Гуманистическое воспитание является одной из актуальнейших тенденций развития современного образования. Гуманистическая педагогика направлена на то, что ребенок не пассивный объект и продукт воспитательных воздействий педагога, а активный субъект активного, ответственного, свободного становления и развития. Задача школы создать условия для гуманистического воспитания, развития индивидуальности ребенка [1].
Основой гуманистической педагогики является признание ученика как активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, который развивается в соответствии со своими возможностями и способностями. Цель гуманистической педагогики создать условия для развития каждым учеником своих способностей, реализации своих интересов, предоставить ему возможность стать субъектом творческой деятельности, активным участником учебного и воспитательного процессов.
Гуманистическое направление воспитания в психологии и педагогики возникло в XX веке и нашло отражение в трудах А. Комбса, А. Маслоу, Р. Роджерса. С позиций этих ученых конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник стал субъектом деятельности, познания и общения, самодеятельной личностью. Таким образом, в центре внимания ученых ‒ целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей.
Основным содержанием психолого-педагогических идей А.Г. Маслоу являются сущностные проявления человека, к которым относятся творчество, ценности, самоактуализация, личностный рост, самореализация. Он настаивал на том, что в процессе воспитания следует учитывать интересы, индивидуальные особенности школьников, строить с ребенком бережные отношения.
С самого начала гуманистическая педагогика изучала те способности и возможности человека, к которым не обращались ни бихевиоризм, ни психоанализ. В качестве основной модели воспитания и развития гуманистический подход признает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставляемых возможностей, уникальную неповторимость каждой личности. Центральными в гуманистической педагогике являются такие понятия, как «ответственность», «независимость», «любовь», «самоактуализация» [3].
По мнению американского педагога Дж. Дьюи, «ребенок ‒ солнце, вокруг которого вращаются средства образования» [2, с 334]. В своих исследованиях он теоретически обосновал «школу жизни ребенка», в которой развитие ребенка должно осуществляться естественных процессах физического и духовного роста, на удовлетворении природных влечений, на организации детской активности. Вхождение ребенка в мир знаний, усвоение духовных и материальных ценностей, накопленных человеческой цивилизацией возможно только благодаря включению ребенка в активную познавательную деятельность, в деятельный созидательный труд.
Одним из ярчайших примеров безграничной любви к детям, величайшего гуманизма ХХ века, высокого гражданского подвига является польский педагог, врач, детский писатель Я. Корчак. Я. Корчак возглавлял варшавский «дом сирот» и жил в интернате среди детей. В годы второй мировой войны, отказавшись от предложения о спасении, принял смерть в газовой камере фашистского концлагеря вместе с двумястами воспитанниками, помогая испуганным детям достойно и спокойно пройти их последний путь. Идея его педагогической концепции заключается в том, что воспитания без детей не существует. Долг воспитателя создать условия для того, чтобы дети вырастали настоящими людьми, духовно и нравственно развитыми. Он был категорически против проявления к детям насилия, неприязни и недоверия.
Таким образом, гуманистическая педагога запада позволяет сделать вывод о том, что педагоги-гуманисты стремились к построению системы образования на идеях гуманности и духовности, что нашло отражение не только в их педагогических трудах, но в их жизни. В гуманистической концепции воспитания нашли отражение идеи самоценности личности ребенка, права ребенка на свободное развитие, самоопределение и самореализацию. Содержание воспитания детей должно строиться на идеалах добра, справедливости, истины, красоты, счастья. Безусловно, идеи педагогов-гуманистов имеют большое значение для развития воспитания на современном этапе развития российского образования.
Литература
Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе / К.В. Гавриловец. – Мн.: Полымя, 2000. ‒ 301 с.
Пискунов, А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971. ‒ 560 с.
Попова Ю. И. Психолого-педагогические идеи А.Г. Маслоу в современной теории и практике обучения и воспитания в США / Ю.И. Попова.: дис. … канд. пед. наук. –Волгоград, 2009. ‒ 204 с.