В условиях современной жизни мы являемся участниками и субъектами проектирования, а также и потребителями результатов проектной деятельности. Любой проект характеризуется наличием определенных ограничений во времени, средствах, количестве участников.Появилась даже новая отрасль знания – «управление проектами», имеющая в своей основе системный анализ – учение о системе методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем. Автор дает характеристику образовательного проекта, подчеркивая при этом его многоаспектность, так как в структуру деятельности любого образовательного учреждения входят экономические, материально-технические, нормативно-правовые и многие другие компоненты [1].
В.Е. Рад ионов определяет проектирование как сущностный компонент способа жизнедеятельности любого человека, а также как культурно-исторический феномен, который не зависит от сферы деятельности человека [2]. ЕС. Заир-Бек определяет проектирование как одну из важных сторон педагогической деятельности и особенностей педагогической профессии [3], в своей докторской диссертации она рассматривает овладение педагогом педагогическим проектированием с точки зрения овладения деятельностной культурой.
В позициях этих двух ученых мы можем уловить сходство, несмотря на некоторые терминологические расхождения: педагогическое проектирование рассматривается с позиций деятельности человека, а также с позиций культурного феномена.
В.С. Безрукова выделяет в структуре педагогического проектирования три этапа: моделирование, проектирование и конструирование. [5]
Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка
целей создания педагогических систем процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками педагогического процесса.
Зарождение идеи образовательной технологии связано, с внедрением достижений научно – технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. У истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко.
Любая деятельность, в том числе и педагогика, может быть технологией. Технология основана на науке, искусство на интуиции. Начинается все с искусства, а заканчивается технологией, чтобы в будущем все началось опять.
Слово «технология» происходит от латинских слов «технос» -искусство и «логос» наука. Технология – это сложный системный объект, включающий в себя множество подсистем, элементов, связей, обуславливающих целостные свойства этого множества. Технология как целостный объект – это часть над– системы, а ее изучение возможно в рамках системного подхода, который является теоретической и методологической основой системного анализа. [4]
Технология в образовательной среде является довольно трудным и интересным объектом исследования. Основная роль при создании образовательной технологии, отводиться ответу на вопрос «каким образом можно построить именно технологию, а не алгоритм». Итогом работы должен стать продукт, отвечающий принципу культурной аналогии.
В литературе можно увидеть несколько различных взглядов на понятие «технология». Систематизация различных точек зрения позволила выделить три основных подхода к определению технологии обучения. При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели. Использование понятия «технология» в этом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизируя процесс обучения. Происходит просто подмена одного понятия другим. Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм.
Понятие «технология» употребляется:
1. Как синоним понятия «методика» или «форма организации обучения»;
2. Как совокупность всех использованных в конкретных педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В.Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.);
3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Термин «технология» лучше использовать педагогу в третьей трактовке, которая сохраняет первоначальный, пришедший из промышленного производства, смысл.
В педагогике термин «технология» появился относительно недавно, в 60-е годы XIX в., под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии обучения учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся. Итак, в технологиях обучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения.
Структура технологии обучения включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы (классы) с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. Результаты широкого применения предварительного диагностирования в школах доказали необходимость включения этого элемента в практику. Предварительная диагностика и отбор необходимы в большинстве случаев при начале изучения какого-либо курса, предмета.
2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. При введении технологии обучения это направление в работе учителя приобретает особенно важное значение. Взаимодействие учащегося со средством обучения не всегда может приносить радость и удовольствие. Поэтому основная задача учителя при внедрении технологии обучения - привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.
3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, осуществляющийся через взаимодействие учащихся со средствами обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средством обучения.
4. Контроль качества усвоения материала. Технология уделяет значительное внимание процессу контроля. В технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока.
Образовательные технологии сегодня -это обязательный и необходимый инструментарий педагога. При грамотном проектировании и применении технологии педагог может в более короткие сроки достигнуть поставленных целей, решить стоящие перед ним образовательные задачи. Но разработка образовательных технологий требует знаний методологии проектирования. [5]
Под образовательной технологией понимается применение и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических человеческих ресурсов и их взаимодействия.
Образовательные технологии проектируются на основе:
Знаний о сущности и развитие процессов и явлений педагогики, на которые ориентирована внедряемая технология.
Пошагового описания объективных закономерностей развития объектов, явлений, процессов, которое делается на основе теории. Все эти закономерности будут учтены при определении основных стадий проектирования технологии, основанные на последовательности решения педагогических задач, способе построения системы действий образовательных процессов во времени и пространстве, циклов развития педагогического процесса.
Представление о типовых элементах технологии, являющихся фундаментом заложения технологического действия. К ним относятся приемы, способы, средства, ранее используемые в практике образования, технологические процедуры и этапы прохождения.
Авторские методики разработчика, которые проверены на личном практическом опыте, признаются им достоверными, надежными и безопасными для применения.
Начиная проектирование технологии в образовательной сфере, первоначально нужно составить понятие о возможностях и количестве средств, имеющихся и ранее использованных в культурном опыте человеческой деятельности для достижения идентичных целей, имеющих близкое смысловое назначение.
Проектирование технологии основывается на поиске способов проведения ее действий, определение оптимальных условий использование технологии в целом и прохождение каждого технологического этапа. Любая образовательная технология характеризуется пространственными и временными рамками ее эффективного использования.
Разработанная технология первоначально требует проведение проверки ее действия и подтверждение ее эффективности. Для этих целей применяются педагогические эксперименты, которые обеспечивают проведение проверки актуальности и целесообразности внедрения в учебно- воспитательную работу новых разработок.
Реализация образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе образовательной организации предусматривает актуализацию субъектной позиции обучающегося, развитие его творческих способностей, формирование установки на саморазвитие и самосовершенствование [1]. Сформированная установка на саморазвитие является своеобразным механизмом к реализации требования образования через всю жизнь, что, несомненно, обеспечивает личности возможность профессионального совершенствования.
Каждая применяемая в педагогическом процессе технология направлена на решение конкретной задачи, а поставленная задача требует подбора адекватных средств и методов. Педагог сам определяет, какая технология является на данном этапе наиболее эффективной, позволяющей достигнуть запланированной цели. При коллективной форме обучения сложность реализации технологии заключается прежде всего в том, что необходимо создать условия для развития личности каждого обучающегося, учитывая его способности, индивидуальные возможности, скорость и темп усвоения учебного материала. Кроме того, предлагаемая технология не должна противоречить общепедагогическим принципам и закономерностям обучения и должна имманентно вписываться в содержание учебной дисциплины. Все это говорит о том, что педагогу надо творчески подойти к выбору образовательных технологий, а также уметь самостоятельно их проектировать с учетом образовательных задач и личностных возможностей как педагога, так и обучающихся.
Умение проектировать образовательные технологии заложены в требованиях ФГОС ВО к подготовке будущих педагогов, например в ФГОС ВО 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) одна из общепрофессиональных компетенций выпускника (ОПК-6) гласит: «Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями» [7, с. 8]
В проектировании образовательных технологий выделяют несколько этапов, число которых разнится у разных авторов. Н.Е. Шуркова, выделяла следующие этапы: теоретический, методический и технологический (процессуального) [8].
Прежде чем приступить к проектированию образовательной технологии, необходимо сформулировать ее цель, т. е. определиться, на решение какой проблемы будет направлена технология. Постановка диагностично заданной цели предопределяет содержание структурных компонентов технологии, а также позволяет выстроить систему критериев оценки результатов ее реализации.
Рассмотрим процесс проектирования образовательной технологии на конкретном примере на уровне теории были проанализированы современные исследования, посвященные изучению индивидуально-типических особенностей студентов, особенностей организации учебно-воспитательного процесса в условиях вуза, процесса формирования способности к общению специалистов сферы туризма и т. д.
На методическом этапе работы над технологией, исходя из цели и контингента обучающихся, выбираются те средства, формы и методы работы, которые, с одной стороны, позволяют формировать необходимые качества, способности, а с другой - соответствуют возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям обучающихся. другими словами, здесь подбирается общий комплекс педагогического инструментария, который затем будет распределен в соответствии с задачами этапа.
Для технологии были подобраны адекватные средства, формы и методы, которые будут использоваться при реализации технологии формирования способности к общению будущих специалистов в условиях высшей школы. Это интерактивные методы, ролевые и деловые игры, игровые ситуации, имитационные ситуации, эссе, проекты, тренинги, направленные на усиление коммуникативной компетентности, практические упражнения и др. Одним из эффективных педагогических средств формирования коммуникативной культуры обучающихся, направленных также на активизацию субъектной позиции студента, реализацию установки на саморазвитие в образовательном процессе, является обучение в сотрудничестве [3].
Спроектированная технология должна отвечать требованиям, предъявляемым к педагогическим технологиям (Г.К. Селевко): кон-цептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости [6]. Рассмотрим каждое из них подробнее.
Концептуальность - опора на научные положения, идеи, принципы, закономерности педагогического процесса, обеспечивающие достижение поставленной цели. Представлена на теоретическом этапе проектирования технологии, является методологическим ориентиром образовательной технологии, обеспечивая ее обоснованность, логичность, целесообразность.
Системность - возможность структурирования проблемы, определения связей и отношений, составляющих целостное представление о системе. Определяется сложностью поставленной для решения проблемы, что позволяет выявить ее иерархию, определить структурные компоненты, системообразующие элементы.
Управляемость - возможность планирования, проектирования, варьирования и корректирования процесса. Определяется степенью оценки состояния системы на каждом этапе ее реализации, коррекцией выявленных несогла-сованностей в содержании, методах, задачах.
Эффективность - обеспечение получения запланированного результата, т. е. достижения поставленной цели. Заключается в сопряжении цели и задач ее достижения, адекватности выбранного педагогического инструментария.
Воспроизводимость - возможность реализации технологии другими субъектами образовательного процесса. Предполагает достижение запланированного результата при реализации технологии другими лицами при соблюдении последовательности решения поставленных задач.
Образовательные технологии не могут быть жестко регламентированными, они должны быть гибкими. В этом и состоит специфика образовательных технологий.
Разработка новых технологий в образовательной сфере происходит на основе прохождения первоначальных научных исследований и экспериментальной деятельности, новые научные открытия в сфере педагогики требуют обоснования и подтверждения.
Построение новых технологий образования происходит поэтапно:
Первоначально проводятся фундаментальные исследования, которые определяют возможности новых технологий.
Далее определяется эффективность и результативность внедрения технологии, путем применения прикладных исследований.
Проводится мониторинг потребностей и способностей учащихся, их возможностей и стремлений, а также спрос образовательных продуктов среди педагогов и учащихся.
Создается документация, программная и методическая база образовательной технологии и организуется порядок обучения педагогов применению новых технологичных продуктов.
Копирование и распространение программных продуктов.
При проектировании образовательных технологий следует учитывать основные требования, которым она должна отвечать для ее успешного внедрения:
Положительно воздействовать на процесс оптимизации обучения, посредством применения инновационных методик в педагогической работе.
Находиться в соответствии с принципами и закономерностями педагогики.
Обеспечивать практическую реализацию основных педагогических принципов.
Оказывать положительное влияние на развитие личностно ориентированного подхода к образованию, давать возможности персонализировать обучения по специальным программам, учитывающих индивидуальную специфику развития, потребности и интересы учащегося.
Формировать навыки самостоятельности в познании.
Таким образом, проектирование образовательных технологий является обязательной профессиональной компетенцией педагога, которая должна быть сформирована у специалиста. Проектирование образовательных технологий позволяет педагогу учитывать возможности и способности обучающихся, а также свои личностные предпочтения и интересы. Разработанная с учетом личностного и интеллектуального потенциала субъектов образовательного процесса образовательная технология повышает эффективность достижения поставленных целей, решения учебно-воспитательных задач.
Обучение в вузе – важный этап саморазвития человека, на котором насыщенность современного информационного пространства открывает почти безграничные возможности для становления профессиональных и личностных качеств молодежи, выработки привычки самоэффективности.
С другой стороны, избыточность информации, неопределенность критериев для выбора и принятия решения, нестабильность текущей ситуации могут вызывать тревогу за личные и профессиональные перспективы, а зачастую порождают нежелание брать ответственность за собственную жизнь, ее успехи и неудачи на себя.
Саморазвитие — одна из сложных и многомерных педагогических категорий. Философы считают, что в основе его лежит сила самодвижения, которая определяет направленность самосознания личности как активный компонент самосозидания.
Саморазвитие студента возможно при определённых обстоятельствах готовности личности к этому процессу. Выделяют следующие факторы:
1. Психологическая готовность — наличие «жизненных планов» по словам Веккера указывает на высшее развитие личности, которая овладела своим миром, сформировала особую систему жизни в существующей действительности.
В студенческие годы формируются основные задачи, человек осознаёт смысл жизни, строит свой проект жизнеустройства, проходит решающий поворот взаимодействия с внешним миром.
2. Потребность в самопознании — только осознав необходимость понимания своей сущности со всеми положительными и отрицательными качествами, возникает возможность дальнейшего развития. Именно на этапе студенчества происходит формирование самотождественности, возникает чёткое представление о себе, как результат применения различных ролей, изучения литературы.
Идентичность развивается довольно стремительно, при этом не всегда студент может сразу осмыслить своё предназначение и дальнейшую реализацию. Такие ситуации находятся в пределах нормы.
3. Желание саморазвиваться — соразмеряя желаемый результат и текущую ситуацию жизни, личных качеств возникает необходимость, желание саморазвития. Только наличие цели и стимула позволит приблизить личность к необходимым трансформациям. Актуализация личности предполагает понимание и принятие своей личности, формирование мотивов, возможностей для дальнейшей адаптации в социальной среде, решения текущих жизненных сложностей.
Функция саморазвития: развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей.
К механизмам, обеспечивающих профессиональное саморазвитие, относятся:
1) самосознание, ассоциированное с пониманием, признанием, принятием своего Я;
2) самоопределение, показанное обозначением границ своего Я;
3) самоактуализация, связанная с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в Я человека;
4) самореализация, представленная с выражением потенциала Я;
5) самодеятельность, которую человек осуществляет как субъект и в которой он объективирует и развертывает свое Я;
6) саморегуляция, соединенная с управлением человеком различными сторонами своей личности и с их интеграцией;
7) самостроительство, связанное с целенаправленным культивированием и развитием определенных (целостно значимых) способностей, сторон и качеств личности;
8) самоидентификация, представленная с отождествлением и разотождествлением себя с какой-либо позицией, ролью;
9) самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным шкалам. (15)
Профессиональное саморазвитие студентов в образовательном процессе вуза осуществляется поэтапно: первый этап — становление — направлен на формирование устойчивой мотивации к профессиональному саморазвитию; второй этап — закрепление — направлен на закрепление способности и готовности к получению знаний и их реализации в учебно-профессиональной деятельности с целью саморазвития и самосовершенствования; третий этап — преобразование — направлен на совершенствование навыков учебно-профессиональной деятельности студентов вуза на основе самоанализа и осмысления результатов профессионального саморазвития [16].
При формировании готовности студентов к саморазвитию в процессе самостоятельной работы необходимо учитывать имеющиеся противоречия между все усложняющимся учебным материалом и сокращением временных рамок для его изучения. Сегодня студенты сталкиваются с необходимостью увеличения информационной нагрузки, для освоения которой необходимо овладеть методами рационального и эффективного овладения информацией. Необходимо учитывать факторы организации учебного труда, особенно при осуществлении самостоятельной работы. Процесс готовности студентов к саморазвитию в процессе самостоятельной работы определяется множеством внешних факторов, влияние которых будет целенаправленно организовано.
Среди внешних факторов, позитивно влияющих на саморазвитие и относящихся к компонентам конкурентного ресурса вуза, по мнению студентов, наибольшее значение имеют учебная, научная и спортивная составляющие университетской среды. Взаимосвязь внешних и внутренних факторов проявляется в выделении группы факторов, позитивно влияющих на саморазвитие. Среди них по нарастанию значимости студенты определяют занятия физической культурой и спортом и наличие развитой спортивной базы университета, научно исследовательскую работу и развитость информационно-технологической, учебной и научной базы университета, взаимодействие с преподавателями вуза в комплексной форме - кураторство в учебной группе.
К внутренним факторам саморазвития студенты относят разнообразие и успешность опыта самостоятельной реализации своих планов, как и опыт самостоятельного обучения и самостоятельного труда, которые имеют решающее значение в формировании жизненной позиции студента. В этой связи следует интенсивно внедрять в учебный процесс различные активные технологии обучения, ориентируя их на самостоятельность и самоконтроль студента. Важнейшим внутренним фактором саморазвития студенты считают здоровье ума и тела. В этой связи их интересует состояние и развитие в вузе спортивной работы, физической культуры, а также кураторства как институциональной формы педагогического сопровождения процессов саморазвития (особенно для 1-3 курсов обучения). Очевидно, что и развитие тьюторства в вузах также станет значимым позитивным фактором в процессах саморазвития студентов.(17)
Программа саморазвития студента возможна при осознании человеком необходимости развития и улучшения качеств личности, приобретения знаний.
Для успешной реализации модели профессионального саморазвития разработана система лекционных (проблемная, визуализация, бинарная, пресс-конференция и т.д.) и практических (эвристическая беседа, интеллектуальная разминка, сократическая беседа, «мозговой штурм», тематическая дискуссия, профессиональная консультация, анализ конкретных ситуаций (АКС), ролевые и деловые игры, игровое производственное проектирование и т.д.) занятий, наполненных профессиональным содержанием.
Одним из эффективных путей профессионального становления является включение в научно-исследовательскую работу студентов, которая в зависимости от курса осуществляется дифференцированно, с соблюдением принципов преемственности, последовательности и поэтапности усложнения видов поисковой деятельности студентов для привития устойчивого позитивного отношения к самообразованию, повышению творческого потенциала, мобилизации внутренних сил, совершенствования навыков самостоятельной работы.
Практические занятия способствуют выработке умений и навыков социального взаимодействия: сотрудничества и разрешения конфликтов; толерантного поведения; работы в коллективе; организации работы, поиска и принятия адекватных решений при наличии различных мнений; готовности к самостоятельному принятию ответственных решений.
Программа саморазвития студента предусматривает подготовку человека к взрослой жизни и базируется на познании себя и самосовершенствовании. Важную роль на пути становления личности имеют семья, школа, коллектив. При необходимых условиях воспитания зарождается здоровая самоактуализированная личность, которая стремится к совершенству на протяжении всей жизни.
Человеку всегда есть чему учиться, есть неизведанные сферы знаний. Ключевым моментом в период получения высшего образования является осознание своего будущего, профессии, социализация.
Список использованных источников
1. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство целостного согласования в взаимодействии субъектов образовательною процесса: Автореф. дис... канд.пед.наук. – СПб., 2000.
2.Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учеб. Для студ., обучающихся по пед. спец. и направл. / под. ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. – М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. -456 с.
3.Бегидова С.Н. Теория и практика профессионально-творческого развития личности в процессе подготовки специалиста физической культуры и спорта: дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2001.
4.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М.,1989.– с.5
5. Вихор Д.А., Бегидова С.Н., Медников А.Б. Технология формирования коммуникактивной компетенции у будущих бакалавров туризма // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2020. № 1(253). С. 20-25.
6. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационномобразовании // Инновационное образование и инженерное творчество: Сб. – М.: Ассоциация НТТ «Эвристика», 1995.
7. Егорова, Ю. А. Студент вуза как субъект саморазвития / Ю. А. Егорова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 1 (1). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/3/75/ (дата обращения: 20.12.2021).
8. Крафт Н.Н., Джабатырова Б.К., Валес-ская Р.И. Педагогические условия организации сотрудничества в обучении студентов // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. 2018. Вып. 3(223). С. 51-57.
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом Мин-ва труда и соц. защиты Рос. Федерации от 18 окт. 2013 г. № 544и [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 21.12.2021).
10.Радионов, Виктор Евсеевич. Нетрадиционное педагогическое проектирование : Учеб. пособие / В. Е. Радионов; С.-Петерб. гос. техн. ун-т. - СПб. : Изд.-полигр. центр СПбГТУ, 1996.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», утв. приказом Мин-ва образования и науки Рос. Федерации от 22 февр. 2018 г. № 126 [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797874/ (дата обращения: 21.12.2021).
13. Цепляева, С. А. Профессиональное саморазвитие студентов сельскохозяйственного вуза: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — М., 2011.
14. Шуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. № 2. С. 66-70.
15.Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. – 2002. – № 6.
16. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. — М., 2014.