Введение. Востребованность информационных технологий в настоящее время определяет высокую потребность государства в подготовке IT-специалистов, численность которых в перспективе будет только увеличиваться [1, 2].
Процесс подготовки данной категории специалистов в высших учебных заведениях является достаточно напряженным из-за значительных интеллектуальных и сенсорных нагрузок, что не может не отражаться на функциональном состоянии их центральной нервной системы и органов чувств, обуславливая необходимость коррекции питания, которое играет важную роль в сохранении и укреплении состояния здоровья 3-5.
Оценка макронутриентного состава пищевых рационов данной целевой группы населения является актуальным вопросом гигиены, поскольку позволяет своевременно выявлять отклонения от рекомендуемых гигиеническом нормативом значений и разрабатывать мероприятия для своевременной их коррекции.
Цель исследования: оценить с гигиенических позиций макронутриентный состав рационов питания студентов, обучающихся по программам подготовки IT-специалистов.
Материал и методы исследования. В ходе исследования нами были оценены рационы питания 80 студентов мужского пола в возрасте от 18 лет до 21 года, обучавшихся в учреждении образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» по программам подготовки IT-специалистов.
Фактическое питание изучено на основе метода анализа частоты потребления пищевых продуктов согласно инструкции по применению № 017-1211, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь 15.12.2011 г. Полученные данные сопоставлены с показателями санитарных норм и правил «Требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь» № 180, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 20.11.2012 г., с изменениями, внесенными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 111 16.11.2015 г.
Формирование исследовательской базы и статистические расчеты выполнены при применении пакета прикладных компьютерных программ Microsoft Office Excel 2013 и STATISTICA 10.0.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе гигиенической оценки макронутриентного состава рационов питания студентов нами был выявлен ряд отклонений в сопоставлении с рекомендуемыми значениями гигиенического норматива.
Таблица. – Макронутриентный состав рационов питания студентов
Макронутриенты |
Среднесуточное потребление макронутриентов, г/сут |
|
Me |
Q1-Q3 |
|
Белки (72-80 г/сут) |
119,8 |
74,22-221,0 |
Жиры (81-93 г/сут) |
153,0 |
90,89-267,5 |
Углеводы (358-411 г/сут) |
447,0 |
283,3-792,7 |
Как следует из данных, представленных в таблице, пищевые рационы большинства студентов содержали избыточное количество белков (119,8 74,22-221,0 г/сут; 73,7±4,9% обследованных; превышение достигало до 7,7 раз), жиров (72,5±4,9% обследованных; превышение достигало до 9,4 раз) и углеводов (56,2±5,5% обследованных; превышение достигало до 4,8 раз) при сопоставлении со значениями, рекомендованными гигиеническим нормативом.
При дополнительной оценке пропорции содержания макронутриентов в рационах питания студентов было установлено следующее соотношение – 1:1,2:3,8 [1:1,2:3,8-1:1,2:3,5], указывающее на существенные отклонения от формулы сбалансированного питания, рекомендованной для данной целевой группы населения (1:1,1:4,9), что может препятствовать их нормальному усвоению в организме.
Установленные отклонения в макронутриентном составе пищевых рационов не могли не отразиться негативно и на их энергетической ценности, которая у значительного большинства студентов (73,7±4,9%) превышала значения, регламентированные гигиеническим нормативом: 3429,345 ккал/сут 2341,843-6168,314 ккал/сут (рекомендованная энергетическая ценность рациона составляет 2450 ккал/сут), что в свою очередь отразилось на индексе их массы тела: 8,7±3,1% обследованных имели вес, превышавший норму.
Выводы. Таким образом, среднесуточные рационы питания большинства студентов мужского пола, обучающихся по программам подготовки IT-специалистов, характеризовались избытком поступления основных макронутриентов, что создает выраженные предпосылки для ухудшения состояния их здоровья, учитывая имеющуюся специфику учебной деятельности, которая отличается повышенной напряженностью при пониженной физической активности.
Список литературы:
Земнухова Л.В. IT-работники на рынке труда // Социология науки и технологий. 2013. Т. 4, № 2. С. 77–90.
Смирнов В.М., Гуреева К.М. Влияние модернизации компьютерных технологий на процесс обучения // Евраз. союз ученых. 2020. № 73. С. 27–29.
Саламаха А.Е. Практический взгляд на правильное и здоровое питание // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 4–6 (36). С. 69–74.
Реймбаева Р.С. Здоровое питание как фактор сохранения и укрепления здоровья // Новейшие направления развития современной науки : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 17 окт. 2019 г.). Нукус. фил. Узб. гос. ун-т физкультуры и спорта ; под ред.: А.А. Зарайского. Нукус, 2019. С. 30–32.
Новиков В.С., Шустов Е.Б. Роль минеральных веществ и микроэлементов в сохранении здоровья человека // Вестн. образования и развития науки Росс. академии естеств. наук. 2017. № 3. С. 5–16.