Технологии в банковской деятельности в условиях цифровизации экономики - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Технологии в банковской деятельности в условиях цифровизации экономики

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена цифровизацией мировой экономики, в связи с которой многие виды деятельности преобразуются, в том числе это активно происходит с бансковским сектором.

Цели и задачи работы: целью данной работы является анализ влияния цифровизации на банковскую деятельность и рассмотрение основных тенденций развития цифровых технологий в банковской сфере РФ.

Введение

В наше время цифровые технологии постепенно проникают во все сферы деятельности общества. Это связано с общей цифровизацией мировой экономики, начавшейся с начала XXI века. Банки и коммерческие организации в первых рядах стали интегрировать различные технологии в свою деятельность для повышения своих конкурентных позиций на современном рынке. Рассмотрим понятие цифровизации и вызванные ей явления поближе.

Понятие цифровой экономики и процесса цифровизации

Д. Крайсс и Дж. Бреннен видят процесс цифровизации как способ, благодаря которому происходит преобразование многих сторон общественной жизни в сторону цифровых технологий и инфраструктур. Отсюда следует, что публицисты акцентируют внимание на социальных преобразованиях как главных характеристиках процесса цифровизации. Данное явление вызывает изменения в режиме работы и отдыха человека в течение перехода от аналоговых технологий (например, почта, телефонные звонки) к цифровым технологиям (например, электронная почта, мессенджеры и соц. cети).

Изучая вопрос цифровизации, легко можно проследить зависимость цифровизации и цифровой экономики. Е. Стародубцева и О. Маркова рассматривают рост роли цифровой экономики на мировой арене как следствие цифровизации. Цифровая экономика представляет собой понятие, описывающее трансформации, происходящие в экономике вследствие развития информационно-коммуникационных технологий. В нынешних реалиях уровень цифровизации играет огромную роль в определение экономических лидеров на рынке. Таким образом, множество предприятий выделяет большие деньги на внедрение цифровых технологий в свою деятельность. На рисунке 1 изображена статистика затрат на развитие цифровой экономики в России за 2019 год.

Рис. 1 - Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики: 2019 год.1

Затраты на развитие цифровой экономики увеличились на 1000 миллиардов рублей с 2017-го года, что показывает интенсивность развития цифровых технологий и их важности для компаний в современных условиях.

Тенденции развития цифровых технологий в банковской сфере

Уровень цифровизации в банковской сфере РФ на данный момент очень высок и практически не отстаёт от более развитых экономик мира. На 2020-й год по данным фирмы КПМГ 86% банков в РФ внедряли в свою деятельность цифровые технологии, хотя уровень цифровизации рынка России составлял 63%. Сейчас же такими технологиями могут похвастаться все крупные и не очень банки РФ. То есть, банковская деятельность стала лидером по цифровизации, и на то есть некоторые причины:

При нынешнем высоком уровне цифровизации экономической деятельности, применение цифровых технологий банками становится одним из важнейших аспектов для сохранения конкурентоспособности по всем клиентским сегментам;

Такие технологии помогают клиентам банка выбрать нужную для них услугу и воспользоваться ей вне зависимости от географического положения потребителя или его компании;

Цифровые технологии помогают банкам совершать более быстрые и открытые операции;

Цифровизация даёт возможность повысить эффективность операций и управляемость операций, связанных с финансами;

Цифровые технологии снижают стоимость услуг путём сокращения издержек всех участников рынка;

Благодаря технологиям совершенствуются возможности сотрудничества банков и потенциальных потребителей услуг;

Банки, использующие цифровые технологии, предстают перед клиентами в хорошем свете, формируя имидж идущей в ногу со временем организации.

Цифровизация банковской деятельности, как и любое другое явление, имеет свои тенденции и тренды. Рассмотрим основные из них подробнее:

Улучшенный таргетинг услуг:

Система рекламы услуг строится таким образом, чтобы она подстраивалась под каждого клиента индивидуально, то есть пользователь банка с низким доходом увидит в своих предложениях кредиты по низким ставкам, а человек, бывающий летом за границей, увидит предложение по страховке выезжающих за рубеж.

Безналичный банк и ЭЦП (цифровой аналог личной подписи от руки):

Можно уверенно сказать, что скоро придёт эра электронных подписей и электронного документооборота. Сейчас всё больше банков работают над уменьшением доли бумажной рутины и переходом к электронному совершению финансовых операций.

Развитие инвестиционных сервисов:

Сейчас падают ставки по депозитам и в скором времени за хранение валюты нужно будет доплачивать, из-за чего многие люди стали интересоваться инвестициями. Вследствие этого, банки банки подхватили этот тренд и стали открывать собственные биржи.2

Таким образом, можно сделать вывод, что многие банки делают упор на более глубокий уход в онлайн режим работы, что позволит им дотянуться до своих клиентов как в момент выбора услуги, так и при заключении договора независимо от географического нахождения потребителя банковских услуг.

Рейтинг цифровизации банков РФ

Далее рассмотрим подробнее рынок банков РФ и их положение на рынке в сфере цифровых технологий. «Сколково» и «VR-Bank», провели оценку степени цифровизации ТОП-30 банков. По итогам работы в 1 полугодии 2019 года, в ТОП-10 попали Тинькофф Банк, ЮниКредит Банк, Райффайзенбанк, Ситибанк, Росбанк, Всероссийский Банк Развития Регионов, Русский Стандарт.

Онлайн обслуживание на данный момент предоставляют все банки, правда расходы на его модернизацию у универсальных банков могут в удельном весе оказаться небольшими.

Открыть счет авторам в ходе подготовки рейтинга оказалось очень просто. Сделать это онлайн юр. лицубез каких-либо проблем получилось в Райффайзенбанке, Сбербанке России, Россельхозбанке, Альфа-Банке, Тинькофф Банк, Банке Уралсиб, АК Барс, СМП Банк, Банке «Санкт-Петербург», Русский Стандарт, Банк ДОМ.РФ, Связь-Банк, Московском Индустриальном Банке.

В нынешних реалиях одним из важнейших критериев выбора банка стало удобство работы с мобильным приложением банковских организаций для Android или iOS. Функциональность, удобство, модернизация приложений для облегчения работы с ними и сокращения времени оформления тех или иных услуг, безопасность – вот плоскость, в которой банки будут конкурировать в ближайшие 1-2 года. Наиболее скачиваемыми банковскими приложениями на момент подготовки рейтинга оказались приложения Сбербанка России, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка, Альфа-Банк, Московского Кредитного Банка, Банка «ФК Открытие», ЮниКредит Банка.

Все перечисленные банки активно ведут свои страницы в ведущих соц. сетях. Примечательно, что в Facebook наиболее активно проявляет себя сервисная поддержка у банков Банк Уралсиб, Альфа-Банк, ВТБ, Тинькофф Банк, Новикомбанк. У других банков ТОП-30 ответ можно получить в течение нескольких часов или даже дня. Быстрее всего банки отвечали ВКонтакте. В банках Тинькофф Банк, Сбербанк России, Альфа-Банк, Почта Банк, Банк «Санкт-Петербург», Русский Стандарт, Газпромбанк, Банк Уралсиб скорость ответов не превышала пятнадцати минут, а иногда даже минуты.3

Итак, по степени готовности банков к цифровизации окончательные результаты рейтинга ТОП-10 банков РФ таковы (по степени убывания): Тинькофф Банк, Сбербанк России, Альфа-Банк, Райффайзенбанк, АК Барс, Росбанк, ВТБ, Русский Стандарт, Банк «Санкт-Петербург».

Заключение

Итак, смысл написанной мной статьи заключается в том, что она наглядно демонстрирует не только заинтересованность, но и конкретные действия и намерения кредитных организаций в РФ адаптироваться к цифровизации бизнес-процессов и цифровизации рынка в целом, совершенствовать цифровые технологии для создания новых бизнес-моделей и предоставлять новые возможности и удобства своим клиентам.

Список использованной литературы

Развитие современных банковских технологий в условиях цифровой трансформации экономики Российской Федерации [электронный ресурс] доступ: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1098

Краткий статистический сборник: Цифровая экономика 2021 [Электронный ресурс] доступ: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/434007067.pdf;

Рейтинг цифровизации банков по итогам работы за первое полугодие 2019 года [электронный ресурс] доступ: https://old.sk.ru/news/b/pressreleases/archive/2019/08/21/fond-skolkovo-i-vr-bank-sostavili-reyting-cifrovizacii-bankov.aspx

Информационно-аналитическое финансовое издание «Банки сегодня» [Электронный ресурс] доступ: https://bankstoday.net/last-articles/eshhe-bolshe-tsifrovyh-tehnologij-osnovnye-trendy-bankovskoj-sistemy-rf-na-2021-god

Экономические науки – С.А. Барыков Х.А. Хайдаров – стр. 23-29

1 Краткий статистический сборник: Цифровая экономика 2021 [Электронный ресурс] доступ: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/434007067.pdf;

2Информационно-аналитическое финансовое издание «Банки сегодня» [Электронный ресурс] доступ: https://bankstoday.net/last-articles/eshhe-bolshe-tsifrovyh-tehnologij-osnovnye-trendy-bankovskoj-sistemy-rf-na-2021-god

3Рейтинг цифровизации банков по итогам работы за первое полугодие 2019 года [электронный ресурс] доступ: https://old.sk.ru/news/b/pressreleases/archive/2019/08/21/fond-skolkovo-i-vr-bank-sostavili-reyting-cifrovizacii-bankov.aspx

Просмотров работы: 22