В 2019 году люди по всему миру столкнулись с такой болезнью как Covid-19 и связи с этим большинство населения мира, предприятия и различные организации и сферы деятельности перешли на удаленную работу. Это связано с массовой заболеваемостью, смертностью людей из-за опасного вируса.
До пандемии удалённая работа была не особо актуальна, не пользовалась такой популярностью. Многим работодателям пришлось переходить на «удалёнку» для того, чтобы не останавливать свою трудовую деятельность. [1, с. 55]
Со стороны государства безусловно принимались меры поддержки, которые направлены на устранение проблем, со стороны работодателей имеют место нарушения трудовых прав работников.
Образование и пандемию коронавируса невозможно представить без дистанционного обучения. Это первое, что сделали учебные заведения многих государств, когда правительства решили объявить локдауны в связи с эпидемией. Однако в отсталые и слаборазвитые страны Африки, Южной Америки и Азии не обладают достаточными техническими средствами, чтобы организовать занятия в онлайн-формате. Поэтому они используют другие виды дистанционного обучения: проводят обучающие уроки по радио; запускают на телевизионных каналах образовательные программы; распространяют печатные обучающие материалы. [2, с. 7]
Образование модернизировалось в формате удалённого формата, например, школьники, студенты, преподаватели начали проводить обучение и обучаться в формате онлайн. [3, с. 13]
Образование столкнулось с некоторыми проблемами во время пандемии. Примером таких проблем являются вопросы:
Во – первых, невозможности организации полноценного дистанционного обучения, ведь в некоторых населенных пунктах возникли сложности с проведением интернета, у некоторых обучающихся не было доступа к выходу в сеть интернет, а у кого-то не было технической возможности для обучения;
Во – вторых, недостаточная техническая подготовленность педагогического состава – дистанционный формат настал так неожиданно, что преподаватели и обучающиеся не были готовы к этому, но со временем процесс стабилизировался и обучение в онлайн-формате стало привычным делом, как и офлайн-формат;
В – третьих, снижение общего экономического уровня людей;
В – четвертых, недоступность начального образования для детей из малоимущих семей – в данных семьях может возникнуть проблема с техническим оборудованием учеников, например, не у всех есть компьютеры, интернет и т.д.;
В – пятых, недоступность учебных материалов в условиях дистанционного обучения. [4, с. 19]
Некоторыми особенностями дошкольного образования во время пандемии является то, что практически полностью прекратилось, в данной ситуации пострадали не только обучающиеся, но и их родители, которым пришлось отказаться от работы и оставаться дома, для обучения своих детей и их присмотром. Это значительно ухудшило экономическое положение многих семей в период коронавируса.
Для ученика в начальных классах очень важно взаимодействие с преподавателем, это позволяет поддерживать высокий уровень мотивации и вовлечение в образовательный процесс. Перевести школьное образование в период пандемии в онлайн-формат практически невозможно, так как они до конца ещё не способны самостоятельно изучать материал, концентрироваться и долго сидеть на одном месте. Некоторые считают, что всё это в будущем может привести к тому, что дети так и не смогут вернуться к учёбе, а ведь без качественной базы, полученной в начальных классах ученику в дальнейшем будет сложно, так как появятся «пробелы» в знаниях и их усвоении. [5, с. 92]
В сравнении с другими ступенями, сфера высшего образования оказалась самой устойчивой к пандемии. Университеты сразу перевели обучение на дистанционный формат, однако не все вузы оказались готовы к такому переходу.
Университеты в отсталых и развивающихся странах не смогли обеспечить нужное техническое оснащение и стабильный интернет, что значительно снизило качество учебного процесса. Тем более, что далеко не все предметы действительно можно преподавать удалённо. Медицинские специализации, инженерное дело и другие прикладные области пока так и не нашли корректного решения, как снизить последствия для высшего образования в период коронавируса.
Но именно высшее образование было готово к дистанционному формату, студенты и преподаватели, используя различные платформы, например, такую как ZOOM стали обмениваться информацией и обучение не прерывалось. Для гуманитарных наук такой формат не стал проблемой, сложнее было технических наукам, где нужна практика, а дома не всегда получится её применить в силу различных особенностей. Например, не у всех студентов технических специальностей есть различные станки и другие приборы для обучения, вот здесь и возникают трудности дистанционного обучения.
В нашем случае, обучаясь на гуманитарном направлении в дистанционном формате, мы искали пути решения проблемы профилактики тревожности у детей 6-7 лет в период адаптации к обучению в школе. Считаем, что одним из эффективных средств профилактики тревожности старших дошкольников является игра и творческое задание. В ходе исследования нам удалось разработать комплекс игр и творческих заданий для детей данного возраста и рекомендации к их применению, которые успешно могут применять педагоги ДОО и начальной школы в он-лайн формате. Кроме того, законные представители семей воспитанников в условиях семейного воспитания смогут их применять с детьми, что будет способствовать профилактике пограничных состояний (на примере тревожности) в этот острый период психоэмоциональной нестабильности. Впереди защита квалификационной работы по теме «Профилактика тревожности у детей 6-7 лет в период адаптации к обучению в школе». Если она пройдет в он-лайн формате, то мы успешно справимся с волнением и представим свой доклад с интересными практическими разработками, которые были апробированы в режиме он-лайн с участниками педагогического процесса.
Резюмируя всё вышесказанное, сделаем вывод, что даже в период пандемии коронавирусной инфекции образование не стоит на месте, оно развивается и совершенствуется. До пандемии дистанционный формат обучения не был так актуален, как в период Covid-19. Безусловно, есть и минусы в данном формате обучения, но это позволило непрерывно осуществлять процесс обучения студентов.
Список использованной литературы:
Александрова О.М., Орлов Е.В., Степанова Л.И. Переход на дистанционное образование в школе. Управленческие решения // Современные тенденции развития системы образования: Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2020. С. 55.
Альтбах Ф. Дж., Ханс де Вит. Информационные технологии в контексте COVID-19: поворотный момент? // Международное высшее образование.2020. № 103. С. 7.
Гришин В.И., Домащенко Д.В., Константинова Л.В., Кошкин А.П., Устюжанина Е.В., Штыхно Д.А., Шубенкова Е.В. Жизнь после пандемии: экономические и социальные последствия // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2020. № 3. С. 13.
Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б., Александрова И.Э., Чубаровский В.В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 19.
Оборин М.С. Влияние пандемии Covid-19 на образовательный процесс // Сервис в России и за рубежом. №5. 2020. С.92.