- Задания открываются по одному и нет возможности вернуться к уже сделанному, чтобы исправить что-то.

- В банке заданий встречаются некорректные задания.

3. Приложение Kahoot. Суть этого приложения заключается в том, что учитель, предварительно включив демонстрацию экрана, заходит на сайт kahoot.com и открывает заранее созданный опрос. Чтобы подключиться к нему, ученикам необходимо со своих телефонов или планшетов зайти на сайт kahoot.it и ввести PIN игры и свои имена. Когда все подключатся, можно начать игру. На экране учителя будет высвечиваться опрос, а на телефонах учеников – 4 разноцветных блока с вариантами ответов. После каждого вопроса на экран выводится рейтинг участников. По итогу игры определяются 1, 2, 3 места.

Достоинства:

- К вопросу можно добавить картинку или ссылку на youtube-видео, а также указывать формулу с помощью специальных инструментов.

- Можно назначать разное количество баллов для каждого вопроса.

- Можно выбирать время для ответа на каждый вопрос.

- Можно создавать опрос с помощью гугл-таблицы.

- Есть Team mode – когда ученики играют не каждый сам за себя, а в командах.

- Есть возможность просмотра статистики по каждой игре. В ней доступны общая информация по игре, процент верных ответов, статистика по каждому участнику.

Недостатки:

- Можно вставить только закрытый тип вопросов, содержащий 4 варианта ответов или вариант верно/неверно.

- Интерфейс на английском языке.

- Ученики не видят заданный вопрос на телефонах, он отображается только на экране преподавателя, поэтому необходим проектор.

- Есть ограничения по количеству участников (в бесплатной версии – максимально 50) и по количеству вопросов (не больше 100).

Существует ещё много разнообразных платформ и сервисов для создания тестов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы, поэтому учитель сам определяет для себя наиболее удобный сервис, попробовав поработать в каждом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Герасимова, Г. Компьютерное тестирование на уроках информатики / Г. Герасимова // Информатика и образование. – 2006. – №9. – С.113–115.

2. Матушанский, Г. У. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний / Г. У. Матушанский // Информатика и образование. – 2000. – №6. – С.7–10.

3. Самылкина, Н. Н.Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие / Н. Н. Самылкина. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 176 с.

4. Этко, И. Г. Компьютерные тесты по информатике и информационным технологиям в сети Интернет / И. Г. Этко // Педагогическая информатика. – 2005. – №1. – С.77–83

Просмотров работы: 40