Профилактика буллинга как формы девиантного поведения является актуальной проблемой обеспечения безопасной детско-подростковой среды – как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях социальной защиты.
Это связано с тем, что само по себе агрессивное поведение несет негативные последствия для развития ребенка и подростка – как психологического, так и социального. Термин буллинг означает запугивание, издевательство, травлю, и определяется как агрессивное и целенаправленное преследование другого человека с целью унижения и подчинения [1,с.7]. Основными характеристиками буллинга являются наличие агрессора, жертвы и свидетелей буллинга [1,с.8]. Как правило, исследователи отмечают, что буллинг состоит из четырех основных компонентов [3,с.119]:
Агрессивное поведение;
Регулярность этого поведения;
Отношения неровности власти, иерархичности;
Умышленность этого поведения.
В российских государственных документах и нормативно-правовых актах (таких, как, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Указе президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и др. [3,с.174]) не зафиксировано понятие «буллинг», однако отмечается актуальность проблемы профилактики напряженности в межличностных взаимодействиях детей и необходимость создания системы предотвращения насилия в отношениях несовершеннолетних и агрессии в среде несовершеннолетних.
В отечественных психолого-педагогических исследованиях используется обобщающий термин для поведения, противоречащего норме – «девиантное поведение». Данный термин является многоплановым, и может включать в себя буллинг как одну из форм противодействия установленным нормам и правилам [4,с.175]. Под девиантным поведением понимаете поведение, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в группе нормам [7,с.71]. Однако применение понятия к буллингу является дискуссионным – с точки зрения антропологии экстремальных групп (будет рассмотрена далее) буллинг является нормой поведения в экстремальной группе, а не ее нарушением, таким образом, не являясь девиацией, но служа укреплению иерархии и дисциплины экстремальной группы [2].
В Европе первая программа по борьбе с буллингом была разработана еще в 1980-е годы в Норвегии, исследователи определяли буллинг как диспропорциональные властные отношения. Внедрение программы показало снижение буллинга на 50% [13].
Наиболее известными зарубежными исследователями проблемы буллинга и её последствий являются: Д. Ольвеус (Норвегия), Д. Пеплер (Канада), К. Ригби (Австралия), К. Салмивали (Финляндия), П. К. Смит (Великобритания), Р. Ортега (Испания), Д. Эспелейдж (США). В то же время отечественной наукой проблема буллинга изучена недостаточно, однако термин используется в работах И.С. Кона, И.С. Бердышева, С.В. Кривцовой и других; Е.П. Ильин определяет буллинг как «длительное и систематическое насилие, осуществляемое человеком или группой...» [1,с.10]. Исследуя буллинг, А.А. Бочавер и К.Д. Хломов выделяют три основных подхода [5,с.50]: индивидуально-личностный, темпоральный, контекстуальный.
При этом первый и второй подходы согласуется с психолого-педагогической методологией, а третий – с социологической и антропологической, что требует отдельного рассмотрения. Отмечается, что в части контекстуально-средовой буллинг (или подобные ему явления) чаще всего встречается в закрытых иерархических группах, например, армии, местах лишения свободы, где жесткая иерархия не дает участнику группы выйти за ее пределы, что полностью применимо к ситуации социально-реабилитационного центра или детского дома [4,с.176].
Закрытые иерархические группы профессор Банников К.Л. предлагает рассматривать как экстремальные группы, известнейшая его статья «Антропология экстремальных групп» (2002 г.) формирует понятие экстремальной группы, под которым понимается закрытое иерархическое сообщество, ключевым признаком которого является невозможность входа и выхода из сообщества индивида [2].
В качестве примера таких сообществ приводятся вооруженные силы (явление «дедовщины»), места лишения свободы (явление тюремной иерархии с институционализированным унижением тех, кто занимает в ней низшее положение), и рассуждает о том, что экстремальной группой может быть в том числе, детский дом; аналогично, социально-реабилитационный центр является средой, в которой формируется внутренняя иерархия, из которой невозможен добровольный выход индивида, что может приводить к проявлению определенных свойств экстремальных групп; в этом случае «буллинг» следует рассматривать как форму «дедовщины», характерную для детско-подростковой среды закрытых (в части входа-выхода) образовательных сред – включая социально-реабилитационные центры, детские дома, некоторые общеобразовательные учреждения, колледжи.
Ситуация может усугубляться в тех случаях, если воспитанники детского дома, социально-реабилитационного центра, детского дома, ученики школы одновременно являются носителями уголовной культуры [10], что может усугублять свойства экстремальной группы, репродуцировать унижения, и, к сожалению, происходят не столь редко. При буллинге чаще всего наблюдается диспропорция сил и агрессивное преследование исключительно жертвы, но не поиск компромисса, поэтому жертвы булинга так нуждаются в помощи педагогов и родителей [6], а в том случае, если они сами проживают в социально-реабилитационном центре или детском доме – вся нагрузка помощи ложится на психологов и социальных работников [4,с.175].
Чаще всего при буллинге проявляются такие формы девиантного поведения, как агрессивное, конформное и виктивное [3,с.119]. Различают два типа буллинга – косвенный и непосредственный. Формы могут включать насмешки, вымогательство, физические и психологические унижения, издевательства, бойкот, игнорирования, но, в отличие от обыкновенных проявлений этих вне понятия «буллинг», они должны включать систематичность, целенаправленность, иерархичность (моделью иерархии «буллинга» следует считать модель иерархии экстремальной группы, в которой занимающий низшее социальное положение подвергается регулярным унижениям, что, по мнению профессора Банникова, укрепляет структуру самой группы, насилие, в том числе психологическое, в этом случае является почти ритуальным).
Действительно, как отмечают исследователи профилактики буллинга в социальной работе, в детско-подростковой среде преобладающими становятся иерархические отношения, построенные на культе силы и власти, неравенства и подчинения [5,с.47], что само по себе служит катализатором буллинга. Отмечается, что основное отличие между агрессивными (склонными к буллингу) и неагрессивными детьми, заключается в том, что у агрессивных детей не сформирован опыт разрешения конфликта с использованием мягких и нейтральных практик [9,с.189].
Однако, сами по себе агрессивные практики разрешения конфликта в группе могут преобладать – в этом случае, социализируясь в экстремальной группе, подросток усваивает агрессивные нормы, и противодействие буллингу должно заключаться в деконструкции самой экстремальной группы и ее иерархии. Характерна разница в психологических портретах субъекта и объекта буллинга: жертвы, как отмечается в зарубежных исследованиях, склонны к подчинению, зачастую демонстрируют депрессивное, суицидальное поведение, не агрессивны, пассивны, в некоторых случаях – правокативно-виктимны [11,с.156]. В свою очередь, активные участники буллинга, напротив, демонстрируют строгую иерархичность, агрессивность, доминантность – и в то же время готовность следовать неформальным нормам. При этом парадоксальны некоторые зарубежные исследования, указывающие на то, что участники буллинга чаще всего воспитываются в менее авторитарных семьях, чем жертвы. Отмечается, что «…подростки, считавшие своих родителей снисходительными, чаще прибегали к издевательствам и содействовали агрессивному поведению, чем те, кто считал своих родителей авторитарными или авторитарными…результаты этого исследования показывают, что взаимодействие родителей и подростков может снизить эффективность усилий по предотвращению издевательств…» [12]
В части противодействия буллингу иностранные исследования указывают на необходимость повышения квалификации преподавателей и социальных работников, для «…увеличения духа лояльности и удовлетворения в коллективе…снижения давления на личность» [14,412] Отмечается и повышенная роль уровня агрессии и иерархичности в самом обществе, вне подростковой среды [15].
Исследователь Ильминскова В.В. полагает, что решением проблемы буллинга может стать «систематическое взаимодействие всех субъектов обучения», «обеспечение психологической безопасности» [3,с.120]; таким образом, акцент делается на психологических аспектах буллинга, игнорируя его социальную природу. Исследователь Михайлова Ю.С. полагает, что профилактика буллинга должна состоять в мониторинге факторов риска, прежде всего – в контроле за семьей подростка, выявления детей, нуждающихся в помощи педагогов и психологов [8,с.65]. По мнению Лебедевой И.В. основным принципом профилактики буллига является «…социально-значимая, развивающая общая деятельность и актуализация позитивных норм…» [5,с.51].
Таким образом, буллинг как форма девиантного поведения является актуальной проблемой детско-подростковой среды, рассмотрение которой является важным для всей системы социальной профилактики России – с учетом имеющихся результатов отечественных и зарубежных исследований.
Список литературы:
Андрианова Р.А. Буллинг как феномен агрессивного преследования в образовательной среде // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. Сборник научных статей / Под ред. Вагнер И.В. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020. – 217 с.
Банников К. Л. Антропология экстремальных групп. М. , 2002. 399 с. (Российская академия наук. Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-маклая) // Антропологический форум. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bannikov-k-l-antropologiya-ekstremalnyh-grupp-m-2002-399-s-rossiyskaya-akademiya-nauk-institut-etnologii-i-antropologii-im-n-n-mikluho (дата обращения: 27.11.2021).
Ильминскова, В. В. Буллинг как форма проявления девиантного поведения подростков / В. В. Ильминскова // Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях : региональная научно-практическая конференция, Тольятти, 26 января 2015 года / Ответственные редакторы: В.Е. Якунин, Е.А. Денисова, В.В. Пантелеева. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2015. – С. 118-121.
Лебедева И.В., Арифулина Р.У., Белогорская Л.В. Профилактика подросткового буллинга: современные решения// Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 8. – С. 46-51
Лебедева И.В., Лабутин А.С., Баранов А. Н. Буллинг как девиация отношений в детско - подростковой среде // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1.
Метлик И.В. Российские традиционные духовно-нравственные ценности и проблема профилактики агрессивного поведения учащихся в образовательной среде // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. Сборник научных статей / Под ред. Вагнер И.В. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020. – 123 с.
Миронов Д.Д. Сущность понятия «Девиантное поведение подростков» // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-deviantnoe-povedenie-podrostkov (дата обращения: 24.11.2021).
Михайлова Ю.С. Проблема девиантного поведения подростков // Проблемы педагогики. 2018. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 24.11.2021).
Самсонова Н.В., Дейнега Е.В. Девиантное конфликтное поведение подростков // МНКО. 2018. №6 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-konfliktnoe-povedenie-podrostkov (дата обращения: 24.11.2021).
Скитневская Л.В. Проблема агрессивного поведения в подростковом возрасте // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. Сборник научных статей / Под ред. Вагнер И.В. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020. – 150 с.
Muñoz J.L. Bullying: Description and Analysis of the Phenomenon // Electronic Journal of Research in Educational Psychology - University of Granada, 2011
Norton, Jessica & Duke, Adrienne. The Influence of Parenting on Bullying Prevention: Parenting as a Moderator of Adolescents’ Bullying Behaviors. Journal of Child and Family Studies. 30. 1-12. 10.1007/s10826-021-02014-1.
Alonso, Fernando & De Castro, Rosa. Peer observers of bullying How to act on bullying. 2, Nº 3. 3808-3817.
Abdul Majid, Norliza & Rahim, Abd & Shariff, Mohd & Ahmad, Aniza & Aimi, Nur & Burhanuddin, Nur Aimi Nasuha. . Psychosocial Needs and Reinforcement Approach To Overcome Aggressive Behavior Among Adolescent. 07. 4957-4961.
Kruti, Ida. Aggression and antisocial behaviors of Teenagers. European Journal of Social Sciences Education and Research. 3. 33. 10.26417/ejser.v3i1.p33-42.