ДИАГНОСТИКА ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ППМС-ЦЕНТРА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ДИАГНОСТИКА ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ППМС-ЦЕНТРА

Такахо О.В. 1, Ляпина И.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  Впоследнеевремявозрослоколичествоучащихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ. Изучение причин такой неуспеваемости показало, что одной из распространенных являются нарушения устной и письменной речи. Своевременно некомпенсированные нарушения устной речи, отсутствие или недостаточность логопедической коррекции на уровне дошкольного и начального образования приводят к трудностям в освоении основной образовательной программы, вторичным нарушениям в познавательном и личностном развитии.

Несмотря на все возрастающую численность учащихся, имеющих нарушения в речи, во многих школах отсутствуют учителя-логопеды, которые могли бы помочь ребенку скомпенсировать нарушения и/или обеспечить их профилактику.

Также нередко родители (законные представители) отказываются от рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии на перевод их ребенка в специальные классы, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования (вар.5.1, 5.2). В этом случае ребенок остается в общеобразовательном классе. Перед школой встают определенные вызовы, связанные с включением в образовательный процесс обучающихся с ТНР. В-первую очередь, это создание всех специальных условий (материально-технических, программно-методических, кадровых, финансовых и т.д.), которые необходимы для получения качественного образования такому ребенку в условиях инклюзии.

Следует отметить, что оказание необходимой помощи в условиях общеобразовательной школы не всегда возможно, так как требуется одновременное вмешательство нескольких специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, врача-невролога, учителя-дефектолога) [3]. Такой комплексный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений может быть осуществлен в условиях ППМС-центров.

При этом, обращает на себя внимание специфика организации логопедической помощи младшим школьникам в условиях ППМС-центра, что связано:

с ограничением времени диагностической и коррекционной работы;

трудностями при взаимодействии с педагогами школ;

организационными проблемами в объединении детей для подгрупповых занятий.

Но, несмотря на это, учитель-логопед ППМС-центра должен организовать комплексное обследования детей, направленное на выявление их особых образовательных потребностей. Результаты такой диагностики становятся основанием для разработки индивидуальной программы логопедической помощи, для разработки рекомендаций педагогам школ.

Таким образом, остро встает вопрос о выборе технологий, разработке программ комплексного логопедического обследования младших школьников с учетом специфических особенностей организации деятельности ППМС-центров.

Объект: логопедическое сопровождение младших школьников с нарушениями речи в условиях ППМС-центра.

Предмет: программа комплексного логопедического обследования в условиях ППМС-центров учащихся 2-4 классов с нарушениями речи.

Цель: разработать программу комплексной логопедической диагностики младших школьников с нарушениями речи в условиях ППМС-центров.

Задачи:

1. Выполнить теоретический анализ проблемы организации и проведения логопедической диагностики младших школьников.

2. Разработать диагностический инструментарий для оценки вовлеченность в процесс логопедической помощи подогов и родителей (законных представителей) ребенка

3. Разработать диагностический инструментарий логопедического обследования младших школьников в условиях ППМС-центра.

Проведенный теоретический анализ проблемы исследования (Андреева Н.Г., Амантова М.М., Ахутина Т.В., Венедиктова Л.В., Лалаева Р.И., Прищепова И.В., Репина З.А., Садовникова И.Н., Тосуниди О.М., Трубникова Н.М., Фотекова Т.А., Чиркина Г.В.) позволил выделить ключевые направления логопедической диагностики младших школьников с нарушениями речи, которые были положены в разработку нашей диагностической программы.

Предложенная программа включает три диагностических направления:

диагностика письменной речи младшего школьника;

анкетирование родителей;

анкетирование учителя образовательной организации, в которой обучается ребенок.

Проведение логопедической диагностики предполагает последовательную, поэтапную работу:

Подготовительный этап – предварительное знакомство с педагогической и медицинской документацией ребенка, беседы с родителями. На данном этапе проводится анкетирование родителей (законных представителей), педагогов, с этой целью для них были разработаны анкеты.

Анкета для родителей (законных представителей) включает вопросы, позволяющих уточнить:

анамнез развития ребенка;

особенности выполнения домашнего задания;

степень вовлеченности родителей в учебную деятельность ребенка;

их готовность на совместную работу с учителем-логопедом по коррекции трудностей ребенка.

Особое внимание следует уделять оценке состояния и прогноза развития ребенка родителями и их ожиданиям от данного диагностического исследования

При разработке анкеты учителя начальных классов образовательной организации, в которой обучается ребенок, мы опирались на методические разработки Т.А. Алтуховой, И.Н. Карачевцевой [1].

Анализ результатов анкетирования позволит

получить объективную оценку учебной деятельности учащегося;

даст ее количественную и качественную характеристику;

выявит трудности, возникающие при освоении основной общеобразовательной программы;

ресурсы, на которые возможно опираться при проведении логопедической помощи.

Полученные данные позволяют составить представление о влиянии внешних и внутренних факторов на особенности поведения и развития ребенка: его понимание инструкции, качество и количество выполнения домашнего задания, наличие и причина жалоб учителей, отношение обучающегося к своим трудностям в освоении общеобразовательной программы и речевому дефекту, а также степень сформированности у него навыков учебной деятельности.

Также анкетирование определит уровень заинтересованности в совместной деятельности учителей начальных классов и родителей (законных представителей), уровень их владения знаниями по данному речевому нарушению, препятствующему освоению общеобразовательной программы. Это поможет контролировать коррекционный процесс вне образовательного учреждения (выполнение домашних и дополнительных заданий), при создании комфортного микроклимата.

Основной этап включает подготовку и проведение непосредственного логопедического обследования, результаты которого заносятся в речевую карту учителя-логопеда ППМС-центра. Технология логопедического обследования младших школьников поострена на основе методических рекомендаций О.Е. Грибовой.

Направления логопедического обследования:

связная речь (беседа, рассказ по серии сюжетных картинок или пересказ);

письмо (списывание, диктант);

чтение (способ чтения, темп, уровень понимания прочитанного и возможности работы с текстом).

Углубленное обследование (по показаниям):

психические функции;

оптико-пространственные представления;

графо моторные навыки;

навыки общей моторики;

фонетико-фонематическая сторона;

звукопроизношение (функции артикуляционного аппарата);

лексический строй;

грамматический строй.

При разработке схемы диагностического обследования мы опирались на методические разработки Аманатовой М.М., Андреевой Н.Г., Тосуниди О.М. [2], Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В. [4], Прищеповой И.В. [5], Репиной З.А. [8], Садовниковой И.Н. [9], Н.М. Трубниковой [10], Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В. [11], Чиркиной Г.В. [6],

Полученные данные заносятся в речевую карту, которая отражает все ключевые направления логопедического обследования.

Процедура обследования проходит при соблюдении следующих условий:

• установление эмоционального контакта с ребёнком и созданием адекватного отношения к обследованию;

• выявлением интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем;

• тактика общения с ребенком – сотрудничество, доброжелательное отношение к ребенку;

• темп работы, утомляемость;

• учета сформированности психических процессов ребенка.

В ситуации, когда продуктивный контакт с ребенком недоступен и при обследовании не показывает полностью свои возможности, необходимо изменить тактику обследования и перейти на вербальный вариант (игрушки, картинки, подключение родителей), обратить внимание на стиль общения окружающих с ребенком.

При обследовании полученная информация заносится в заготовленные бланки.

Данные обрабатываются и на основании полученных результатов выделяются 3 уровня речевого развития обследуемого ребенка:

- высокий уровень подразумевает под собой самостоятельное, правильное выполнение всех заданий с точным соответствием всех характеристик предъявленному или ответ со второй попытки и указание на них экспериментатором приводит к исправлению. Имеет развернутую фразовую речь, оформленную грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств. Пересказ выполняет без искажения ситуации, сохраняя все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности. Предложения пишет с первого предъявления, иногда требуется 2-х кратное повторение. В тексте допускается 1 – 2 однотипные ошибки. Чтение целыми словами с сохранением темпо-ритмического рисунка текста, понимание прочитанного в полном объёме;

- средний уровень – задания выполняются самостоятельно, наличие стойких ошибок, которые не замечаются и не исправляются учащимся, даже при указании на них экспериментатором. В речи встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств: трудности актуализации нужных слов, классификации, обобщения. Пересказ со стимулирующей помощью, присутствует незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев, стереотипность грамматического оформления, далекие словесные замены. При написании предложения требуется 3 - 4-х кратное повторение, наличие 1 – 2 однотипных ошибки и ошибок пунктуационных, орфографических. Чтение целыми словами и слогами, допускает одну-две ошибки, понимание прочитанного не в полном объёме с направляющими вопросами;

- низкий уровень – в большинстве случаев неправильные ответы, задания не выполняются даже при помощи экспериментатора или отказ от них. Словарный запас ниже возрастной нормы: низкий уровень классификации, обобщения. Медленный темп работы. При пересказе выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или не завершение рассказа, отсутствие описания ситуации, аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств. При написании предложений требуется многократное повторение, множество ошибок (дисграфические, пунктуационные, орфографические) или самостоятельно на слух не пишет, только копирует написанное (либо печатные, либо письменные буквы). Темп чтения медленный, послоговое или целыми словами, передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

Заключительный этап, предполагает формирование логопедического заключения и описание выявленных особых образовательных потребностей ребенка. Полученные данные становятся основанием для разработки индивидуальной программы логопедической помощи.

Таким образом, разработанная диагностическая программа, позволит выявить трудности ребенка с нарушением речи при усвоении основной образовательной программы, определить его особые образовательные потребности, выстроить программу помощи ребенка. При этом обеспечивает всесторонность обследования и включение основных субъектов образовательно процесса в коррекционную работу по устранению речевых трудностей учащегося.

Своевременно решить проблему неуспеваемости обучающегося в начальной школе с нарушениями речи возможно только при использовании разнообразных методов и оптимальных путей решения с привлечением в коррекционный процесс учителя, педагога-психолога, родителей (законных представителей) и учителя- логопеда, а также сбора всех данных об особенностях его психофизического и речевого развития.

Список литературы:

1. Алтухова, Т. А. Текст как средство формирования перцептивно смысловых навыков чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. А. Алтухова, И. Н. Карачевцева // Когнитивное и коммуникативное развитие школьников с дислексией: интегративный подход: Материалы V Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии 25−26 мая 2011 г. М.: Национальный книжный центр, 2011. С. 18−29.

2. Амантова, М.М. Справочник школьного логопеда. / М.М. Амантова, Н.Г. Андреева, О.М. Тосуниди. - Изд-е 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 (Библиотека логопеда) – раздел 1. - с. 5-30

3. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для вузов / В. П. Глухов. — 3-е изд., исп. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13096-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449171 (дата обращения: 21.12.2020).

4. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова.: Учебно-методическое пособие. - СПб. Изд-во «СОЮЗ», 2003. - 224 с.

5. Лалаева, Р.И., Прищепова, И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова //: Учебно-методическое пособие. - СПб: КАРО, 1999 –187 с.

6. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. педвузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

7. Методы обследования детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред.проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. -88 c.

8. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования. / Под общ. Ред. М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2016. – 368 с.

9. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи [Текст]: учеб. пособие / З. А. Репина // Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1995. —121 с.

10. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. – 184 с.

11. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с.

12. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов/ Т. А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М.: Аркти, 2002. – 136с.

Просмотров работы: 56