Влияние цифровизации российской экономики на банковский сектор - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Влияние цифровизации российской экономики на банковский сектор

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время информационные технологии активно проникают во все сферы человеческой деятельности. Процесс цифровизации, являющийся одним из современных трендов развития общества, становится важнейшим индикатором развития страны. С помощью данного процесса происходит проникновение финансовых технологий на финансовый рынок, что может снизить уровень существующих рисков, повысить эффективность финансовых институтов и, следовательно, увеличить их прибыль1.

Цифровизация — это область, которая претерпела большие изменения в последние годы, что привело к серьезной трансформации банковской системы. Цифровизация открывает новые возможности для банков, которые позволяют поставить клиента в центр процесса информационного развития. На рынке продолжают развиваться новые технологии, которые нарушают цепочку создания стоимости розничных финансовых услуг, а также выводят новых игроков на конкурентную арену. Все игроки как существующие, так и новые обладают инновационными рычагами для принятия новых тенденций. Силы, определяющие эти изменения, заставили пересмотреть роль банковского дела и финансов. Банк начинает действовать скорее, как "помощник", чем как "поставщик" товаров и услуг2.

Банки играют важную роль в экономике, они управляют платежной системой, то есть основным источником кредита для крупных секторов экономики и, как правило, выступают в качестве убежища для средств вкладчиков. Они также включают предоставление банковских и финансовых ресурсов потребителям и малому бизнесу. В этом случае банки сильно зависят от процентных ставок, комиссий и собственных средств. Время для банков изменилось с появлением и развитием технологических инноваций, включая быстрое распространение таких технологий, как смартфоны и искусственный интеллект. Появились новые конкуренты - финансовые стартапы, а также изменилось отношении со стороны поведения клиента3.

Быстрое развитие информационных систем позволило кредитным организациям автоматизировать свою деятельность и разработать механизм дистанционного управления. Данный механизм привел к созданию различных систем по объему и формам банковских услуг: интернет-банк, интернет-клиент, домашний банк, телебанк, мобильный банк или WAP-сервис. Некоторые сервисы банковской системы в интернете бесплатные и платёж может осуществляться из любой точки мира, а универсальность этих систем позволяет быть доступным как для физических, так и для юридических лиц. При этом подобные изменения имеют и ряд недостатков: старшее поколение не успевает адаптироваться к нововведениям, что в настоящее время делает невозможным совсем уйти от традиционной формы банковской деятельности несмотря на то, что онлайн деятельность несомненно выгодна для банков. Плюс уже сегодня есть банки, бизнес-модель которых основана на полном отказе от использования офисов обслуживания в своей деятельности и осуществляет взаимодействие с клиентом, в первую очередь через онлайн-платформы. В России пример такой бизнес-модели банк АО «Тинькофф Банк»4. Цифровизация способствует росту клиентской базы, поскольку использование современных банковских услуг, таких как интернет-банк, позволяет выполнять различные операции из дома или из офиса: управлять счетами, получать информацию о состоянии счетов и другую банковскую информацию, осуществлять платежи и оплачивать услуги с текущих счетов и пластиковых карт, а также осуществлять другие операции.

Внедрение цифровых технологий требует комплексного подхода. Прогресс в области развития цифровых технологий позволяет банкам работать более эффективно. Рассмотрим топ-5 технологий цифровизации банков5.

Роботизация (RPA) —это форма технологии автоматизации бизнес-процессов, основанная на образном программном обеспечении от роботов или работников искусственного интеллекта. Отличительной и главной особенностью роботов RPA является то, что они могут использовать пользовательский интерфейс для сбора данных и управления приложениями.

RPA рассматривается как важное технологическое достижение в том смысле, что появляются новые программные платформы, которые являются зрелыми, гибкими, масштабируемыми и достаточно надежными, чтобы сделать роботизации жизнеспособным для крупных компаний.

Анализ больших данных или Big Data— это большие объемы структурированных или неструктурированных наборов данных. Основными направлениями данного анализа являются: статистика, маркетинг, обслуживание клиентов, продвижение и развитие продуктов.

Оптическое распознавание (OCR) — это механический или электронный перевод изображений рукописного, машинописного или напечатанного текста в текстовые данные для отображения на компьютере. Эти технологии широко используются в следующих функциональных блоках: обслуживание клиентов, продажи, рабочий процесс и офисная работа.

Искусственный интеллект (Artificial Intelligence). Представленная технология «предназначена для выполнения комплексных задач компьютерами и оптимизации использования человеческих ресурсов». Из года в год интерес к искусственному интеллекту растет все больше.

Чат-боты – это компьютерные программы, имитирующие человеческую речь. Их основная задача - автоматизировать монотонные функции и увеличить скорость их выполнения. Основная роль чат-ботов- автоматизируют и сокращают трудозатраты в отделе обслуживания клиентов.

Таким образом, цифровизация сегодня является неотъемлемой частью поддержания конкурентоспособности банков. Несомненно, формирование российского банковского сектора все еще находится в процессе развития. Однако очевидно, что будущее банковской деятельности будет связано с информационными технологиями. Развитие банковского сектора в цифровой экономике может сравниться с естественными законами жизни «выживает сильнейший». В нынешних экономических условиях выжить и остаться на плаву суждено тем банкам и финансовым учреждениям, которые сейчас широко развиваются и инвестируют в информационную и технологическую деятельность6.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гонтарь А.А. Цифровой бaнкинг как одна из составляющих экономической безопaсности кредитной организации // Вестник Волжского университетa им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 4. С. 90-96.

Мaсленников В.В., Федотовa М.А., Сорокин А.Н. Новые технологии меняют наш мир // Вестник финaнсового университетa. 2017. № 3(99). С. 6 – 11.

Сидоренко А.А. Методические aспекты оценки эффективности проектов цифровизaции / А.А. Сидоренко // Проблемы эффективного использования научного потенциaлa обществa: сборник статей по итогам Междунaродной научно-практической конференции. – 2020. – С. 141–148.

Шеремет И.А. Цифройaя экономикa и кибербезопaсность финансового сегмента // Научные труды Вольного экономического обществa России. 2018. Т. 210. № 2. С. 23-34.

Цифровaя трaнсформaция бaнковского секторa // Теория и прaктикa сервисa: экономикa, социальнaя сферa, технологии. – 2018. – №4 (38). – С. 40–44.

Тинькофф Банк. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tinkoff.ru

1 Сидоренко А.А. Методические aспекты оценки эффективности проектов цифровизaции / А.А. Сидоренко // Проблемы эффективного использования научного потенциaлa обществa: сборник статей по итогам Междунaродной научно-практической конференции. – 2020. – С. 141–148.

2 Мaсленников В.В., Федотовa М.А., Сорокин А.Н. Новые технологии меняют наш мир // Вестник финaнсового университетa. 2017. № 3(99). С. 6 – 11.

3 Гонтарь А.А. Цифровой бaнкинг как одна из составляющих экономической безопaсности кредитной организации // Вестник Волжского университетa им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 4. С. 90-96.

4 Тинькофф Банк. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tinkoff.ru

5 Шеремет И.А. Цифройaя экономикa и кибербезопaсность финансового сегмента // Научные труды Вольного экономического обществa России. 2018. Т. 210. № 2. С. 23-34.

6 Цифровaя трaнсформaция бaнковского секторa // Теория и практика сервиса: экономикa, социальная сфера, технологии. – 2018. – №4 (38). – С. 40–44.

Просмотров работы: 263