Стоит отметить, что за последние два года грань между игровыми движками и конструкторами игр была серьёзна размыта. Если раньше можно было сказать, что игровой движок — это «голый» кусок кода с минимальным набором редакторов, или вовсе без них, а конструктор — это "закрытый" код, оснащенный всевозможными визуальными редакторами и снабжённый определённым базовым контентом. То сегодня многие игровые движки применяют "визуальный" подход к созданию игр, поддерживают всевозможные принципы упрощения взаимодействия пользователей со своим содержимым: слайдеры, ползунки, визуальные редакторы. А так же минимизируют ручное написание программного кода. Наиболее яркий пример — игровой движок Unity, который до 90 % работы по созданию игры позволяет проводить в своём редакторе.
Далее мы проанализируем основные характеристики движков, на которые нужно обратить внимание при выборе:
Возможности. Движок должен соответствовать минимальным потребностям , или он должен уметь больше. В случае необходимости можно легко расширить свою игру и задействовать новые возможности движка или конструктора. Главное — соблюсти баланс между мощностью и громоздкостью.
Условия использования. Какие требования выдвигает владелец прав надвижок или конструктор к разработчикам, использующим его? Какими правами обладает разработчик? Существуют ли какие-то дополнительные выплаты в случае успеха игры? В общем, в любом случае с условиями использования своего инструмента нужно ознакомиться во избежание неожиданностей.
Цена. Оправдают ли себя затраты на покупку полноценной версии редактора? На сколько бесплатная версия позволяет оценить его работоспособность, возможности, удобство и прочие второстепенные параметры?
Поддержка со стороны разработчиков. Развивается ли их продукт? Исправляются ли ошибки? Появляются ли новые функции, возможности и т.д.? При прочих равных движок, который динамично развивается, предпочтительнее того, чья разработка была заморожена — ведь в случае какой-то критической проблемы в таком случае существует риск заморозки либо отмены всего проекта.
Сообщество пользователей. Популярен ли движок/конструктор? Существует ли достаточно большое сообщество пользователей, говорящих на
языке, который вы хорошо понимаете? Существуют ли специализированные ресурсы(сайты, форумы), посвящённые этому движку? Для популярных программных продуктов всегда доступно большее количество уроков, примеров, различных форумов, о них пишут в блогах и так далее. Это как раз тот случай, когда уникальность — скорее минус, чем плюс.
Задокументированность. Насколько хорошо представлена документация для тех или иных компонентов движка. А так же наличие мануалов, гайдов, видео уроков, на сколько подробно описано руководство пользователя.
Поддержка сторонних инструментов разработки. Существуют ли законченные скрипты импорта/экспорта моделей из популярных 3D-пакетов?
Использует ли движок какие-то особенные форматы данных, и если да — то созданы ли простые и удобные инструменты конвертации в эти форматы?
Простота использования. Насколько прост в освоении движок/конструктор? Необходимы ли узкие специализированные знания для его использования? Необходимо ли серьёзное вмешательство со стороны пользователя в исходный код для того, чтобы получить желаемый результат?
Construct.
Это приложение неизменно занимает первые строчки в рейтингах конструкторов игр. С помощью Construct 2 можно создавать двухмерные игры практически любых жанров для различных платформ, в том числе и для Андроид, а также анимационные игры, ориентированные на браузеры, поддерживающие HTML5.
С учётом огромного количества вспомогательных инструментов, программу вполне смогут осилить даже начинающие юзеры.Для освоения работы с Construct 2 нет необходимости покупать лицензию, в бесплатной Free-версии предложен вполне достаточный инструментарий и возможность экспорта готового проекта на некоторые платформы. Однако, кодирование готового продукта на мобильные платформы и доступ к полному объёму функционала даст за 129 долларов Personal лицензия. Если же ваше мастерство в создании игр достигло апогея, и вы уже стали получать доход от своего проекта более 5 тыс.долл., придётся раскошелиться на Business-вариант, который обойдётся в 429 долл .
Clickteam Fusion.
Ещё один образчик отличного полноценного игрового конструктора, помогающего даже новичку создать полноценную игру. Программа предоставляет возможность экспортировать созданные приложения совершенно бесплатно в формат HTML5, а это значит, что будет возможность публиковать браузерные игры и кроме того, конвертировать их для публикации в различных мобильных маркетах, например, Google play.
Из основных характеристик можно отметить простоту интерфейса, поддержку шейдерных эффектов и аппаратного ускорения, наличие полноценного редактора событий, сохранение проектов в форматы, совместимые с различными платформами, включая Android. Платная Developer-версия программы недоступна для жителей РФ, но её лицензионный диск можно будет заказать с того же Amazon, облегчив личный бюджет в среднем на 100 долларов. Возможна русификация меню через сторонний русификатор.
Stencyl
Stencyl – ещё один отличный инструмент, позволяющий осуществлять разработку простых компьютерных 2D-игр без специальных знаний кодов, а также языков программирования для всех популярных платформ. Здесь предстоит работа со сценариями и схемами, которые представлены в виде блоков, а перетаскивать объекты или характеристики можно мышкой, что очень удобно.
Разработчик программы так же предлагает возможность прописать в блоках и свой код, но для этого конечно понадобятся знания в области программирования.Наличие отличного графического редактора Scene Designer даёт возможность пользователю применить свою фантазию для рисования игровых миров.
Оптимальный набор функций поможет создать качественные игры разных жанров, но наиболее тайловая (плиточная) графика Stencyl будет актуальна для «стрелялок» или «бродилок».
Программа распространяется на бесплатной основе, но экспорт в
десктопные форматы требует подписки, которая будет стоить 99$ на год, а лицензия для мобильных игр — 199 долл. В год.
Game Maker
Программа существует в платной и бесплатной версии. Бюджетный вариант позволяет создавать добротные двухмерные игры под десктоп. В то время, как платная версия даёт возможность написать довольно «навороченные» 3D-игрушки для Виндовс, iOS и Андроид. Нас же пока
интересует бесплатная возможность научиться реализовывать себя в игровой
индустрии, а Game Maker – тот самый вариант, который позволит создавать игры с собственным сценарием без ограничений в выборе жанра.
Программа предлагает выбор готовых шаблонов локаций, объектов, а
также, персонажей, звуков и фонов. Так что, вся творческая работа сводится к
перетаскиванию в рабочую зону выбранные элементы и выбору условий –
местонахождение и взаимодействие с другими объектами. Хоть знание языка программирования и не понадобится, но пользователи, которые «в теме» смогут использовать GML, чем-то схожим с JS и C++.Game Maker распространяется на английском языке, поэтому тем, кто не владеет им в достаточной мере, понадобится скачать файл русификатора.
Unity 3D
Пожалуй, лучшее, что можно предложить, для создания качественного
трёхмерного проекта. В программу интегрированы полностью готовые модели, а также текстуры и скрипты. Кроме того, есть возможность добавлять и собственный контент – звук, изображения и видеозаписи.
Игры, созданные с помощью Unity совместимы со всеми востребованными платформами от мобильных устройств на iOS или Android до SMART TV телевизионных приёмников. Программа отличается высокой скоростью компиляции, простым в работе интерфейсом, гибким и многофункциональным редактором.
Все игровые действия и поведение персонажей базируются на добротном физическом ядре PhysX. Каждый объект, созданный в этом игровом конструкторе, представляет собой определённое сочетание событий и скриптов, управляющимися разработчиком самостоятельно.Важно понять, что хоть программа и позиционируется, как конструктор игр, рассчитанный на новичков, определённый уровень знаний для работы с этим приложением всё-таки понадобится. Работа с 3D-графикой предполагает наличие достаточно современного компьютера, оснащённого аппаратной видеокартой.
AXMA Story Maker — это специальная платформа для разработки
интерактивных историй и текстовых игр, интерактивной литературы (Interactive
Fiction). Эта бесплатная программа позволяет легко и быстро написать свою собственную интерактивную историю или текстовый квест.AXMA Story Maker поможет писателям и индивидуальным разработчикам в написании и распространении произведений в
новом жанре интерактивной литературы, а также в разработке текстовых игр.
Программа включает в себя визуальный редактор и компилятор-упаковщик произведений в компактный файл формата HTML, который открывается в любом современном браузере. В программу встроена возможность публикации произведения в онлайн-каталоге.
Произведения, созданные при помощи AXMA Story Maker, работают не только на настольных ПК, но и на мобильных устройствах (смартфонах и планшетниках на Android и iOS, а также на электронных книгах). Это даёт возможность читать и играть буквально «на ходу», что может повысить популярность жанру интерактивной литературы в среде любителей чтения и мобильных игр.
Программа распространяется бесплатно по лицензии Freeware. Имеет русский интерфейс и подробное руководство пользователя на русском языке. Есть версии программы для Windows, Mac OS X и Linux. Планируется выпусканглийской версии программы.
Вот достоинства и особенности программы (по версии официального
сайта):
Простой, полностью визуальный интерфейс;
Удобный встроенный редактор с подсветкой синтаксиса;
Поддержка иллюстраций и фоновой музыки;
Для написания не требуются навыки программирования;
Возможность писать на любых языках мира;
Быстрая публикация произведения в онлайн-библиотеке;
Упаковка произведения в один компактный HTML-файл;
Адаптация для чтения на небольших экранах мобильных устройств;
Читатель может сохранять и восстанавливать текущее состояние;
Создание историй строится следующим образом: в рабочей среде настраиваются блоки с содержанием истории и настраивается их
взаимодействие между собой. Так пользователь может влиять на события в
истории. Книга генерируется в HTML файл с использованием JavaScript. На официальном сайте имеется руководство пользователя, форум и прочие материалы в помощь.Со второй версии имеется возможность экспорта истории в ePub, популярнейший формат электронных книг. Благодаря этому, книгам-играм, созданным в этом конструкторе, открыт путь во все российские и международные интернет-магазины.
AXMA Story Maker предоставляется в обычной и профессиональной
редакциях.
Отличия Pro-версии от бесплатной версии:
Возможность редактирования CSS стилей.
Право на редактирование сгенерированного HTML файла.
Настройка кнопок управления (можно отключать показ любой кнопки
и изменять её внешний вид).
Отключение модуля проверки ошибок.
Отсутствие информации о лицензии в сгенерированных HTML и ePub файлах.
Защита от копирования текста в сгенерированном HTML файле.
Отключение сжатия сгенерированного HTML файла для удобства его редактирования.
Достоинства :
Российская, бесплатная программа по лицензии Freeware;
Простой, полностью визуальный интерфейс;
Удобный встроенный редактор с подсветкой синтаксиса;
Поддержка иллюстраций и фоновой музыки;
Возможность писать на любых языках мира;
Быстрая публикация произведения в онлайн-библиотеке;
Упаковка произведения в один компактный HTML-файл;
Адаптация для чтения на небольших экранах мобильных устройств;
Произведения, созданные при помощи AXMA StoryMaker, работают не только на настольных ПК, но и на мобильных устройствах (смартфонах и планшетниках на Android и iOS, а также на электронных книгах). Основываясь на предоставленной информации и руководствуясь вышеперечисленными характеристиками необходимо выбрать наиболее подходящий для поставленной задачи конструктор.
Список использованных источников
Бычков, А. Рынок мобильных приложений в России: книга о приложениях / А. Бычков, ред. Столярова И.М.; – Москва: Инфотропик, 2017. –236 с.
Вроблевски, Л. Околокомпьютерная литература: Сначала мобильные! /Л. Вроблевски; – Москва: A BOOK APARAT, 2012. – 254 с.
Галушко, Н. В. Знакомство с цифровым звуком: учебное пособие / Н. В.Галушко, М.Н. Кочеткова; – Москва: – АО Е-Паблиш, 2020. – 215с.
Джейсон, Г. Игровой движок: Программирование и внутреннее устройство / Г. Джейсон; Москва: – Прогресс книга, 2020. –314 с.
Договор оферты: версия для публикации приложения созданных в редакторе axma story maker : офиц. Сайт – Москва –URL: https://axma.info/dogovor/ (Дата обращения 10.11.2020)