Профессиональное выгорание — это истощение эмоциональных, умственных и энергетических ресурсов человека, которое развивается на фоне сильного хронического стресса на работе. Проявляется полной потерей интереса к профессиональной деятельности и чувством бессмысленности дальнейшего развития, отсутствием сил и желания заниматься тем, что еще недавно увлекало. Самая большая опасность в том, что развивается этот синдром постепенно, не спеша, день за днем. Если игнорировать его первые признаки, то чувство удовлетворенности от хорошо выполненной работы будет уменьшаться, а желание оставить ранее любимую деятельность стремительно увеличиваться.
Эмоциональное выгорание – это состояние нарастающего эмоционального, мотивационного, а также физического истощения, которое сопровождается чувством опустошённости и беспомощности, циничным отношением к работе и другим людям. Это защитная психологическая реакция, при которой «выключается» проявление эмоций на те воздействия, которые могут задеть или травмировать человека. Так организм защищается от чрезмерной перегрузки, заставляет нас дозировать и экономить энергетические ресурсы.
В мае 2019 года ВОЗ описала признаки синдрома эмоционального выгорания. Его определяют как «чувство истощения энергии, увеличение умственной дистанции от работы, циничное или негативное отношение к работе, а также падение профессиональной производительности». Развитие данного синдрома характерно, в первую очередь, для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Также предрасполагает к выгоранию работа с «тяжелыми» клиентами (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные, суицидальные больные, пациенты с зависимостями).
Актуальность нашей работы заключается в том, что работа педагога часто становится причиной сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека. В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределенности и беспомощности, так характерные для современных преподавателей. Следствием повышенной напряженности педагогического труда нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес обучающихся.
Симптомы эмоционального выгорания делят на 3 группы:
эмоциональное истощение: усталость, чувство опустошённости, безразличие к происходящему;
деперсонализация: циничность, отстранённость, затруднение образного мышления, неадекватное эмоциональное реагирование по отношению к коллегам, клиентам, пациентам;
редукция профессиональных достижений: ощущение своей некомпетентности и беспомощности, неудовлетворённость работой, сомнения в своем вкладе в работу и в достижениях.
Следует подчеркнуть, что феномен эмоционального выгорания тесно связан со стрессом и несет вероятность того, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения (заболевания внутренних органов и систем).
Зачастую педагоги отрицают свои психологические проблемы. Учитель всегда выглядит сильным. Психологам в учебных заведениях нужно понимать это и проводить просветительскую работу по профилактике профессионального выгорания. Профилактика выгорания является очень важным аспектом в современной системе образования.
Рекомендации, как избежать синдрома эмоционального выгорания:
Важно находить поддержку среди коллег: просить помощи, когда нужно, и помогать самому.
Важно помнить об идее, с которой педагог пришел работать в учебное заведение.
Не ставить высокий заработок в приоритет. Если мотивируют только финансовые возможности, выгорание может наступить очень быстро.
Важно выстроить личные границы. Когда начинаешь анализировать свое состояние и "дружить" с самим собой, вероятность выгорания меньше.
Строить работу на основе равенства с учениками. Маркер выгорания - когда педагог перестает воспринимать учеников как отдельных личностей, а беспокоится только о том, сделано ли домашнее задание.
Саморегуляция:
включение чувства юмора;
самоубеждения (аффирмации) в спокойном состоянии;
сосредоточение внимания на отдельных предметах, чтобы успокоиться;
расслабление мышц;
похвала окружающих.
Профессия педагога входит в группу риска, а потому каждому учителю необходимо владеть методами и приёмами саморегуляции. Это поможет понизить эмоциональное напряжение, включить деятельность, способствует восстановлению сил.
К саморегуляции можно отнести:
успокоение (снижение эмоционального напряжения);
восстановления (уменьшение утомления);
активизации (повышение психическая и физической активности).
Педагогу необходимо следить за своими эмоциями, понимать, что вызывает определенные состояния и уметь их предотвращать. Будьте внимательнее к самому себе, и тогда жизнь и профессиональная деятельность будут приносить удовлетворение и радость.
Мероприятия по профилактике и коррекции эмоционального «выгорания» педагогов должны стать важной составляющей в работе администрации с педагогическим коллективом каждого образовательного учреждения. А руководитель образовательного учреждения должен создавать оптимальный климат для работы всего педагогического коллектива, в котором преобладает заинтересованность профессиональной деятельностью, уважение, где признается индивидуальность и самостоятельность каждого специалиста. Это будет способствовать повышению самоуважения, чувства собственного достоинства и психологического самочувствия педагогов.
Список использованных источников:
Гроза, И.В. Профилактика и коррекция эмоционального "выгорания" педагогов / И.В. Гроза. – Текст: непосредственный // Фундаментальные исследования. - 2008. - №5. - С.30-31.
Кригер, Е.Э. Источники неопределенности в современной педагогической деятельности / Е.Э. Кригер. – Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №1. - С.129-131.
Ножичкина, Л.В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции /Л.В. Ножичкина. – Текст: непосредственный // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 6. - С.67-69.