ОСОБЕННОСТИ ДЕФИЦИТАРНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ ДЕФИЦИТАРНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие высших психических функций ребенка, имеющего нарушения слуха встречает на своём пути ряд серьезных препятствий, самая значимая из которых – недоразвитие речи – вторичный дефект. Это не единственный фактор дефицитарного развития слабослышащего или глухого ребенка – исследователи отмечают различные затруднения, характерные для разных этапов онтогенеза: замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии дошкольного и младшего школьного возраста [3], так же не способствует компенсаторному развитию функций ребенка и возможности полноценного восприятия им знаний об окружающем мире.

В нейропсихологии высшие психические функции рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Отставание в развитии одного из компонентов влечет за собой системные изменения и компенсаторные перестройки в работе всей системы [1]. Анализ исследований по этой теме дал предварительную картину вероятных трудностей в развитии высших психических функций детей с проблемами слуха.

Исследование Борисовой В.А. показало, что дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев имеют средние и низкие показатели развития образного воображения, и значительно отстают от нормально развивающихся сверстников по показателям вербального воображения [4].

Познавательная деятельность младших школьников с задержкой психического развития характеризуется несформированностью операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, неразвитостью словесно-логического мышления, несформированностью саморегуляции, что оказывает тормозящее воздействие на речевое развитие ребенка. Формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием и во многом определяется сформированностью основных мыслительных процессов [7].

Речь – важнейшее средство реализации мышления, поэтому неразвитость и скудность речи имеет огромное влияние на развитие наглядно-образного и словестно-логического мышления. Сопутствующим проявлениям ЗПР часто становится дисграфия. Б.М. Бегиева обращает внимание на то, что у детей с задержкой психического развития нарушены семантическая структура текста и его языковое оформление. Во всех видах заданий на изучение связной речи у данной группы детей проявляются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации [7].

Дальнейшее развитие ребёнка строится в рамках, в основном, учебной деятельности. Ребенок попадает в среду, в которой ему необходимо использовать имеющиеся знания и умения для дальнейшего овладения учебным материалом. Несформированность высших психических функций становится препятствием для ребёнка на этом пути. Для учебной деятельности крайне важна мотивация достижения. Ребёнку необходимо испытывать радость от своих успехов. В случае, если он не получает такого аффективного подкрепления, мотивация к получению новых знаний и навыков сходит на нет, снижается самооценка. Нередко ребёнок не верит в собственные силы и уходит в себя.

Мышление детей с интеллектуальной недостаточностью формируется по тем же законам, что и в норме. У них развиваются такие же, как у учеников с нормальным интеллектуальным развитием, виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое), действия (предметные, образные, умственные), операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и формы (понятия, суждения, умозаключения) [6].

Определение уровня сформированности высших психических функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха имеет чрезвычайное значение – восприятие речи такими детьми затруднено и, как следствие, не растет словарный запас, не формируется должным образом речь, а при неверном определении этого уровня коррекционная работа будет неэффективной и ребенок потеряет драгоценное время для развития, что в свою очередь, повлечет за собой ещё большее отставание от сверстников. Важна также и комплексность такой оценки – так как высшие психические функции представляют собой систему и развиваются только во взаимодействии друг с другом.

Согласно принципу опоры на сохранные функции при коррекции дефицитарного психического развития работа педагога-психолога с детьми с ЗПР должна опираться на доступные ребенку навыки и знания и предполагает развитие следующей, недоступной пока ему, ступени в развитии каждой функции. Это значит, что определение уровня сформированности высших психических функций у детей младшего школьного возраста имеет чрезвычайное значение – при неверном определении этого уровня коррекционная работа будет неэффективной и ребенок потеряет драгоценное время для развития, что в свою очередь, повлечет за собой ещё большее отставание от сверстников. Важна также и комплексность такой оценки – так как высшие психические функции представляют собой систему и развиваются только во взаимодействии друг с другом.

Список использованной литературы

Т. В. Ахутина, Е. Ю. Матвеева, А. А. Романова Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии. URL: http://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2012_2/vestnik_2012-2_84-95.Pdf

Бегиева Белла Муратовна ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вопросы науки и образования. 2021. №5 (130). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya

Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений

Борисова В. А. Особенности воображения старших дошкольников с нарушениями речи [Электронный ресурс] URL: http://www.systempsychology.ru/journal/2012_5/87-borisova-va-osobennosti-voobrazheniya-starshih-doshkolnikov-s-narusheniyami-rechi.html

Золоткова Евгения Вячеславовна, Тюрина Екатерина Владимировна Формирование познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-protsessov-u-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya

Косилко Н.А. Характеристика мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте. URL: https://ebooks.grsu.by/evrika2014/kosilko-n-a-kharakteristika-myshleniya-uchashchikhsya-s-intellektualnoj-nedostatochnostyu-v-mladshem-shkolnom-vozraste.htm

Логинова Е. А., Киргинцева М. А. Особенности лексики и значимых для ее формирования функций у школьников с задержкой психического развития // Специальное образование. 2015. №XI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-leksiki-i-znachimyh-dlya-ee-formirovaniya-funktsiy-u-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya

Сорокоумова Е.А., Калугина Е.С. Методики развития мышления у детей с ЗПР в школьном возрасте // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №5 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-razvitiya-myshleniya-u-detey-s-zpr-v-shkolnom-vozraste

Просмотров работы: 85