Цифровизация как фактор развития налоговой системы РФ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Цифровизация как фактор развития налоговой системы РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровизация, как неотъемлемый процесс современного мира, проникает во все сферы жизни общества, меняя его, в том числе экономику и процессы управления. Она коснулась всех государственных ведомств, и Федеральная налоговая служба (ФНС) не стала исключением. Такие факторы, как Интернет, социальные сети, большие массивы данных и автоматизация процессов трансформируют привычные модели развития. ФНС России имеет богатую историю развития. Рассмотрим этапы становления информационной системы ФНС России, они представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Этапы становления информационной системы 1

1-й этап – с 1991 по 2000 год. Начальная стадия развития технологических процессов Государственной налоговой службы. Закупка первых компьютеров. Для решения одних и тех же задач в соседних регионах могли использовать разное программное обеспечение. Отсутствует какая-либо централизация информационных ресурсов.

2-й этап — с 2000 по 2005 год. В этот период внедряются типовые программные комплексы на местном, региональном и федеральном уровнях. Воплощаются в жизнь идеи централизованной обработки данных. Появляются первые федеральные информационные ресурсы.

3-й этап — с 2005 по 2010 год. Наращивается функционал типовых программных комплексов путем охвата все большего числа направлений. Развивается сайт и появляются первые интерактивные сервисы, включая такое понятие как личный кабинет налогоплательщика. Развивается электронное взаимодействие с налогоплательщиками.

4 этап – с 2010 года по настоящее время. Налоговая служба использует в своей деятельности основные цифровые технологии, где необходимо информировать налогоплательщиков в лице бизнес-сообщества, населения и организаций, к таким относятся автоматизированные информационные системы под названием НДС-2 и НДС 3, развитие онлайн-сервиса ФНС России, доступного налогоплательщикам – «Личный кабинет налогоплательщика». Указанные ресурсы необходимы для минимизации налоговых рисков бизнеса.

Одним из путей решения проблемы необходимости цифровизации налоговой системы РФ стало внедрение ФНС РФ системы налогового мониторинга. Налоговый мониторинг – это система дистанционного налогового контроля.2 Данная система вступила в силу с 1 января 2016 года, и ее основная суть заключается в том, что компании открывают свои информационные учетные системы для налоговых органов. В свою очередь налоговые органы не проводят выездные проверки, вместо этого компании представляют им онлайн-доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности компании. Предоставление налоговому органу в оперативном режиме непосредственного доступа к данным позволяет, с одной стороны, существенно ограничить спектр контрольных мероприятий в отношении каждой организации, с другой – оптимизировать издержки бизнеса на выполнение требований налогового законодательства. Существуют следующие условия проведение налогового мониторинга:

• совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предыдущий год, составляет не менее 300 млн. рублей;

• суммарный объем полученных доходов составляет не менее 3 млрд. рублей;

• совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации составляет не менее 3 млрд. рублей. 3

Одним из важных достижений в области цифровых технологий является налог на профессиональный доход или налог на самозанятых. Самозанятыми условно называют плательщиков налога на профессиональный доход. Это специальный налоговый режим с льготной ставкой 4% с доходов от физлиц и 6% с доходов от юрлиц и ИП. Применять его можно по желанию.
Налог на профессиональный доход платят те, кто работает сам или продает товары собственного производства. И при этом не имеет наемных работников с трудовыми договорами. Налог вводится постепенно. Так, в 2019 году он начал действовать в Москве, Калуге, Татарстане, Санкт-Петербурге. В 2020 году подключились еще девятнадцать городов, в том числе Ростовская область. Самозанятые могли контролировать свои налоги через специализированное приложение под названием «Мой налог».

Также нельзя не отметить одну из разработок — налог на доходы от цифровых услуг. Заключается в том, что компании международного уровня должны с доходов от цифровых услуг платить налоги в странах, где они получают прибыль, а не только там, где они зарегистрированы. 4В результате такой налог будут платить не только IT-компании, но и компании различных секторов экономики, предоставляющие цифровые услуги.

Еще хочется отметить, что в России с 1 января 2021 года начала действовать так называемая прогрессивная шкала НДФЛ. Граждане с повышенными доходами (пять миллионов в год и больше) будут платить налог на доход в размере не 13%, а 15%. Согласно изменениям, прибыль за год до 5 млн. рублей будет облагаться налогом по стандартной ставке 13%. В ближайшие три года это должно принести бюджету около 190 млрд. рублей.

Тем не менее, в нашей стране есть определенные сложности с внедрением цифровизации: 5

1) налогоплательщиков слишком много, их обращения долго обрабатываются;

2) нехватка ИТ-специалистов. Многие выпускники ищут работу по специальности за рубежом, поскольку заработная плата там выше. Не хватает и специалистов, которые сами желали бы улучшить систему в масштабе [4, с. 107];

3) компьютерная неграмотность и доступ к интернету. Не каждый человек знает, как использовать систему и пользоваться компьютером в принципе. К тому же важно разумно продумать защиту от хакеров, защитить личные данные налогоплательщиков, которые могут их использовать в корыстных целях. Это сложно из-за того, что сейчас электронное общение чрезмерно открыто. Поэтому о потенциальных рисках и мерах предосторожности налоговые органы информируют налогоплательщиков.

Таким образом, ФНС РФ ввела в 2016 году систему налогового мониторинга, которая поспособствовала снижению налоговых рисков и оптимизации налогового учета компании и сокращению издержек, связанных с ним, то есть продемонстрировала положительный эффект как для страны, так и для компаний, и как следствие, для экономики государства в целом. Также хотелось бы сказать, что цифровизация налоговой системы и налогового администрирования в целом позволит не только выведет экономику на новый уровень, но и сделает более эффективным мониторинг налоговой нагрузки компаний, снизив налоговые риски и сократив количество выездных налоговых проверок. При этом эффективность работы налоговых инспекторов вырастет в несколько раз.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Зубаирова А. А., Шеина А. Ю. Научная статья Цифровизация как фактор развития налоговой системы РФ/Экономика и бизнес/ 2020, с. 244-246

Алеников А.С., Мамонова И.В. Цифровизация процессов в сфере налогообложения как инструмент повышения качества функционирования налоговой системы России / Вестник Академии знаний, № 34, 2019, с. 312-315.

Майбуров И. А. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология: монография для магистрантов, 2019, с. 279

Парадеева И.Н., Кислова Е.Г. Развитие цифровизации налогового администрирования как элемент реформирования налоговой системы России/ Вестник МГЭИ, № 4, 2019, с. 125- 130.

Чтчян В.В., Черноусова К.С. Совершенствование системы налогообложения в условиях цифровизации/ Экономические науки, с. 159-162

1 Составлено по материалам научной статьи Зубаировой А. А., Шеиной А. Ю. Цифровизация как фактор развития налоговой системы Российской Федерации/ Экономика и бизнес/ 2020, с. 244-246

2 Алеников А.С., Мамонова И.В. Цифровизация процессов в сфере налогообложения как инструмент повышения качества функционирования налоговой системы России / Вестник Академии знаний, № 34 (5), 2019, с. 312-315.

3 Майбуров И. А. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология: монография для магистрантов, 2019, с. 279

4 Чтчян В.В., Черноусова К.С. Совершенствование системы налогообложения в условиях цифровизации/ Экономические науки, с. 159-162

5 Парадеева И.Н., Кислова Е.Г. Развитие цифровизации налогового администрирования как элемент реформирования налоговой системы России/ Вестник МГЭИ, № 4, 2019, с. 125- 130.

Просмотров работы: 96