На сегодняшний день одним из факторов повышения конкурентоспособности дошкольной образовательной организации (ДОО) является отношения между всеми субъектами образовательной деятельности и развитая культура образовательной организации: комплекс систем ценностей, идеологии, корпоративных норм, правил, знаний, эмблем, принципов делового поведения, которые регулируют деятельность сотрудников и определяют характер взаимодеятельности с детьми и родителями (законными представителями).
Иными словами, к данному фактору относится корпоративная культура, которая определяет индивидуальность организации, придает ей смысл, обеспечивает стабильность на рынке образовательных услуг.
В настоящее время проблемы репутации, общественного мнения о конкретном образовательном учреждении, и, следовательно, проблемы формирования и управления привлекательным образом детского сада, школы, вуза становятся значимыми, получают все более широкий резонанс в сфере образования, в средствах массовой информации, на уровне межличностного общения педагогов, обучающихся и их родителей. Интерес к ним обусловлен комплексом причин, и одна из них в том, что реформирование образовательной системы России повлекло за собой увеличение субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании миссии организации, ее образа, общественного мнения.
Конкурентоспособность ДОО – это способность привлечения и удержания стабильной потребительской текучести на основании конкурентоспособных методов и действий, иными словами, на основании того, чем может привлечь учреждение своих потенциальных клиентов.
Важность корпоративной культуры заключается в том, что она даёт возможность без административного давления, естественными способами отобрать самые эффективные межличностные отношения, направленные на достижение целей внутри корпорации, и соответствующие примеры поведения сотрудников. Включая такие ценности как творческая направленность, компетентность, способность к внутренней и внешней образовательной конкуренции, к коллективной работе, развитие гордости за образовательное учреждение, корпоративная культура увеличивает сплоченность коллектива образовательной организации, регулирует согласованность в их поведении.
Рассмотрим составляющие, которые могут быть использованы для прочной конкурентоспособности:
Имидж дошкольной организации.
Педагогический состав.
Спектр и качество предоставляемых услуг.
PR-технологии для поддержания имиджа и продвижения услуг данной организации.
Далее раскроем содержание роли всех вышеперечисленных компонентов конкурентоспособности ДОО:
Имидж ДОО – складывается из определенной форменной устойчивости, традиций. Выполняет роль так называемого «бренда организации», который становится популярным в обществе.
Педагогический состав ДОО – на наш взгляд, выполняет самую главную роль в привлечении клиентов, так как очень часто мы слышим от родителей будущих воспитанников «Мы выбрали Ваш сад из-за грамотных и компетентных педагогов».
Спектр и качество предоставляемых услуг. Запрос услуг производится клиентами ДОО, из него создается оптимальный спектр услуг, который для поддержания имиджа образовательной организации должен иметь высокое качество.
PR-технологии. Даже при широком спектре услуг и высоком качестве их оказания, организация может не представлять собой полноценную конкурентоспособную организацию, так как будет иметься низкая осведомленность населения об этой ДОО.
Для эффективного распространения информации о ДОО необходимо использовать:
Официальный сайт учреждения с подробной информацией.
Проведение дня открытых дверей и образовательных мероприятий.
Должна быть обратная связь с руководством учреждения (прямая линия, формы социальных сетей, часы приема и дни руководителя).
Положительные отзывы от прошлых и нынешних потребителей образовательных услуг ДОО.
Использование печатных и видео изданий для повышения «обозримости» ДОО в социуме.
Взяв во внимание всё выше сказанное, сформулируем тезис: формируя имидж организации при помощи современных PR-технологий, компетентного педагогического коллектива и высокого качества оказываемых услуг – ДОО станет конкурентоспособней в среде себе подобных учреждений.
Список используемых источников
1. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина – Ульяновск: УлГТУ, 2018.– 259с.
2. Вирабова, М.Р. Повышение конкурентоспособности и качества услуг учреждений сферы образования: Автореф. дис. к.э.н.: 08.00.05 / Вирабова Марина Романовна – Кисловодск, 2011. – 161 с.
3. Отварухина Н. С. Управление конкурентоспособностью / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с.
4. Саяпина, О.Н. Современные направления повышения конкурентоспособности организаций / О.Н. Саяпина // Символ науки. 2017. Т. 1. № 2. С. 101-104.