Введение
Актуальность темы исследования. До недавнего времени страхование считалось одной из самых консервативных сфер, неохотно внедряющих цифровые технологии в свою деятельность. Однако на фоне глобальной цифровизации экономики в целом, сфера страхования не могла остаться неохваченной, а пандемия и массовый локдаун лишь ускорили данный процесс, поэтому необходимо разобрать позитивные и негативные стороны внедрения цифровых технологий в страховое дело.
Цель исследования. Анализ процесса цифровизации страхового рынка на основе практической деятельности российских и зарубежных страховщиков.
Плюсы и минусы цифровизации в рамках страхового дела
Последние два года для рынка цифрового страхования стали годами цифрового прорыва. В связи с короновирусной инфекцией и введением карантина число активных пользователей интернета возросло (таблица 1), соответственно вырос и спрос на онлайн услуги. Страховщики среагировали на меняющиеся условия и стали постепенно переносить процесс страхования в онлайн. Также с их стороны были замечены действия по «развитию системы удаленного урегулирования убытков1.
Таблица 1 – количество пользователей интернета2.
На современном этапе развития цифровизация страховой отрасли имеет 3 главных направления:
Интернетизация – использование интернета в бизнес-процессах страховой компании. В ходе интернетизации применяются новые производственные технологии, технологии беспроводной связи, облачные технологии;
Индивидуализация – разработка индивидуальных предложений по страхованию (по тарифу, рискам, иным условиям) на основе получения максимально широкого набора данных о страхователе и объекте страхования. Индивидуализация страхового предложения подразумевает индивидуальную оценку риска за счет увеличения количества информации, собираемой о страхователе и объекте страхования и подготовку индивидуального предложения на страхование по запросу страхователя;
Диджитализация – использование цифровых технологий в бизнес-процессах страховщика. На данный момент диджитализации подвержены следующие процессы страховщиков: бухгалтерский учет и отчетность, оценка рисков страхователя в процессе предстраховой дисциплины, продажи страховых услуг и урегулирование страховых выплат.
Интернет-страхование реализуется через интернет-продажи страховых услуг, урегулирования страховых случаев и сбора информации о страхователях. Само же страхование через сеть Интернет имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Страхователь |
Страховщик |
Преимущества |
|
– сам выбирает продукт без «навязанных» вариантов и дополнительных опций – сам выбирает время оформления страхового полиса – может выбрать наилучший вариант страхования с помощью сравнения цен и условий у разных страхователей – бесконтактная оплата – можно оплатить услугу не выходя из дома – с помощью посторонних сервисов страхование выйдет дешевле, так как придет кэшбек |
– экономия на переменных издержках – клиенты прямых онлайн продаж – самая качественная и приверженная аудитория – меньше наличных денег – высокая конверсия в покупку простых страховых продуктов – меньшая загруженность офисов |
Недостатки |
|
– затраты внимания и времени на то, чтобы разобраться в условиях страхового продукта – неполнота информации / неудобный интерфейс – не все варианты страховых продуктов доступны онлайн – оплата только банковской картой – вероятность утечки данных и мошенничества |
– риски мошенничества и подделки, отсутствует визуальная идентификация владельца – риски споров в суде, нет живой подписи владельца – маркетинговые расходы на привлечение клиентов – небольшой потенциал по объему продаж |
Таблица 2 – плюсы и минусы цифровизации в страховом деле3.
Исходя из этой таблица можно сделать вывод, что цифровизация в страховом деле в большей степени повлияла на финансовый сектор, как положительно, так и отрицательно. С одной стороны страхователю стало проще получить услугу, в некоторых случаях даже дешевле, а с другой страхование онлайн может обойтись утечкой данных банковской карты и списанием с нее денег. У страхователя ситуация схожая, с помощью онлайн продаж он экономит на некоторых факторах, получает больше продаж с простых страховых продуктов, однако в процессе онлайн деятельности страхователь подвержен мошенничеству со стороны потребителей страховых услуг. Хотелось бы отметить, что на практике мошеннические манипуляции достаточно частные случаи, соответственно процесс цифровизации в большей степени приносит финансовую выгоду обеим сторонам страхования.
Таким образом, можно сделать вывод, что в последние годы цифровизация страховой отрасли набирает обороты. Многие компании уже осознали преимущества внедрения цифровых технологий в свою сферу, поэтому данная отрасль будет успешно развиваться в течении нескольких лет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
У страха глаза велики – год пандемии страховщики провожают с новыми надеждами // Всероссийский союз страховщиков // Электронный ресурс – 2020г.
Data Commons – интернет пользователи России // Электронный ресурс – 2021г.
InsurSelling-2021. Продажи страхования – стратегия и тактика, трансформация и эволюция, мифы и реальность: материалы конференции // ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» – 2021г.
1 У страха глаза велики – год пандемии страховщики провожают с новыми надеждами // Всероссийский союз страховщиков // Электронный ресурс – 2020г.
2Data Commons – интернет пользователи России // Электронный ресурс – 2021г.
3Составлено автором на основании материала InsurSelling-2021. Продажи страхования – стратегия и тактика, трансформация и эволюция, мифы и реальность: материалы конференции // ЗАО Медиа-Информационная Группа «Страхование сего- дня» – 2021г.